Материал комментируют:
Александр Серавин
Восемь российских губернаторов оказались в зоне риска скорейших отставок, считают аналитики из агентства «Минченко консалтинг». Они могут лишиться должностей уже по итогам президентских выборов. Кто придет вместо них?
Кто в Кремле принимает решения?
Спустя несколько дней после того, как Совет Федерации официально дал старт президентской избирательной кампании, аналитическое агентство «Минченко консалтинг» опубликовало доклад «Госсовет 2.0», в котором предлагают «черный список» глав регионов.
Первый доклад из этой серии политологи опубликовали в сентябре, сразу после Единого дня голосования. В нем в «красную» зону риска попали 16 глав регионов, из которых девятеро своих постов действительно лишились — это Виктор Шанцев (Нижегородская область), Рамазан Абдулатипов (Дагестан), Николай Меркушкин (Самарская область) и Виктор Толоконский (Красноярский край), Павел Коньков (Ивановская область), Виктор Назаров (Омская область), Владимир Городецкий (Новосибирская область), Владимир Миклушевский (Приморский край) и Игорь Кошин (НАО).
Увольнения губернаторов, находившихся в желтой зоне рейтинга «Госсовет 2.0» (аналитики поставили им от 9 до 14 баллов), произошли в Орловской и Псковской областях. Причем семеро губернаторов, которых аналитики «Минченко консалтинг» первоначально включали в число потенциальных отставников, остались на своих должностях — это, в частности, Светлана Орлова (Владимирская область), Вячеслав Битаров (Северная Осетия), Алексей Орлов (Калмыкия).
Авторы доклада пишут, что вся система принятия решений о губернаторских отставках в Кремле основывается на сетевых взаимодействиях внутри элиты. Изучив серию осенних отставок и назначений, «Минченко консалтинг» приходит к выводу, что главными их бенефецириарами оказались четыре элитные группы — это люди из ближайшего окружения мэра Москвы Сергея Собянина, спикера Госдумы Вячеслава Володина, премьер-министра Дмитрия Медведева и условные «силовики» (в последнюю группу политологи включили генерального директора корпорации «Ростех» Сергея Чемезова, командующего Росгвардией Виктора Золотова, генерального прокурора Юрия Чайку, специального представителя президента Сергея Иванова и нынешнего главу администрации президента Антона Вайно).
Естественно, окончательное решение — уволить или оставить того или иного губернатора — остается за президентом страны. По мнению аналитиков «Минченко консалтинг», наиболее значительная перестановка сил на федеральном уровне ожидается с 2021 года — и уже сейчас элита начала к ней готовиться.
Новые выборы — новые «центры силы»
Появляются уже и новые «центры силы»: в частности, полпреды президента Юрий Трутнев (Дальневосточный округ) и Михаил Бабич (Приволжский округ). Скажем, поддержкой Трутнева, по мнению аналитиков, пользуется новый губернатор Приморского края Андрей Тарасенко (ранее гендиректор ФГУП «Росморпорт»), а Бабича — врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин (ранее заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации).
Авторы доклада «Минченко консалтинг» отмечают, что среди назначенцев, которые пришли в губернаторский корпус, преобладают «варяги» — причем так называемые «технократы», то есть представители федеральных органов исполнительной власти без опыта публичной политической борьбы.
Среди них особо отмечают управленческие успехи Станислава Воскресенского, который в октябре возглавил Ивановскую область. Он договорился с Ростуризмом о расширении Плесского туристического кластера (в него будет включена Кинешма), выделении Фондом развития промышленности льготных займов двум текстильным предприятиям, а также о получении от Минфина России бюджетного кредита в размере 2,2 млрд. рублей на замещение коммерческих заимствований.
Заодно Воскресенский уже договорился с руководством РЖД о запуске скоростного поезда «Ласточка» от Иваново до Москвы. А еще обещал возродить льняное производство, существовавшее в области в советское время.
«Минченко консалтинг» отмечает и эффективность Глеба Никитина в Нижегородской области: госкорпорация «Росатом» будет реализовывать проект «Бережливая поликлиника» по модернизации здравоохранения, «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) создаст кластер по производству средств обеспечения полетов, а авиазавод «Сокол» получит по линии Минпромторга 2,5 млрд. рублей на модернизацию производства.
Губернаторы — не «тефлоновые»
В «Госсовете 2.0» отмечается, что «технократы» предыдущего губернаторского призыва (то есть уже прошедшие «горнило» сентябрьских выборов) демонстрируют падение рейтингов. С просьбой прокомментировать эти выводы «Свободная пресса» обратилась к политологу Александру Серавину, директору исследовательских программ экспертной группы PiteR.
«СП»: Александр Игоревич, в докладе говорится, что тренд последнего времени — это падение рейтингов губернаторов, избравшихся в 2017 году на свои посты впервые. Якобы внимание федерального центра к их проблемам и нуждам ослабло, а фокус внимания переместился к другим регионам
— Думаю, сделан не верный вывод. В докладе используется эта фразу только по отношению к Игорю Васильеву (Кировская область) и Александру Бречалову (Удмуртия).
В отношении Кировской области это абсолютно точно не верно, ибо Васильев — не технократ а силовик. Плюс молодые губернаторы — это люди, для которых назначение в регион не конец карьеры, а ее начало, важный этап.
Возьмите, например, Северо-Кавказский федеральный округ, где молодые губернаторы многое делают и видно, как принципиально многое меняется. Посмотрите на Чечню, Карачаево-Черкессию, их столицы — насколько все изменились за время их правления.
Или возьмите Андрея Никитина в Новгородской области или Антона Алиханова в Калининградской области — они в нормальном политическом «весе».
Получается, в губернаторском корпусе примерно треть — это «легендарные» губернаторы, треть — это те, что проштрафится, а оставшаяся треть станет лидерами, в стране как когда-то Виктор Черномырдин начинал и другие. Так что после того, как пройдет еще два-три политических сезона «набора» молодежи, то с вероятностью 2 к 3 они станут историческими личностями регионального и федерального уровня.
«СП»: — Полагаете, что возраст — это определяющий критерий при назначении новых губернаторов?
— Что касается эффективности губернаторов, то не в возрасте дело, а в способности и готовности заниматься на благо жителей вверенной территории. Хотя мы сегодня наблюдаем, как творится история будущего. Вот эти молодые губернаторы через пять-семь лет определят стратегию развития страны на будущие 25 лет. А вовсе не те, кому сейчас около 60 лет!