Материал комментируют:
Александр Шатилов
Эдуард Попов
Верховная Рада отказалась признавать ДНР и ЛНР «террористическими организациями». 16 января во время рассмотрения поправок к закону о «деоккупации Донбасса», который планирует принять Верховная Рада, соответствующую поправку под авторством депутата Оксаны Корчинской поддержали всего 76 парламентариев из 340 присутствовавших.
«В этой правке отмечается, что организации ЛНР и ДНР, которые осуществляют управление на оккупированных территориях Украины, признаются террористическими организациями. Я не понимаю, почему комитет не поддержал эту поправку, если мы с вами три года проводим антитеррористическую операцию?» — недоумевала Корчинская.
Действительно, при том, насколько часто в украинских СМИ по отношению к жителям Донбасса звучит определение «террорист», такие результаты голосования националистической Верховной Рады вызывают вопросы.
— Некоторая часть украинского парламента настроена всё же достаточно прагматично, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Эти депутаты не готовы голосовать за такие резкие формулировки, которые поставят крест на Минских соглашениях и окончательно отколют ДНР и ЛНР от Украины. Другая часть Верховной Рады не имеет никакого определённого мнения, но ориентируется на президента Петра Порошенко. А тот так же понимает, что крайние меры в отношении Донбасса и России невыгодны ему. Поэтому пан Порошенко предпочитает делать мелкие пакости России и донбасским республикам, но не переходить определённой красной черты. Если бы Украина хотела объявить войну России, она давно бы могла это сделать, используя как предлог «оккупацию» Крыма. Этого не происходит, поскольку всем ясно, чем такого рода авантюра закончится.
Что касается радикалов, то их хватает в Верховной Раде, но они в основном либо прикормлены властью, либо делают деньги на своём радикализме. А серьёзный конфликт с Россией, естественно, лишит их этой возможности. Поэтому так немного нашлось «отмороженных» депутатов украинского парламенты, проголосовавших за признание ДНР и ЛНР террористическими организациями. К слову сказать, подобные иски о признании донбасских республик террористическими организациями уже не раз подавались в различные украинские суды, но все иски отклонялись. Что ещё раз говорит о том, что нынешняя украинская элита не готова идти на прямой конфликт с ДНР и ЛНР.
«СП»: — Однако в СМИ и на публику эти господа регулярно называют жителей Донбасса террористами, боевиками, предателями и т. д.
— Объяснение этому только одно — для того, чтобы отвлекать собственное население от растущих как ком социальных проблем, надо постоянно твердить о том, какие мерзавцы живут у них под боком. Кроме того, надо выполнять и установки западных кураторов, которые требуют, чтобы украинская «шавка» почаще лаяла в сторону России.
«СП»: — По данным ОБСЕ, в прошлом году только зафиксированных случаев нарушений Минских соглашений было четыреста тысяч. В таких условиях, конечно, невозможно говорить о каком-то сближении между ЛДНР и Украиной. Скорее, наоборот. Не случайно и глава ДНР Александр Захарченко недавно выпустил распоряжение о запрете госслужащим республики выезжать на территорию Украины.
— Киев эти годы делал всё, чтобы оттолкнуть Донбасс. Даже весьма спорные для республик Минские соглашения в Киеве выполнять не хотят, требуя от Донецка и Луганска безоговорочной капитуляции. Мало того, день за днём между Украиной и Донбассом всё больше крови. А в Донбассе не могут простить ВСУ убитых детей, при том, что до сих пор «террористы» ДНР и ЛНР не убили ни одного украинского ребёнка, счёт погибших детей Донбасса идёт на десятки. Жители Донбасса долго ещё не забудут, если забудут вообще когда-нибудь те бесчинства и унижения, которые они терпели от украинских нацистов и просто бандитов. Никто не забыл и высказываний Порошенко, о том, что «их дети будут сидеть в подвалах». В этом смысле пропасть между Донбассом и Украиной продолжает расти.
— Дело в том, что на фоне признания России страной-агрессором, признавать ещё и донбасские республики террористическими организациями для украинских депутатов нелогично, — считает политолог Эдуард Попов.- Сейчас в Киеве решили трактовать события именно так — Донбасс оккупирован, Россия — агрессор. Тогда получается, что Россия оккупировала террористические организации. В общем, в Верховной Раде решили, что признавать ДНР и ЛНР террористическими организациями — вчерашний день. Поскольку в этом случае республики получают в украинском законодательстве, хоть и отрицательную, но субъектность. А так их представляли, и будут представлять марионетками, полностью послушными исполнителями воли «оккупационных властей».
«СП»: — Почему тогда больше трёх лет до этого на Украине не приняли такого решения, хотя регулярно называли жителей Донбасса террористами и сепаратистами?
— После поражения под Дебальцево, когда ВСУ были снова на грани краха, Украина сама была заинтересована в том, чтобы подписать «Минск-2» и не хотела делать резких выпадов против ДНР и ЛНР, как и против России. Потом, по мере того, как украинская армия стала понемногу оправляться, позиция Киева становилась всё более жёсткой, если не сказать наглой и вероломной. И неслучайно в январе 2015 года предложение о признании России страной-агрессором в разгар боёв под Дебальцево, принято не было. Тогда же Юлия Тимошенко предложила выйти из договора о дружбе и сотрудничестве с нашей страной. И это предложение не прошло.
И лишь во второй половине прошлого года в Киеве стали вести себя всё более агрессивно, видимо, решив, что достаточно восстановили боеспособность ВСУ. Именно тогда в политический обиход на Украине всё прочнее стало входить понятие «российской агрессии». Кроме того, Киев, который прежде опасался, что после прихода Дональда Трампа останется с Россией и Донбассом один на один, теперь понял, что США от Украины отказываться не собираются. Поэтому так и оживились националисты и нацисты всех мастей, требуя дальнейшего давления на Россию, вплоть до полного разрыва дипломатических отношений и объявления войны.
«СП»: — Однако должно же быть понимание, чем очень быстро закончится реальная война с Россией…
— Политическая украинская элита это прекрасно понимает. Не случайно господин Порошенко, как говорят знающие эксперты, уже не первый год держит в аэропорту «Борисполь» самолёты на круглосуточном дежурстве, чтобы была возможность при выходе ситуации из-под контроля быстро покинуть страну власть предержащим и их семьям.
Точно так же и члены украинских нацбатов, когда Россия вынуждена была вмешаться в сирийский конфликт, запаниковали, что это тренировка наших ВКС перед началом войны с Украиной. Тогда в ходу было выражение, что приехать воевать в Донбасс для украинского военного, значит — купить билет в один конец. Солдаты ВСУ прекрасно понимают, что в военном противостоянии у них нет шансов не то что победить, но и оказать сколько-нибудь серьёзное сопротивление. Единственное на что они рассчитывают — на то, что Запад всё же тем или иным способом вмешается в конфликт, надавит на слабые места России.