Санкции: Россия не дождется пощады от Запада - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Санкции: Россия не дождется пощады от Запада - «Политика» 01:00 Пятница 0 397
16-02-2018, 01:00

Санкции: Россия не дождется пощады от Запада - «Политика»



Материал комментируют:
Санкции: Россия не дождется пощады от Запада - «Политика»

Павел Салин

Европейский Союз пока не планирует вводить новые санкции против Российской Федерации. Об этом рассказал посол ЕС в России Маркус Эдерер в интервью «Коммерсанту». По словам Эдерера, нынешние ограничения Евросоюза призваны способствовать выполнению Минских соглашений и не являются самоцелью.

«Евросоюз ввел в отношении России собственные санкции, и на это есть причины. Как мы неоднократно подчеркивали, санкции не являются самоцелью — они необходимы, чтобы способствовать выполнению минских соглашений. Это основная задача санкций ЕС. В данный момент на повестке нет других санкций», — заявил Эдерер.

В то же время, посол отметил, что пока Брюссель не планирует координировать свои санкционные усилия с американским законом CAATSA (О противостоянии противникам Америки посредством санкций) и так называемым «кремлевским списком».

«США проводят собственную политику. Что касается санкций, связанных с минскими соглашениями, то Вашингтон и Брюссель координируют свои действия. Но в то же время у США действительно есть новый инструмент — CAATSA, хотя сейчас слишком рано делать выводы о том, как он будет применяться. Я могу только сказать, что Евросоюз — это суверенное объединение и его страны-члены будут самостоятельно принимать решения о том, вводить или не вводить те или иные ограничения», — сказал Эдерер.


На уточняющие вопросы о том, что предпримет Евросоюз, если санкции США затронут европейские компании и, в частности, энергетические проекты вроде «Северного потока-2», посол ЕС в России отвечал уклончиво и ссылался на то, что пока что рано говорить о том, как будет работать CAATSA. Хотя и признал, что Ассоциация европейского бизнеса уже негативно оценила появление списка, так как он создает дополнительные риски и неопределенность.

«Что касается Евросоюза как официальной структуры, то мы пока вообще не увидели никаких последствий от этой публикации. Как говорят сами американцы, это пока всего лишь список», — подытожил Эдерер.

Тем не менее, очень скоро CAATSA перестанет быть «просто списком». Как сообщило издание The Hill, министр финансов США Стивен Мнучин во время слушаний в комитете сената 14 февраля пообещал, что новые антироссийские санкции за «вмешательство России в выборы» уже на подходе.

В ходе слушаний администрация Трампа подверглась критике из-за того, что не ввела новые санкции в январе, когда вышел крайний срок, предусмотренный законом. В ответ Мнучин заверил, что санкции уже разрабатываются и вскоре будут приняты.

«Это ни в коем случае не должно быть интерпретировано так, словно мы не вводим санкции против кого-либо из тех, кто упомянут в этом докладе», — добавил Мнучин.

До сих про европейское и американское руководство согласовывали санкции между собой и принимали их почти синхронно. Но CAATSA фактически позволяет США вводить санкции против любого предприятия, в том числе европейского, которое сотрудничает с фигурантами «кремлевского доклада». А это может затронуть и энергетические проекты Евросоюза, в частности, газопровод «Северный поток-2», разрешение на прокладку которого в своих территориальных водах недавно выдала Германия.

Ранее Евросоюз уже дал понять, что санкции американских партнеров против европейских компаний и энергетических проектов не соответствуют духу евроатлантической солидарности. Собственно, именно после консультация с Брюсселем в Вашингтоне выпустили пояснение к санкционному акту, в котором отметили, что закон касается только энергетических проектов, начатых после августа 2017 года.

Так что если под давлением антироссийски настроенного истеблишмента администрация Трампа все же примет новые санкции, которые могут затронуть европейцев, тем это вряд ли понравится. До сих пор принятие ограничений против России шло параллельно, но теперь эта тенденция может быть переломлена.

Правда, не исключено, что будет найден компромиссный вариант, который затрагивает участников санкционного списка, но не особо бьет по интересам европейцев. Тогда вопрос только в том, присоединится ли Брюссель к новым американским санкциям, несмотря на заверения, что пока таких планов нет. Ведь, как считают политологи, суверенитет Евросоюза в таких моментах весьма ограничен.

Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что европейским политикам и бизнесу очень скоро придется выбирать, с кем продолжать отношения — с Россией или США — и тут выбор явно будет не в нашу пользу.

— Сейчас Запад меняет саму методику наложения санкций на Россию. Раньше это были пакетные санкции в полном смысле слова. Грубо говоря, США принимали пакет санкций в отношении российской экономики, который характеризовался конкретикой. В нем были перечислены определенные отрасли и конкретные санкции, которые на них накладываются. Через какое-то время этот пакет под американским давлением копировали европейцы. Такой подход в принципе укладывается в юридические рамки.

Сейчас же США отказались от этого подхода, и будут вводить санкции ad hoc, то есть «по случаю». По их мнению, потенциально виновны все представители России, будь то чиновники или частные компании. А вот насколько они виновны, Вашингтон будет решать в каждом конкретном случае, как и то, обнародовать ли обоснование своего решения или нет.

Американцы высказали эту позицию еще в прошлом году, и сейчас последовательно ее придерживаются. Всем западным контрагентам шлется сигнал, что общение с любыми представителями России в бизнесе, а тем более на государственном уровне, потенциально токсично, то есть опасно. Вы не знаете, какие негативные последствия из-за этого могут наступить. Теоретически они могут и не наступить, но скорее всего, меры все же будут, вот только какие именно, вы знать заранее не можете. Это будет решаться в каждом отдельном случае. И в этом главная опасность такого подхода.

«СП»: — То есть хочешь-не хочешь, европейцам придется присоединиться к новым санкциям?

— Если раньше на Европу осуществлялось системное давление с тем, чтобы они вводили секторальные санкции, сейчас американцы поступают по-другому. Яркий пример — история с Сулейманом Керимовым. У европейцев существовали определенные материалы о бизнес-деятельности Керимова на территории Франции, но их не хватало, чтобы дать делу ход. А потом Соединенные Штаты передали французской стороне документы о якобы имевших место попытках вмешательства в тамошние президентские выборы, и сразу после этого у местных властей возникли к предпринимателю вопросы. Это была последняя капля.

Мы видим, что механизм взаимодействия США и Европы по санкционным вопросам меняется. Теперь по каждому отдельному человеку или группе лиц будут передаваться какие-то материалы и приниматься решения ad hoc, то есть не системно.


«СП»: — А если это будет затрагивать интересы европейского бизнеса?

— Естественно, эти санкции затрагивают интересы европейского бизнеса. Но и санкции, которые были введены в 2014 году, тоже затрагивали его интересы. Но бизнес на то и бизнес, что мыслит не эмоциями, а цифрами и фактами. И когда перед европейским бизнесом встает вопрос о введении санкций, условно говоря, на стол кладут два листочка. На одном расписаны потери, которые европейский бизнес может понести на рынках, подконтрольных США, а на другом — те потери, которые он понесет в России. Потом две цифры сравниваются. Так, например, было в ситуации с Siemens и турбинами для электростанции в Крыму.

Так как вес российской экономики гораздо меньше американской, а уж тем более меньше, чем вес американской экономики в совокупности с другими юрисдикциями, которые ориентируются на США, выбор, как правило, делается не в пользу российского листочка.

Есть определенные исключения, когда интересы России и Европы совпадают стратегически, как в случае с «Северным потоком-2», где сопротивление европейского бизнеса и властей будет идти до последнего. Американцы пока не могут предложить европейцам равнозначную компенсацию. Но хоть это очень капиталоемкий вопрос, он стоит особняком. По большинству же остальных вопросов решение европейского бизнеса будет не в пользу России просто потому, что наш рынок меньше рынка США и их союзников.

«СП»: — США готовы пока оставить «Северный поток-2» в покое и сосредоточиться на других аспектах российско-европейского сотрудничества?

— Вашингтон не собирается оставлять «Северный поток-2» в покое. В самом августовском законе, подписанном Трампом, четко сказано, что американцы будут всячески противодействовать реализации этого проекта. Но в этом случае слишком серьезны интересы европейцев — и финансовые, и экономические, и стратегические. США не могут предложить равнозначной альтернативы, и торпедирование «Северного потока-2» пока пробуксовывает. Строительство медленно, но продвигается. Но, повторю, это частный случай. В большинстве других вопросах цифры однозначно будут говорить не в пользу сохранения экономических отношений с Россией.


