Польша, бьющая в последнее время все рекорды русофобской истерии, на днях очередной раз учудила. Решила подправить свое материальное положение за счет предъявления «исторических претензий» к России.
«Должок», по прикидкам польской стороны, должен потянуть на «триллионы злотых». Примерно столько, как сообщает RT со ссылкой на польское издание Dzinnik, депутаты Сейма от правящей партии «Право и справедливость» хотят получить с нашей страны за действия СССР во время Второй мировой войны. За якобы «военные преступления», «уничтожение материальных и культурных ценностей», «за разворовывание промышленности и произведений искусств».
Услышав подобное, естественно, задаешься вопросом: «Какое же это право, и где справедливость?»
Между тем, в нынешних условиях, меркантильная идея парламентариев Станислава Пенты и Малгожаты Гощевской упала во взрыхленную и в удобренную уже соответствующим образом почву. Сегодня обливать Россию грязью — в тренде.
Не так давно, к примеру, глава МИД Польши пан Ващиковский цинично обвинил СССР в развязывании Второй мировой войны. В его больном сознании, мы якобы сильно «поспособствовали» ее началу, «напав на Польшу вместе с Германией». И воевали с Третьим рейхом, очищая Европу от нацизма, мы тоже, оказывается, «исключительно в собственных интересах, поскольку являлись жертвой немецкой агрессии».
Как будто не было спасенного Кракова, который немцы, отступая в январе 1945 года, собирались взорвать. Не было освобожденного Освенцима и других подобных ему «фабрик смерти», существовавших на территории Польши в годы фашистской оккупации. Не было тех 600 тысяч советских солдат, что отдали жизнь за свободу польской земли…
Но не только исторической амнезией, судя по всему, страдает нынешнее руководство Польши (простые поляки, хотелось бы надеяться, умнее своего правительства). Там иногда просто теряют разум в антироссийском угаре.
Иначе как объяснить эту злобную риторику и постоянные провокационные выпады в адрес нашей страны?
Иногда доходит до абсурда: вроде того, что Качиньского, который погиб в авиакатастрофе под Смоленском, «убили по указанию из Москвы». Иногда — до примитивной человеческой низости. Когда памятники советским воинам-освободителям объявляют «символами оккупации» и сносят бульдозерами.
Теперь вот ещё выставили счет…
Но кто, кому должен, на самом деле? И почему еще несколько лет назад сложно себе было даже представить то, что происходит в российско-польских отношениях сегодня?
— Действительно, представить было сложно, — комментирует ситуацию директор Российско-польского центра диалога и согласия, политолог Юрий Бондаренко. — Но с тех пор, как пришла к власти партия «Право и справедливость», это было все предсказуемо — просто до буквы.
И я бы не спешил отделять правящую партию от народа. В конце концов, она не с неба свалилась — за нее голосовали. Мало того, у нее высокие рейтинги. И если бы сейчас были выборы, она набрала бы еще больше голосов.
Народная любовь, правда, покупается другими методами. Скажем, раздачей за каждого ребенка по 500 злотых. Хотя часть поляков, конечно, шокирована. Большая или меньшая часть? Сказать очень сложно…
Но — понятно — ставка сделана на переписывание истории.
В новой версии это звучит так: «в 39-м году Гитлер и Сталин оккупировали Польшу. Оккупация завершилась в 89-м. С тех пор, как в Польше поменялся общественный строй — т.е. она объявила себя демократической страной».
Пятьдесят лет «под оккупацией», представляете… Естественно, что там может быть хорошего? Там, по определению, ничего хорошего быть не может, кроме героического сопротивления польского народа. Вокруг же — враги.
«СП»: — А зачем все это надо? Смысл, в чем?
— Новая трактовка историческая нужна не сама по себе. А чтобы изобразить себя (что, кстати, Трамп подтвердил в своей речи, когда недавно был в Варшаве) самой большой жертвой. Вообще, в мировой истории. А уж в Европе, тем более.
То есть, занять место униженных и оскорблённых. И подвинуть с этого места, которое, как рассчитывает Варшава, сулит всевозможные материальные блага, евреев.
Для этого все способы, что называется, годятся. Главное, что «50 лет была трагедия». «Трагедию» надо монетизировать.
Недавно они выдвинули претензии Германии на основании того, что Польша отказалась предъявлять претензии ГДР. При том, что тогда ее мнения особо никто и не спрашивал — она сама «была оккупирована». А вот сейчас «мы — свободные и счастливые — будем требовать уже от объединенной Германии — она же включила в себя ГДР, вот пусть она и расплачивается».
Я уже тогда понял, что последует продолжение. Что в ближайшие дни и России предъявят какие-то претензии. Так и случилось.
