Вчера вечером власти Каталонии не решились провозгласить независимость от Мадрида, ограничившись лишь подписанием декларации. По словам главы каталонского правительства Карлеса Пучдемона, это сделано для того, чтобы наладить диалог с Испанией по выходу из состава страны. На деле, каталонские власти могли испугаться бегства бизнеса с территории «недопровозглашенного» государства.
«Учреждаем Каталонскую Республику как независимое и суверенное, правовое, демократическое и социальное государство» – свои подписи под этим документом поставили руководители автономии и депутаты. В документе также содержится пункт о вступлении в силу закона о переходном периоде для судебных и основополагающих институтов Республики, однако, в действие декларация пока не вступила. «Утверждаем стремление начать переговоры с испанским государством без предварительных условий, направленные на установление рамок сотрудничества на благо обеих сторон. Эти переговоры должны будут вестись на равной основе», – так решили каталонцы.
Пока что эта декларация не имеет законной силы и ее можно расценивать лишь как заявление о намерениях. Как же тогда быть с референдумом, неужели только ради «заявления о намерениях» жители Каталонии отправились голосовать, продираясь через полицейские кордоны, а более чем 800 человек пострадали при столкновениях с испанскими правоохранителями? Вчера вечером каталонцы вновь вышли на улицы, ожидая исторического момента. Площадь перед Парламентом и все прилегающие улицы были заполнены людьми с флагами Каталонии. Но сенсации не случилось.
«Как вы знаете, закон о референдуме постановляет, что спустя два дня после официального объявления результатов, если число голосов «за» превышает число голосов «против», парламент проводит официальное заседание для провозглашения независимости Каталонии и начала учредительного процесса», – напомнил Карлес Пучдемон, выступая перед народными избранниками в Парламенте. Напомним, что по итогам референдума, прошедшего 1 октября, почти 90% жителей Каталонии сказали «да» независимости.
Однако дальнейшие слова Пучдемона разочаровали толпу на улице. «Я прошу парламент приостановить процесс обретения самостоятельности с тем, чтобы выстроить диалог с Мадридом при участии европейских посредников и избежать насилия. Правительство Каталонии делает жест щедрости и ответственности. Этот конфликт можно разрешить в согласии», – такими словами глава Каталонии завершил свою речь.
Позиция Мадрида, впрочем, заранее известна: никакого диалога с сепаратистами. Председатель правительства Испании Мариано Рахой потребовал от Карлеса Пучдемона отозвать декларацию о независимости Каталонии. «Не может быть посредничества между законом и неповиновением, не может быть посредничества между демократией и принуждением», – заявила Сорайя Саенс де Сантамария, вице-премьер Испании. По мнению испанских властей, ни референдум, ни показное «недопровозглашение независимости» не имеют никакой юридической силы. А то, с какой жестокостью испанская полиция обращалась с гражданами Каталонии, ясно дает понять, что Мадрид настроен решительно и на уступки не пойдет.
Судьбоносная речь главы каталонского правительства принесла массу разочарований сторонникам независимости региона, но приободрила финансовый сектор. Индексы на испанском фондовом рынке резко пошли вверх, а евро резко укрепился по отношению к доллару. Инвесторы настроены оптимистично, ведь в последние недели на фоне каталонского кризиса основной индекс фондовой биржи Испании упал почти на 2%.
Еще до референдума крупные компании начали вывод своих активов, опасаясь юридической незащищенности, связанной с процессом отделения. Речь Пучдемона совпала с пиком побега компаний из региона. За последние несколько дней шесть компаний, чьи акции входят в топ на Мадридской фондовой бирже и чьи офисы находились в Каталонии, подтвердили свое намерение сменить юридический адрес и перевести капиталы поближе к Мадриду. Ушли из Каталонии, среди прочих, два крупнейших банка Испании – Caixabank и Sabadell. Испанские власти с радостью поддержали компании и тем самым дали понять каталонцам: попробуете отделиться – потеряете все.
Если учесть, что именно финансовые претензии были в числе основных причин для отделения, это может поумерить пыл каталонских властей. Нет компаний – нет и налогов. Стоит ли и дальше стоять на своем, если благодаря этим действиям регион потеряет еще и финансовую опору и тем самым станет менее автономным, чем есть сейчас?