4 октября военнослужащие Космических войск России отмечают 60-летний юбилей. Принято считать, что история этого рода войск началась с успешного запуска первого искусственного спутника Земли (ИСЗ).
Данное историческое событие, на первый взгляд, не связано с образованием Космических войск, но в реальности никакого лукавства здесь нет.
Первый спутник был запущен ракетой-носителем, которая была сконструирована на основе знаменитой «королевской семерки» — межконтинентальной баллистической ракете (МБР) Р-7.
Целью советской ракетной программы, которую курировало Минобороны СССР, было достижение глобального паритета с США. Освоение космоса имело не только политическое, но и военное значение.
Важной вехой в развитии Космических войск стало учреждение в 1964 году Центрального управления космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны СССР.
В задачи ведомства входила координация работ по созданию новых космических аппаратов и оперативное решение вопросов применения космических средств.
В советский период Космические войска входили в состав Ракетных войск стратегического назначения, которые на тот момент активно развивались.
РВСН представляли собой гигантскую инфраструктуру, которая требовала постоянных масштабных нововведений с целью автоматизации управления летальным и нелетальным вооружением.
В 1982 году Государственное управление космических средств было выведено из состава РВСН и в течение 10 лет находилось в подчинении министру обороны.
В 1992 году были созданы Военно-космические силы (ВКС), куда была включена вся наземная и орбитальная инфраструктура. В 1997 года с целью экономии бюджетных средств ВКС слили с РВСН и войсками ракетно-космической обороны.
С приходом к власти Владимира Путина Космические войска были выделены в отдельный род войск. 26 марта 2002 года командующий Космическими войсками получил штандарт, а 3 октября 2002 года глава государства учредил дату профессионального праздника.
Минобороны конкретизировало задачи Космических войск, которые с тех пор практически не поменялись:
- Контроль над космическим пространством и обеспечение работы космических аппаратов;
- Обнаружение запуска баллистических ракет и предупреждение ракетного нападения;
- Борьба с баллистическими ракетами противника, атакующими обороняемый район;
- Обеспечение выполнения Федеральной космической программы, международных коммерческих проектов в сфере космонавтики.
В 2011 году Космические войска как самостоятельны род войск прекратили свое существование. До 2015 года они пребывали в составе ВКО, а последние два года наряду с ВВС и войсками ПВО являются частью Воздушно-космических сил (ВКС).
Несмотря на частые структурные перемены, основной функционал Космических войск не менялся.
Офицеры Космических войск — это, как правило, высокообразованные люди, часть которых не получила профильное военное образование. Ничего удивительного в этом нет, так как специфика службы в Космических войсках не предполагает марш-бросков, стрельбищ и полевых занятий.
Как правило, работа офицеров заключается в дежурстве за программно-аппаратным комплексом. Дежурная смена гордо называется боевым расчетом, однако применение летального оружия в обязанности офицеров не входит.
В Космических войсках существует поговорка: «Победы в космосе куются на земле». В наследство от СССР российским Космическим войскам досталась достаточно обширная инфраструктура.
Для понимания специфики этого рода войск можно привести в пример деятельность 11 отдельных командно-измерительных комплексов (ОКИК), расположенных вереницей вдоль территории нашей страны.
ОКИК дислоцированы на территории воинских частей и представляют собой десятки отдельно стоящих строений — так называемых куполов (квантово-оптических систем) и кирпичных зданий с гигантскими «тарелками» на крыше (системы первичной обработки телеметрической информации).
ОКИК принимают и обрабатывают информацию от спутников, следят за их передвижением и проводят необходимые расчеты для Центра управления полетов имени Германа Титова.
Может показаться, что командно-измерительные комплексы, по сути, выполняют гражданские функции, однако обслуживающий персонал не просто так носит погоны. Расположение спутников на орбите и любая информация о запуске и характере деятельности ИСЗ являются секретными сведениями.
Кроме того, запрещено распространение фотографий и видеоматериалов об аппаратуре, которой пользуются Космические войска.
В Интернете крайне сложно найти тактико-технические характеристики множества автоматизированных систем, которыми управляют боевые расчеты.
За минувшие 60 лет Космические войска сделали огромный шаг вперед. В 1957 году сигналы от ИСЗ, а в 1961 году от Юрия Гагарина принимала УКВ-станция типа «Заря», которая представляла собой тачанку с двумя сидениями и антенной.
Последние 30-40 лет эту функцию и множество других выполняют автоматизированные системы. Научно-технический прогресс позволил уменьшить размер ЭВМ и прочей аппаратуры, а численность персонала сократилась в 3-4 раза. Сейчас боевой расчет составляет от двух до четырех человек.
Несмотря на очевидные положительные тенденции, современные Космические войска РФ находятся не в самой оптимальной (если так можно выразиться), форме.
Чудовищный удар был нанесен всей космической отрасли в 1990-е годы. Россия едва не лишилась лидерских позиций, а с возвращением интереса политической элиты к космосу, выяснилось, что страна не в состоянии, как прежде, запускать на орбиту необходимое количество аппаратов.
По сообщениям СМИ, за минувшие два года орбитальная группировка России сократилась примерно со 150 до 120 аппаратов. Часть спутников прекратила работу в виду окончания срока эксплуатации, а новые необитаемые аппараты — в силу разных причин, в том числе аварий ракет-носителей, запущены не были.
Спорные результаты продемонстрировала реализация грандиозного и действительно нужного стране проекта навигационной системы ГЛОНАСС. 19 сентября появились сообщения о том, что президент РФ Владимир Путин оказался недоволен тем, что точность данных российской спутниковой группировки ГЛОНАСС в два раза хуже американской системы GPS.
3 октября глава Военно-космической академии (ВКО) имени А. Ф. Можайского генерал-майор Максим Пеньков сообщил, что «сейчас недочеты устранены, и в ближайшее время точность российской спутниковой системы достигнет нескольких сантиметров».
Ситуация с орбитальной группировкой непосредственным образом влияет на безопасность РФ и боевые возможности Вооруженных сил.
Спутники позволяют отследить пуски и маршруты баллистических ракет, сделать снимки любых объектов военного значения и выполнить функцию целеуказания для применения высокоточного оружия. Судя по тому, как воюет российская армия в Сирии, орбитальная группировка практически не задействована в целеуказании.