Они и на этом не остановятся. Скоро по методике прибалтийских «братьев по разуму» рассчитают все в миллиардах долларов. За … «миллион изнасилованных полек»… За «разграбленную страну»… За «вывезенные культурные ценности»… За все, что угодно… Посчитают, объявят, предъявят…
«СП»: — И дальше — что?
— Дальше… Владимир Владимирович в очередной раз произнесет коронную фразу про «уши от мертвого осла». И на этом все закончится.
Польские политики и лидеры общественного мнения могут хоть биться головой об стенку. Один за другим: то министр обороны Мацеревич, то сам Ярослав Качиньский.
Но тут ничего не сделаешь. До следующих выборов там ничего не произойдет. Меня же изумляет другое…
«СП»: — Поясните.
— То, что они как бы мало адекватные товарищи — это понятно. Но что настолько неадекватные — вот тут поражаешься.
Ведь одновременно поссориться со всеми соседями — это надо постараться.
Польша в «контрах» с Россией — тут все ясно. Но у них и к Германии претензии. Они даже со своим самым «верным другом — Украиной» разругались в пух и прах — сначала из-за бандеровцев, а потом из-за новых паспортов, на которых поляки планируют поместить изображение часовни с Лычаковского кладбища под Львовом, где похоронены польские «орлята» (добровольцы, принимавшие участие в обороне города от украинских националистов в 1918—1919 гг. — ред.).
Похожая история с Литвой, с которой отношения тоже очень сложные. Они умудрились поссориться даже с Грузией из-за Саакашвили.
И даже успели кинуть камень в Америку, заявив, «если вы нам продадите комплексы Patriot без технологий, мы вас вообще знать не знаем». Что вызвало немалое удивление в Штатах.
То есть, просто поразительный талант — делать из всех вокруг врагов.
«СП»: — В основе «таланта» этого шляхетский гонор?
— Да. Это часть менталитета, идущая из Средних веков. Собственно, это комплексы несостоявшейся империи — «Речь Посполитая — от моря до моря».
И сейчас, на полном серьезе, рассматривают уже вариант не «от моря до моря» — не междуморье. А — междутроеморье. То есть, есть цель включить в свою орбиту еще и Румынию с Болгарией. И таким образом, влиять уже на Средиземноморье, Балтику и Черное море.
«СП»: — Амбиций много, а силенок хватит?
— Естественно, нет. Там вообще никаких силенок нет. Но их вдохновила очень поддержка Америки, о чем они мечтали всегда со времен социализма. На протяжении всей послевоенной истории Польши огромная часть населения в 70-е, 80-е гг. мечтала о том, чтобы стать — если не штатом США, то, по крайней мере, ближайшим союзником.
Их очень расстраивал Обама, который так и не снял для поляков визовый режим. Ну, а сейчас они вдохновлены тем, что Америка, в общем, назначила Польшу «главным хулиганом» или как бы «смотрящим» за Восточной и Центральной Европой.
Если что не так, в Варшаве рассчитывают, что Америка подправит.
Им же одной Вышеградской группы мало — Словакия, Чехия, Венгрия. Хочется включить в свою орбиту еще всю Прибалтику и Белоруссию.
Все разговоры о «последнем диктаторе Европы Лукашенко» — забыты. Белоруссия-Польша — это друзья и братья. Будто что-то в политике Лукашенко поменялось. Никакой критики не осталось. Мало того, они даже сократили выделение средства на всевозможные пропагандистские ресурсы.
Польша сегодня вживается в роль главного жандарма. Эта роль в их понимании совершенно идеальная.
«СП»: — Жертва и жандарм — в одном лице?
— Жертва — в прошлом. Теперь пора побыть жандармом.
«СП»: — А как, по-вашему, мы правильно реагируем на все эти выпады против нас? Когда бьют по самому больному, по самому святому что у нас есть?
— Мы еще никак не реагируем. Но реакция, конечно, будет. У нас — надеюсь — очень мудрые люди в руководстве, они какой-то ассиметричный ответ найдут. Как в случае со Штатами, когда 750 дипломатов выдворить в одночасье… Понимаете, что это такое? Это десятки шпионов — каждый со своей агентурой. Одним росчерком пера разрушено то, что создавалось многие десятилетия. Еще со времен «холодной войны».
Так и в отношении Польши что-то придумают.
«СП»: — Но почему, действительно, там так сместилось сознание людей?
— Оно не у всех сместилось. Старшее поколение, оно прежнее осталось.
Но, понимаете, там невероятная цензура. Доступа к основным СМИ не имеет никто. Если человек всего лишь нейтрально относится к России, его никогда не выпустят ни в какой прямой эфир. Никогда. Ни при каких условиях. Информационно-пропагандистское поле все зачищено.