Материал комментируют: Павел Салин Европейский Союз пока не планирует вводить новые санкции против Российской Федерации. Об этом рассказал посол ЕС в России Маркус Эдерер в интервью «Коммерсанту». По словам Эдерера, нынешние ограничения Евросоюза призваны способствовать выполнению Минских соглашений и не являются самоцелью. «Евросоюз ввел в отношении России собственные санкции, и на это есть причины. Как мы неоднократно подчеркивали, санкции не являются самоцелью — они необходимы, чтобы способствовать выполнению минских соглашений. Это основная задача санкций ЕС. В данный момент на повестке нет других санкций», — заявил Эдерер. В то же время, посол отметил, что пока Брюссель не планирует координировать свои санкционные усилия с американским законом CAATSA (О противостоянии противникам Америки посредством санкций) и так называемым «кремлевским списком». «США проводят собственную политику. Что касается санкций, связанных с минскими соглашениями, то Вашингтон и Брюссель координируют свои действия. Но в то же время у США действительно есть новый инструмент — CAATSA, хотя сейчас слишком рано делать выводы о том, как он будет применяться. Я могу только сказать, что Евросоюз — это суверенное объединение и его страны-члены будут самостоятельно принимать решения о том, вводить или не вводить те или иные ограничения», — сказал Эдерер. На уточняющие вопросы о том, что предпримет Евросоюз, если санкции США затронут европейские компании и, в частности, энергетические проекты вроде «Северного потока-2», посол ЕС в России отвечал уклончиво и ссылался на то, что пока что рано говорить о том, как будет работать CAATSA. Хотя и признал, что Ассоциация европейского бизнеса уже негативно оценила появление списка, так как он создает дополнительные риски и неопределенность. «Что касается Евросоюза как официальной структуры, то мы пока вообще не увидели никаких последствий от этой публикации. Как говорят сами американцы, это пока всего лишь список», — подытожил Эдерер. Тем не менее, очень скоро CAATSA перестанет быть «просто списком». Как сообщило издание The Hill, министр финансов США Стивен Мнучин во время слушаний в комитете сената 14 февраля пообещал, что новые антироссийские санкции за «вмешательство России в выборы» уже на подходе. В ходе слушаний администрация Трампа подверглась критике из-за того, что не ввела новые санкции в январе, когда вышел крайний срок, предусмотренный законом. В ответ Мнучин заверил, что санкции уже разрабатываются и вскоре будут приняты. «Это ни в коем случае не должно быть интерпретировано так, словно мы не вводим санкции против кого-либо из тех, кто упомянут в этом докладе», — добавил Мнучин. До сих про европейское и американское руководство согласовывали санкции между собой и принимали их почти синхронно. Но CAATSA фактически позволяет США вводить санкции против любого предприятия, в том числе европейского, которое сотрудничает с фигурантами «кремлевского доклада». А это может затронуть и энергетические проекты Евросоюза, в частности, газопровод «Северный поток-2», разрешение на прокладку которого в своих территориальных водах недавно выдала Германия. Ранее Евросоюз уже дал понять, что санкции американских партнеров против европейских компаний и энергетических проектов не соответствуют духу евроатлантической солидарности. Собственно, именно после консультация с Брюсселем в Вашингтоне выпустили пояснение к санкционному акту, в котором отметили, что закон касается только энергетических проектов, начатых после августа 2017 года. Так что если под давлением антироссийски настроенного истеблишмента администрация Трампа все же примет новые санкции, которые могут затронуть европейцев, тем это вряд ли понравится. До сих пор принятие ограничений против России шло параллельно, но теперь эта тенденция может быть переломлена. Правда, не исключено, что будет найден компромиссный вариант, который затрагивает участников санкционного списка, но не особо бьет по интересам европейцев. Тогда вопрос только в том, присоединится ли Брюссель к новым американским санкциям, несмотря на заверения, что пока таких планов нет. Ведь, как считают политологи, суверенитет Евросоюза в таких моментах весьма ограничен. Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что европейским политикам и бизнесу очень скоро придется выбирать, с кем продолжать отношения — с Россией или США — и тут выбор явно будет не в нашу пользу. — Сейчас Запад меняет саму методику наложения санкций на Россию. Раньше это были пакетные санкции в полном смысле слова. Грубо говоря, США принимали пакет санкций в отношении российской экономики, который характеризовался конкретикой. В нем были перечислены определенные отрасли и конкретные санкции, которые на них накладываются. Через какое-то время этот пакет под американским давлением копировали европейцы. Такой подход в принципе укладывается в юридические рамки. Сейчас же США отказались от этого подхода, и будут вводить санкции ad hoc, то есть «по случаю». По их мнению, потенциально виновны все представители России, будь то чиновники или частные компании. А вот насколько они виновны, Вашингтон будет решать в каждом конкретном случае, как и то, обнародовать ли обоснование своего решения или нет. Американцы высказали эту позицию еще в прошлом году, и сейчас последовательно ее придерживаются. Всем западным контрагентам шлется сигнал, что общение с любыми представителями России в бизнесе, а тем более на государственном уровне, потенциально токсично, то есть опасно. Вы не знаете, какие негативные последствия из-за этого могут наступить. Теоретически они могут и не наступить, но скорее всего, меры все же будут, вот только какие именно, вы знать заранее не можете. Это будет решаться в каждом отдельном случае. И в этом главная опасность такого подхода. «СП»: — То есть хочешь-не хочешь, европейцам придется присоединиться к новым санкциям? — Если раньше на Европу осуществлялось системное давление с тем, чтобы они вводили секторальные санкции, сейчас американцы поступают по-другому. Яркий пример — история с Сулейманом Керимовым. У европейцев существовали определенные материалы о бизнес-деятельности Керимова на территории Франции, но их не хватало, чтобы дать делу ход. А потом Соединенные Штаты передали французской стороне документы о якобы имевших место попытках вмешательства в тамошние президентские выборы, и сразу после этого у местных властей возникли к предпринимателю вопросы. Это была последняя капля. Мы видим, что механизм взаимодействия США и Европы по санкционным вопросам меняется. Теперь по каждому отдельному человеку или группе лиц будут передаваться какие-то материалы и приниматься решения ad hoc, то есть не системно. «СП»: — А если это будет затрагивать интересы европейского бизнеса? — Естественно, эти санкции затрагивают интересы европейского бизнеса. Но и санкции, которые были введены в 2014 году, тоже затрагивали его интересы. Но бизнес на то и бизнес, что мыслит не эмоциями, а цифрами и фактами. И когда перед европейским бизнесом встает вопрос о введении санкций, условно говоря, на стол кладут два листочка. На одном расписаны потери, которые европейский бизнес может понести на рынках, подконтрольных США, а на другом — те потери, которые он понесет в России. Потом две цифры сравниваются. Так, например, было в ситуации с Siemens и турбинами для электростанции в Крыму. Так как вес российской экономики гораздо меньше американской, а уж тем более меньше, чем вес американской экономики в совокупности с другими юрисдикциями, которые ориентируются на США, выбор, как правило, делается не в пользу российского листочка. Есть определенные исключения, когда интересы России и Европы совпадают стратегически, как в случае с «Северным потоком-2», где сопротивление европейского бизнеса и властей будет идти до последнего. Американцы пока не могут предложить европейцам равнозначную компенсацию. Но хоть это очень капиталоемкий вопрос, он стоит особняком. По большинству же остальных вопросов решение европейского бизнеса будет не в пользу России просто потому, что наш рынок меньше рынка США и их союзников. «СП»: — США готовы пока оставить «Северный поток-2» в покое и сосредоточиться на других аспектах российско-европейского сотрудничества? — Вашингтон не собирается оставлять «Северный поток-2» в покое. В самом августовском законе, подписанном Трампом, четко сказано, что американцы будут всячески противодействовать реализации этого проекта. Но в этом случае слишком серьезны интересы европейцев — и финансовые, и экономические, и стратегические. США не могут предложить равнозначной альтернативы, и торпедирование «Северного потока-2» пока пробуксовывает. Строительство медленно, но продвигается. Но, повторю, это частный случай. В большинстве других вопросах цифры однозначно будут говорить не в пользу сохранения экономических отношений с Россией.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl