Евросоюз отстоял право на сотрудничество с Россией, несмотря на санкции со стороны США. Об этом заявил постоянный представитель РФ в ЕС Владимир Чижов. По его словам, еще на стадии принятия закона Конгрессом, европейским дипломатам удалось добиться замены всего одного слова, которое в конечном итоге превратилось в возможность обойти закон вовсе.
«В одной из статей, как раз из наиболее чувствительных, в том числе для России, - про газопроводы. В первоначальном варианте было отмечено, что президент «должен» предпринимать соответствующие шаги, а европейцы утверждают, что именно благодаря их воспитательной работе с американцами глагол «shall», который читается в данном контексте как «должен», был заменен на глагол «may», то есть «может», - пояснил в интервью радио Sputnik Чижов.
Куда сложнее было бы обойти планку допустимого российского участия в международных проектах. В первоначальной редакции американского закона была цифра 10%, потом ее подняли до 33%. Это автоматом вывело из-под действия закона некоторые проекты. «Но, конечно, это не относится к «Северному потоку-2» и другим потенциальным нашим крупным задумкам», - добавил Чижов.
Новые санкции, наложенные Конгрессом против России, стали для США способом решать свои экономические проблемы за счет Европы. США давно прицеливаются к европейскому рынку газа, и под шумок решили законодательно запретить России вести какие-либо совместные дела с европейцами в этой сфере. Свое недовольство Вашингтону в грозной форме озвучили в Министерстве иностранных дел Германии, с ним согласилась и Ангела Меркель. По мнению немецких политиков, США рассчитывают вытеснить российский газ с европейского рынка и навязать поставки собственного сжиженного газа, только и всего. Германия также пообещала США прислать «ответку», если новые санкции посмеют затронуть немецкие компании, работающие с Россией.
Возможный экономический ущерб от новых санкций вызвал озабоченность не только в Германии. Депутаты ЕС боялись, что санкции ударят по экономическим и энергетическим интересам всей Европы и могут повлечь за собой непредвиденные последствия. Поговаривали даже о том, что ЕС может ввести санкции уже против Соединенных Штатов. Однако, по словам Чижова, все еще впереди.
«Я бы не стал так уж сразу называть позицию Евросоюза покорной. Я думаю, что разговор ещё не окончен. Другое дело, что, наверное, до ответных санкций ЕС в адрес США дело не дойдёт, но дискуссии им предстоят непростые», — добавил он в интервью.
Между тем сразу несколько европейских стран уже выразили желание покупать американский сжиженный газ. Что это за страны - догадаться нетрудно: Польша и Литва. Газ из США Литва планирует получать уже в этом месяце. Это не первый эксперимент с «газовой независимостью» от России, Литве удалось снизить долю российского газа до 50% - главным образом за счет покупки газа у норвежцев, однако он оказался слишком дорогим. Американский газ, к слову, не намного дешевле — и в любом случае дороже российского газа. В итоге за политические игры в «независимость» платит простое население: для них газ уже обходится почти в полтора раза дороже, чем для поляков.
С Польшей отдельная история. Несмотря на все попытки слезть с «ненавистной российской газовой трубы», полностью отказаться от нашего газа поляки не могут — опять-таки, по финансовым соображениям. Пока что доля российского газа, потребляемого Польшей, составляет почти две трети, сжиженного природного газа — около 10%. В стране действует пилотный проект по импорту сжиженного газа из США. Поляки также покупают газ у Катара, однако очень, очень хотят покупать его куда в больших объемах у своих заокеанских благодетелей из Вашингтона. Правда, если цена на этот газ будет «конкурентноспособной».
Планы США на европейский рынок газа вообще противоречат законам рыночной экономики. Для начала, российский газ — дешевле в два раза. В случае, если Европа вдруг решит полностью перейти на американский газ — у нее не хватит терминалов для разгрузки танкеров со сжиженным газом и хранилищ, а у США не найдется столько газа, чтобы обогреть всю Европу. Хорошо, что в Германии, Австрии и других странах, в отличие от Польши и Литвы, это понимают.