9 мая на Красной площади пройдет парад в ознаменование победы в Великой Отечественной войне. Вопреки расхожему мнению, традиция проведения парада в Москве в День Победы — относительно молодая, а в постсоветских странах она и вовсе отсутствует.
Четыре парада за 45 лет
В советские годы уделялось большое внимание памяти о событиях ВОВ. Значительная часть политической, интеллектуальной и культурной элиты либо принимала участие в боевых действиях, либо работала на Победу за пределами линии фронта.
Первые два десятилетия после войны не было смысла выделять ветеранов в отдельную социальную категорию. Страшное дыхание этой жуткой бойни почувствовал практически каждый совершеннолетний мужчина в СССР.
В то же время на государственном уровне отсутствовала внятная политика по таким важным направлениям как поиск и идентификация останков, а также восстановление разрушенных в ходе войны семей.
По всей европейской части СССР были организованы тысячи братских могил. Кто в них покоится — Бог весть. И эта проблема не решена до сих пор. По данным Минобороны РФ на 1 февраля 2017 года, только на территории России покоятся 1 974 688 неизвестных солдат.
Миллионы граждан потеряли связь со своими родственниками, родителями, супругами и детьми. Несмотря на это советские власти не запустили специальных госпрограмм, которые бы помогали узнавать судьбу родных и близких.
Конечно, в тяжелые послевоенные годы было проблематично вкладывать достаточное количество ресурсов в подобные проекты. Однако более серьезно увековечиванием памяти погибших власти СССР не занимались и в благополучные годы.
Аналогичный подход был и к параду. Первый парад Победы состоялся в Москве 24 июня 1945 года. Это был необычайно красивый и сильный с моральной точки смотр войск. Победители гордо прошагали по Красной площади и бросили к подножью Мавзолея около 200 знамен нацистских войск.
Участники этого исторического парада вспоминали, что очень волновались. Прошедшие горнило войны бойцы в тот день боялись потерять сознание и держали в кармане нашатырь.
Несмотря на это, традиция проводить парады 9 мая или 24 июня не закрепилась. В СССР, как в довоенное время, регулярно проводились два парада — 1 мая, в международный день солидарности трудящихся, и 7 ноября, в годовщину Октябрьской революции.
Второй парад в честь победы над нацисткой Германией состоялся только в 1965 году по инициативе нового лидера Леонида Брежнева, принимавшего участие в ряде боевых операций. Правда, наследники большевиков не отважились сделать стратегический выбор в пользу становления новой славной традиции, никак, по сути, не связанной с коммунистической идеологией.
День Победы в СССР, несомненно, был праздником, но первостепенное внимание уделялось праздничным событиям, носящим политическую окраску. И это был весьма символичный выбор советских властей, которые в официальной пропаганде всячески стремились подчеркнуть, что победа над нацистской Германией — это триумф социалистического строя над продуктом «западного империализма». Тост Иосифа Сталина про «великий русский народ» оказался забыт.
Парады 9 мая проводились в СССР четыре раза — в 1945, 1965, 1985, 1990 годах. Как ни странно, но становлению традиции, которая сейчас является неизменным атрибутом Дня Победы, мы обязаны первому президенту РФ Борису Ельцину. С 1995 года парады проводились каждый год.
Исключительно российская традиция
Парад в ознаменование победы в ВОВ — это исключительно российская традиция. В постсоветских странах отношение к Параду Победы достаточно прохладное. В странах СНГ на регулярной основе смотр войск 9 мая не проводится. Несколько раз парады (в основном в юбилейные даты) проводились на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Узбекистане и Таджикистане.
При этом показательно, что военные парады в постсоветских республиках практически каждый год проходят именно в День независимости. Как отмечают политологи, празднование Дня независимости (к которой вооруженные силы не имеют никакого отношения), по сути, подменяет традицию отмечать День Победы.
Ведь 9 мая — это сам по себе День Независимости. Нашим «друзьям» из бывших «братских республик» не грех бы вспомнить, что в 1941-1945 годах советский народ, которому грозило истребление и порабощение, смог отстоять свою свободу и государственный суверенитет.
Естественно, национальные элиты СНГ не устраивает объединительная роль праздника. Невозможно вычеркнуть из памяти, что более 70 лет назад с гитлеровскими оккупантами сражалась одна большая страна, что никто не делил поражений и успехов и даже не думал выделять особый вклад в Победу какой-либо республики, даже если он был очевиден.
В России не вызывает удивления, что традицию праздновать День Победы запретила постмайданная Украина. Но, к сожалению, более прохладно к великому празднику начали относиться власти Казахстана и Белоруссии, которые никогда не были уличены в плясках на костях советских воинов.
В 2016 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, один из ярых противников распада СССР, отказался проводить парад Победы, отдав предпочтение параду в честь 25-летия независимости РК. В 2016 и 2017 годах военный парад 9 мая не проводили в Белоруссии. Опять же — приоритет был отдан параду в честь Дня независимости.
Крайне осторожно руководство лояльных Москве республик относится и к новой традиции, связанной с памятью о ВОВ, — маршу «Бессмертного полка». В Центральной Азии это событие маргинализировано или вообще запрещено. Так, в мае 2017 года власти Таджикистана, который существует на карте мира лишь благодаря российской военной и экономической помощи, официально запретили проводить акцию «Бессмертный полк».
Таким образом, единственным реальным хранителем славных традиций и памяти о Великой Отечественной войне осталась наша страна.