Материал комментируют:
Валентин Катасонов
Лондон скоро раскроет имена российских олигархов, хранящих капиталы на Британских Виргинских и Каймановых островах. Парламент будет голосовать за принятие соответствующих поправок уже 1 мая. Об этом в среду сообщила газета The Times.
Как напоминает издание, названные офшоры, находящиеся под юрисдикцией Великобритании, десятилетиями принципиально не раскрывали личности бенефициаров активов. Но теперь против такого положения выступил ряд британских законодателей. Они озаботились тем, что непрозрачность налоговых убежищ делает возможным «отмывание» нечестно добытых денег. А это способствует росту преступности и коррупции.
Общую точку зрения выразила представитель лейбористов в Палате общин Маргарет Ходж. Она внесла поправку, согласно которой «правительство страны должно принудить британские заморские территории и зависимые территории Короны провести реформу прозрачности до конца 2020 года».
Шансы, что законопроект примут, велики. Как уверяет The Times, в поддержку документа выскажется коалиция из консерваторов, лейбористов, представителей Шотландской национальной партии и других оппозиционных партий. По словам консерватора Эндрю Митчелла, премьер Тереза Мэй должна убедиться, что «под британским флагом в любой точке мира не скрываются «грязные деньги».
Если отбросить пафос, цели борьбы с «грязными деньгами» (которые раньше Британии отчего-то вовсе не мешали!) выглядят ясными. Реформа позволит вытащить на свет божий имена бенефициаров офшоров. Почти наверняка среди них окажутся представители политической и бизнес-элиты России. И почти наверняка их состояния окажутся впечатляющими. Напомним, только в 2017 году вывоз капитала из нашей страны частными компаниями составил $ 31,3 млрд. — об этом сообщалось в отчете Банка России.
Едва имена «фигурантов» станут известными, они, надо думать, автоматически подпадут под Criminal Finances Act. Этот закон Британия приняла в 2017 году в рамках борьбы с отмыванием доходов, коррупцией и финансированием терроризма. По нему британские власти вправе при наличии любых подозрений в отношении лиц, имеющих активы свыше ?50 тыс., запрашивать сведения о происхождении этих активов и требовать раскрыть источники доходов.
Если требуемые сведения не будут предоставлены, или власти Британии сочтут их недостаточными, активы могут быть арестованы. Заметим, пока аресты в рамках Criminal Finances Act не получили массового распространения. Однако обострение отношений с Москвой может привести к агрессивному применению этого закона.
Словом, дело идет к тому, чтобы оставить российских олигархов без денег. Видимо, на Западе не теряют надежды, что сверхбогатые в этом случае взбунтуются против Владимира Путина и устроят дворцовый переворот в Кремле. И даже если с переворотом не выйдет, экономике РФ все равно придется несладко.
— Борьба с офшорами началась еще во времена финансового кризиса 2007?2009 годов, — напоминает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — Уже тогда сложилось мнение, что непрозрачные налоговые резиденции могут провоцировать новые волны мирового кризиса. В итоге, на заседаниях G7 и G20 было принято принципиальное решение объявить «крестовый поход» против офшоров. США возглавили этот «поход».
В 2009 году американцы принял закон «О выполнении требований для целей налогообложения в отношении иностранных счетов» (The Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) — крупнейший шаг Вашингтона по борьбе с уклонением американцев от налогов, предпринятый за последние годы. Кроме того, Штаты призвали Европу двигаться в том же направлении. И для этого заключить многостороннюю — желательно глобальную — конвенцию.
Проект автоматического обмена информацией был запущен G20 параллельно с проектом G20/ОЭСР по борьбе с размыванием налоговой базы (BEPS) несколько лет назад. В феврале 2014 года G20 одобрила глобальный стандарт для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard, CRS), и уже в октябре соглашение об автоматическом обмене информацией подписала 51 юрисдикция. Затем к нему присоединились еще 30 стран, включая Британские Виргинские острова, Белиз, Бермудские острова, острова Джерси и Гернси, Кипр, Швейцария и Нидерланды, а также Бахрейн и Ливан.
В рамках этой системы банки разных стран должны предоставлять друг другу необходимую информацию. Причем, необязательно напрямую — это можно делать через уполномоченные госорганы, например, налоговую службу.
Россия стала 81-м участником соглашения ОЭСР об автоматическом обмене финансовой информацией в 2016 году. Но надо понимать: эта конвенция, по сути, — рамочный документ. Страна-участница должна в дальнейшем подписывать двусторонние договоры с другими странами-участницами. Именно в этих документах прописываются конкретные механизмы и порядок обмена информацией.
«СП»: — С кем подписала двусторонние соглашения Россия?
— До конца 2017 года Россия упиралась рогом — не желала ни с кем подписывать двусторонних соглашений. Я считаю, в Кремле тянули время, потому что прекрасно понимали: в этом случае российские олигархи будут «засвечены». Однако Запад жестко надавил на российские ЦБ и Минфин. Кончилось тем, что под угрозой ввода новых экономических санкций Москва начала вести переговоры с десятками стран. В частности, российская сторона поспешила заявить, что заключит напрямую соглашение с Британскими Виргинскими островами. Со своей стороны, эта страна клятвенно пообещала стать участником двусторонних соглашений. Понятно: под диктовку Лондона.
После этого игрокам стало ясно: офшору под названием Британские Виргинские острова пришел «кирдык».
«СП»: — Можно ли сказать, что капиталам из России больше некуда бежать?
— Во всей этой истории есть большое «но». Москву буквально за уши тащили подписывать сначала конвенцию об автоматическом обмене финансовой информацией, а потом двусторонние соглашения. А вот США подписывать двусторонние соглашения категорически отказались. Дескать, «это ни к чему — у нас есть FATCA».
Я опускаю ряд деталей и умозаключений. Но общий вывод такой: США фактически спровоцировали мир на подписание многосторонней конвенции, но сами эффективными участниками этой конвенции не стали. И сделали это с единственной целью: Штаты хотят стать единственным в мире офшором. Только и всего.
Поэтому на вопрос, куда выводят российские олигархи капиталы — несмотря на санкции и обострение отношений с Западом, — я отвечаю: не на Луну. Скорее всего, конечный пункт путешествия их капиталов — это Соединенные Штаты.
В данном случае, сообщение The Times показывает, что все идет по плану. Британские Виргинские острова и Каймановы острова приказали долго жить как офшорные юрисдикции. Да и других экзотических офшорных юрисдикций вскоре не будет. И Вашингтону это только на руку.
«СП»: — Получается, российские олигархи, которые держали деньги в британских офшорах, давно их оттуда вывели?
— Думаю, эти люди тщательно отслеживают ситуацию. Хотя опыт показывает, что многие клептоманы — очень наивные люди. И до сих пор свято верят, что деньги в офшоре держать так же надежно, как в швейцарском банке.
Санкции: Немецкий бизнес сообщает о 1,5 млрд убытков от антироссийских санкций
Новости США: США назвали условие для снятия санкций с «Русала»