Материал комментируют:
Валерий Рашкин
Сергей Марков
До конца января 2018 года администрация президента США Дональда Трампа представит Конгрессу так называемый «Кремлевский доклад». Он будет представлять собой список высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов, приближенных к власти. Об этом газете «Коммерсантъ» сообщил бывший главный координатор санкционной политики Госдепа США, эксперт вашингтонского Atlantic Council Дэниел Фрид.
«Этот доклад — ответ США, и прежде всего американского Конгресса, на то, что произошло в 2016 году, когда Россия вмешалась в наши выборы. И не только в наши, но и в политические процессы в Европе. Он также в целом отражает озабоченность американских законодателей действиями России на внешнеполитической арене, включая ее политику в отношении Украины», — заявил Фрид.
Эксперт Atlantic Council подчеркнул, что список будет включать персоналий «близкого круга президента» Владимира Путина. «Я призвал администрацию, в том числе публично, не гнаться за количеством и не стараться „перевыполнить план“, как говорят у вас в России… Намного правильнее было бы составить более короткий, но сильный список „плохих парней“. То есть людей, реально связанных с коррупцией, криминальной деятельностью или актами агрессии. Массовость тут не главное», — отметил он.
В документ также должна войти информация об активах членов семей фигурантов списка. По мнению Фрида, чиновники действующей администрации США сконцентрируются на таких людях как Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг, уже внесенных в санкционный список США.
Бывший представитель американской администрации отмечает, что список должен быть «компактным»: он был бы шокирован, если бы в перечень вошла тысяча фигурантов. Задача Белого дома — не запретить успешным бизнесменам вести бизнес с США, а подать сигнал о недовольстве политикой Кремля, отметил он.
При составлении списка, пояснил эксперт, Белый дом пользуется как открытой информацией из СМИ и экспертных докладов, так и данными спецслужб, поэтому к нынешнему докладу причастны Минфин и Госдепартамент. «Они задействуют все источники информации. Насколько мне известно, в администрации сейчас кипит работа над ее сбором», — рассказал Фрид. По закону «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), список может быть как полностью публичный, так и секретный, и сейчас определяется, какой вариант предпочтительнее.
Попадание в список не значит, что против его фигурантов санкции будут введены автоматически, но возникает риск, что они будут внесены в SDN — Specially Designated Nationals List или список граждан особых категорий. Американцам запрещено вступать с ними в любые финансовые отношения.
«На практике это означает, что люди, в отношении которых введены санкции, более не смогут обладать банковскими счетами в долларах или счетами в другой валюте, если трансакции банка, хранящего их сбережения, идут через США. Они лишаются доступа ко всему, что связано с финансовой системой США», — сказал Фрид.
По его словам, европейские банки напрямую не участвуют в этой системе, но могут счесть, что взаимодействие с фигурантами списка связано с высокими рисками. «Практика такова, что при внесении в SDN фигурант теряет доступ к услугам большинства западных банков», — отметил эксперт Atlantic Council.
Что стоит за «Кремлевским докладом», насколько эффективна тактика давления США на российскую элиту?
— По моим данным, в «кремлевском списке» будет около 800 человек, — говорит политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — В основном, речь идет о российских бизнесменах. На Западе считают, что все они, так или иначе, связаны с президентом РФ Владимиром Путиным.
Формальными основаниями для включения в список будет причастность к вмешательству в американские выборы, в выборы стран ЕС, в политические процессы в Америке и Европе. Плюс вмешательство во внутренние дела Украины, причастность к «аннексии» Крыма, а также к нарушению прав человека в РФ, Крыму и Донбассе.
Причем, насколько в реальности эти основания можно связать с лицами, чьи фамилии окажутся в списке, Запад волновать будет в последнюю очередь.
Ядром же списка будет крупнейший бизнес России.
«СП»: — Какую цель преследуют авторы «Кремлевского доклада»?
— Ближайшая тактическая цель — забрать у фигурантов списка их миллиарды долларов. Можно сказать, речь идет о наиболее масштабном ограблении в современной истории. На Западе рассчитывают, что в результате представители российского бизнеса просто-напросто возненавидят Путина.
Удар по крупнейшим собственникам будет означать и удар по экономике России. А это чревато торможением, депрессией, и падением уровня жизни населения в нашей стране. В идеале, Западу хотелось бы, чтобы эти экономические неурядицы обернулись массовыми демонстрациями протеста.
Не стоит, кроме того, забывать, что именно отечественные миллиардеры финансируют многочисленные проекты в медийной сфере. Прекращение этого финансирования не только поставит под удар тысячи работников СМИ, но и наверняка подогреет протестные настроения среднего класса в крупных городах.
Таким образом, большая цель «Кремлевского доклада» — содействие смене политического режима в России.
«СП»: — Российский бизнес пытается сейчас уйти из-под удара?
— Честно говоря, только этим он и занимается. Лично у меня складывается впечатление, что едва ли не все крупные российские бизнесмены встречаются в эти дни со своими адвокатами на Западе. Все они надеются вывести из зоны риска хотя бы часть своей зарубежной собственности.
При этом все понимают: репрессивные меры со стороны США неизбежны. «Кремлевский доклад» выйдет в конце января-начале февраля 2018 года. И уже в феврале, по всей видимости, Белым домом будут приняты новые ограничительные меры против фигурантов списка.
США наверняка будут стремиться к тому, чтобы удар по Кремлю пришелся как раз накануне президентских выборов в РФ.
«СП»: — Насколько эффективна эта тактика, каких результатов позволит добиться «Кремлевский доклад»?
— На деле, речь идет о провоцировании роста недовольства действующей властью в России, и о возможном прорыве плотины этого недовольства. Точные результаты в подобной ситуации предсказать невозможно.
Пока все попытки США подорвать позиции политического режима в Кремле заканчивались неудачей. Но не будем забывать, что 25 лет назад именно благодаря усилиям Вашингтона рухнул великий Советский Союз, а три года назад Штаты успешно разыграли на Украине партию, в ходе которой свергли демократически избранного президента 45-миллионой страны.
Все это, я считаю, говорит об одном: действия США не стоит недооценивать.
— Крупные российские бизнесмены чрезвычайно уязвимы для атаки со стороны Америки, — уверен заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — По нашим оценкам, 75% всех средств, выводимых бизнесом из России через офшорные схемы, в конце концов оседают на банковских счетах на Западе. Было бы глупо думать, что такое положение продлится вечно, и Запад не попытается воспользоваться этим рычагом при необходимости.
Надо понимать: пока Россия при Борисе Ельцине продавала свои активы за бесценок, и пока обеспечивала доступ иностранных экспертов во все сферы, включая оборонку, — такая Россия всем на Западе нравилась. Но теперь Москва, с точки зрения Запада, позволяет себе недопустимые вольности, и теперь активы российских бизнесменов пришлись Западу весьма кстати.
Думаю, «Кремлевский доклад» ударит по президентскому бизнес-окружению весьма болезненно. Это окружение, я считаю, уже привыкло к большим деньгам, а сейчас их деньги на Западе попросту пропадут.
Можно сказать, деньги, нажитые этими людьми в России, находятся у них в карманах. Но замочки от этих карманов — в руках государств, где они свои капиталы разместили.
И когда эти деньги пропадут — представители крупного бизнеса, на мой взгляд, будут очень злыми. В первую очередь, на первое лицо российского государства.
Я считаю, «Кремлевский доклад» приведет к беспрецедентному давлению на Владимира Путина. В таких условиях команда президента, возможно, ощутимо поредеет, а число его противников умножится.