7 мая, в день инаугурации, Владимир Путин подпишет указ об увеличении бюджетных расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру сразу на 10 трлн. рублей. Об этом 23 апреля сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на осведомленный источник. По данным агентства, план развития этих трех сфер будет рассчитан на шесть лет, причем усиленное финансирование должно гарантировать «решительный прорыв» в улучшении качества жизни россиян.
В публикации отмечается, что частично новые расходы будут компенсированы серьезным урезанием других статей бюджета (в частности, расходов на оборону), а также увеличения налогов. В качестве одного из вариантов, по словам источника, рассматривается введение четырехпроцентного налога с продаж.
Подчеркивается, что информация об источниках и суммах финансирования вряд ли будет фигурировать в указе. Однако увеличение расходов станет крупнейшим с 2012 года.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не смог оперативно прокомментировать информацию о новом правительственном плане, отмечает Bloomberg.
Напомним: в январе газета «Ведомости» сообщила, что четвертый президентский срок Путина может начаться с так называемого бюджетного маневра: увеличения расходов на человеческий капитал и инфраструктуру за счет сокращение части расходов, увеличения налогов, либо смягчения бюджетной политики. Как рассказали изданию несколько федеральных чиновников, в администрации президента просчитывают варианты маневра. Газета отмечала, что идею поддерживают помощник президента Андрей Белоусов, а также председатель ЦБ Эльвира Набиуллина — но только при условии структурной реформы.
На деле, бюджетный маневр предлагался Путину еще накануне предыдущих президентских выборов, в 2011 году. Но Кремль посчитал тогда, что в условиях высоких цен на нефть маневр неактуален. А затем последовали события на Украине и санкции со стороны Запада. И руководству РФ стало вовсе не до реформ.
Однако идея с маневром не забыта. Все это время ее последовательно отстаивает глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин. По его оценке, если бы шестью годами ранее маневр все-таки провели, в 2017 году ВВП России рос бы на 0,4% быстрее.
Не исключено, что в основе шестилетнего плана, который Путин представит 7 мая, лежат как раз наработки ЦСР. Кудрин, напомним, предлагает к 2024 году постепенно увеличить расходы государства: на образование — на 0,8% ВВП, на здравоохранение — на 0,7% и на инфраструктуру — на 0,8% по сравнению с 2017 годом. Сокращать расходы на оборону по сравнению с действующим бюджетом глава ЦСР не предлагает. Зато предполагает сократить расходы на правоохранительные органы и контрольно-ревизионный аппарат — суммарно примерно на 1% ВВП. Маневр, считает Кудрин, следует начать уже в 2018 году.
Кроме перераспределения денег в бюджете обсуждаются и другие источники финансирования. Так, Кудрин предлагает смягчить бюджетное правило и увеличить цену отсечения до $ 45. По мнению экспертов, это обеспечит дополнительные средства в пределах 1% ВВП. Со своей стороны, Минфин предлагает увеличить внутренние заимствования — в 2018 году на 200 млрд. рублей, доведя их до 1 триллиона. Хотя раньше речь шла наоборот — о сокращении внутреннего долга.
Как будет выглядеть бюджетный маневр на практике? Удастся ли, инвестировав 10 трлн. в человеческий капитал, обеспечить России «решительный прорыв»?
— Указ Путина будет носить рамочный характер, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — И в нем, на мой взгляд, будут сформулированы все основные национальные цели до 2024 года. Это доведение до 25?27% доли инвестиций в ВВП, рост производительности труда на 5% в год, снижение до 10 млн. и ниже численности граждан, живущих за чертой бедности, адресная социальная поддержка, повышение продолжительности жизни. В начале марта Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию анонсировал эти задачи. И там же фигурировала цифра в 10 трлн. рублей — в контексте изменения структуры бюджетных расходов. Но тогда предполагалось, что большая часть этих средств пойдет на инфраструктурное строительство. Прежде всего — на дороги. И траты будут не одномоментными, а растянутыми на шестилетнем треке.
