Материал комментируют:
Игорь Юшков
Компания Nord Stream 2 AG, которая является оператором трубопровода «Северный поток-2», потребует компенсации в случае изменения газового законодательства Евросоюза. Об этом заявил исполнительный директор компании Маттиас Варниг.
Надо заметить, что 51% акций Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому». По словам Маттиаса Варнига, в строительство газопровода уже вложено около пяти миллиардов евро. Эти инвестиции делали, опираясь на действующую газовую директиву ЕС.
Разработанные Европейской комиссией в конце 2017 года поправки в газовую директиву предусматривают распространение норм энергетического законодательства ЕС на газопроводы из стран, не входящих в объединение. Поправки могут принять до конца 2018 года.
Газовая директива должна распространить действие Третьего энергетического пакета Евросоюза на проект «Северный поток-2». Энергопакет направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа в Евросоюзе. С помощью этого документа ЕС надеется ограничить для компаний-экспортеров топлива право владения и управления трубопроводами. Еврокомиссия добивается раздела бизнеса по продаже и транспортировке газа.
На практике для «Газпрома» введение этих поправок может означать значительное снижение объёмов прокачки газа через «Северный поток-2», что поставит под сомнение рентабельность проекта.
— Вряд ли решение о распространении Третьего энергопакета ЕС на «Северный поток-2» уже принято, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — У «Газпрома» довольно сильны лоббистские позиции в той же Германии.
Сейчас просто обсуждение этого проекта вошло в самую острую, горячую фазу. Брюссель, а также Польша и прибалтийские республики пытаются найти ходы для того, чтобы максимально затруднить строительство нового газопровода. Как раз данное заявление дочерней компании «Газпрома» и стало неким предупреждением тем в Европе, кто мечтает похоронить «Северный поток-2» — что Европе придётся отвечать за причинённый российской компании ущерб.
Логика ситуации здесь такая — Брюссель не находит оснований для того, чтобы просто взять и запретить новый российский газопровод. Поэтому ЕС пытается распространить действие Третьего энергопакета на морские участки этого газопровода для того, чтобы воспрепятствовать в будущем его полному заполнению.
Соответственно, «Газпром», который вложит 9 миллиардов долларов на строительство «Северного потока-2», рассчитывает на то, что его пропускная мощность будет 55 миллиардов кубометров газа в год. А изменение газового законодательства ЕС приведёт к тому, что прокачивать можно будет лишь половину от этого объёма. И вложения в строительство трубопровода станут крайне неэффективными. Партнёры «Газпрома» по проекту могут отказаться от него.
«СП»: — То есть «Газпром» как бы хочет сказать, что в этом случае убытки будут переложены на самих европейцев.
— Да, и даёт понять, что им лучше 10 раз подумать, стоит ли и дальше вставлять «Газпрому» палки в колёса.
Кроме того, поправки в газовое законодательство ЕС противоречат морскому праву, поскольку ЕС хочет распространить свою юрисдикцию на морскую территорию, которая находится в свободном доступе для других государств, в том числе и для России.
Видно, что «Газпром» пошёл в атаку. Раньше он только отбивал нападки своих оппонентов, а теперь делает упреждающие ходы. Время поджимает, пора уже начинать строительство в акватории Германии.
«СП»: — А можно ли рассчитывать на справедливость европейских судов, если «Газпром» подаст иск о возмещении ущерба?
— Пока те судебные решения, которые принимались по газовым спорам, были относительно взвешенными. Нельзя сказать, что они были однозначно в пользу «Газпрома», но в каких-то аспектах компания оставалась в плюсе. Можно вспомнить, как Литва проиграла иск к «Газпрому» или последнее решение Стокгольмского арбитражного суда по иску уже «Газпрома» к «Нафтогазу». Конечно, полностью требование российской компании о возмещение убытков удовлетворено не было, но почти три миллиарда долларов Украина должна выплатить. Когда речь идёт не о политических заявлениях, а о предметном судебном разбирательстве, европейцы всё же стараются придерживаться объективности.
— Вероятность того, что на «Северный поток-2» распространят Третий энергопакет и «Газпрому» придётся судиться — очень высока, — считает политолог Леонид Крутаков. — Конечно, та же Германия заинтересована в том, чтобы получать российский газ, не имея в качестве транзитного посредника Украину. Однако давление США идёт мощнейшее. Может получиться так, что «Газпрому» придётся иметь дело не с отдельными национальными государствами, как это было до сих пор, а с евробюрократией в Брюсселе. Этого как раз чиновники ЕС и пытаются добиться. А с Брюсселем будет сложнее договориться, чем с отдельно взятой Германией, Австрией, Венгрией и т. д.
«СП»: — Чем американцам так не нравится «Северный поток-2»?
— Представим, что этот газопровод заработал в полную мощь и «Турецкий поток — тоже. Это тут же превратит Украину в чёрную дыру посреди Европы, которая уже будет не интересна американцам. Не для того, они заваривали всю эту кашу ещё во времена, когда пошли первые переговоры между Россией и ЕС по первому «Северному потоку».
Изначально предполагалось, что этот проект сблизил бы экономики России и Германии. Должна была произойти этакая «диффузия» — Россия отдавала Германии часть газа. А в обмен получала больший доступ на европейский рынок. Конечно, американцам, которые с советских времён делали всё, чтобы экономическое сотрудничество России и Западной Европы было сведено к минимуму, это не понравилось. Они заинтересованы в том, чтобы жёстко контролировать ЕС, посадив его на свои энергоресурсы и энергоресурсы своих союзников в Персидском заливе.
Украина, по замыслу американцев должна всегда сохранять возможность перекрыть вентиль газопровода из России в Европу. А если «Северный поток-2» будет запущен, то получится, что все те большие усилия, которые американцы прилагали, чтобы рассорить Россию и Украину, а заодно выставить в глазах европейцев нашу страну агрессором, все эти усилия — потрачены зря.