Позже, на одном из заседаний расширенной коллегии Минфина, Счетная палата назвала немного другую цифру — 8 трлн. на инфраструктурное строительство, здравоохранение и образование.
На мой взгляд, конечная сумма еще может быть пересмотрена. И 10 трлн. — цифра достаточно условная.
«СП»: — Можно ли сказать, что в основе бюджетного маневра лежат предложения ЦСР?
— Судя по недавним заявлениям Путина, он предложения Алексея Кудрина в целом поддерживает. Вопрос в траектории — как и куда двигаться? Сколько и в какие годы тратить?
Замечу: чтобы повысить за шесть лет расходы на образование до 4,4% ВВП, необходимо в год тратить 750 млрд. рублей. Это огромная цифра. Поэтому главный вопрос бюджетного маневра — это источники финансирования.
«СП»: — Что дадут России инвестиции в человеческий капитал?
— Здоровье, хорошее образование и комфортная среда обитания (инфраструктура) — это не только основные условия для нормальной жизнедеятельности человека. Главное, это основные условия для конкурентоспособности России на долгие годы вперед. Те же природные ресурсы с каждым годом становится все труднее добывать — для этого нужны мозги и руки. Кроме того, к вложениям в человеческий капитал нас подталкивает тяжелая демографическая ситуация.
Напомню, по неблагоприятному сценарию к 2035?2040 году население России может сократиться до 129 млн. человек. Что до сокращения трудоспособного населения, то уже в 2018 году мы сталкиваемся с ситуацией, когда по ряду профессий возникает дефицит на рынке труда. По самым минимальным оценкам, с рынка труда в текущем году уйдут 300 тысяч человек. В целом, в ближайшие шесть лет ежегодное выбытие будет держаться в интервале 300?500 тысяч человек.
Естественно, в такой ситуации — сокращения рабочей силы — необходимо вкладывать в тот человеческий капитал, который остается. С тем, чтобы повысить его отдачу. В этом и заключается экономический смысл бюджетного маневра. И надо понимать: маневр неизбежен и безальтернативен. Вопросов, повторюсь, всего два: как осуществлять этот маневр на практике, и какие под него задействовать источники?
«СП»: — Какие реально расходы можно сократить, чтобы получить искомые 10 трлн?
— 23 апреля в программе «Поздняков» на канале НТВ Кудрин сказал, что у правительства сейчас «тяжелая пора размышлений». Есть вариант повышать налоги. Это путь, который дает краткосрочный эффект, но уже на среднесрочном треке совершенно тупиковый. Повышение налогов неизбежно влечет риск разгона инфляции. А тогда за что правительство все эти годы боролось?
Есть возможность существенно экономить на расходах и продолжать бюджетную консолидацию. Вот на этом направлении резервов много. Показательно, например, расследование Генпрокуратурой ситуации с Минсельхозом: в 2017 году министерству было выделено на льготное кредитование аграриев около 25 млрд. рублей, из них целевым образом потрачено только четверть средств. Остальные «зависли». Но это не помешало тому же министерству в 2018 году попытаться получить на те же цели уже 30 млрд.
Резервы, повторюсь, огромные. Но доступ к ним требует решительных шагов в изменении системы государственного управления.
Наконец, есть третий источник: займы на внутреннем рынке и финансирование за счет наращивания госдолга. Но здесь надо иметь в виду: у нас темпы роста в 2018 году планируются на уровне 1,5% ВВП. Наращивание долговой нагрузки означает, что деньги будут изъяты из экономики. Это неминуемо отразится на ресурсе, который мог бы пойти на инвестиции и развитие. Именно поэтому в бюджетном маневре чрезвычайно важен баланс и учет всех вариантов. Именно поэтому указ главы государства будет, повторюсь, только рамочным. Конкретные параметры бюджетного маневра станут известны не раньше середины августа.
Власть и законы: Путин разрешил блокировать в интернете сведения, порочащие честь