Материал комментируют:
Александр Асафов
Борис Рожин
Дезинтеграция Украины продолжается. На некоторых пограничных с Крымом территориях, в частности, в Геническом районе, наблюдается «потеря признаков государственного управления». Об этом изданию «Обозреватель» заявил постпред президента Украины на российском полуострове Борис Бабин.
По его словам, некие группировки проводят «анитиукраинские акции» и «раскачивают ситуацию». «Ситуация пока не военная, но, как говорят, безопасностная. На местном уровне противодействовать этому непросто и полиции, и исполнительной власти. Я уверен, что наши спецслужбы и центральный аппарат действуют. Но украинский народ должен знать про эту беду», — беспокоится чиновник.
Камнем преткновения и возможной причиной будущего конфликта является Северо-Крымский канал, по которому на полуостров поступала большая часть — 80?85% необходимой ему пресной воды. Ради того, чтобы защитить 2 млн крымчан Россия готова взять под свой контроль этот стратегический объект, уверен Бабин.
По его мнению, вероятны три сценария развития событий. Первый — силовой, а по сути военный, как в Крыму в 2014 году. Второй — юридический, если хлопочущим в Киеве российским адвокатам и аффилированным с Москвой лицам удастся получить соответствующее решение украинских судов относительно канала.
И, наконец, третий — самый интересный: «если какая-то мадам с косой или какой-то господин с Донбасса просто откроет им этот вентиль». «Надеюсь, такого не будет», — оговорился Бабин.
Очевидно, что «мадам с косой» — Юлия Тимошенко, а «господин с Донбасса», вероятно, Александр Захарченко. О том, что глава ДНР входит в топ украинских политиков и многие избиратели этой страны готовы проголосовать за него на президентских выборах, неоднократно говорил замкомандира 4 РШБСН ВС ДНР Захар Прилепин.
Таким образом, Бабин допускает потерю власти действующим президентом Петром Порошенко власти и приход дружественных России сил.
Отметим, что симпатии к Москве жителей пограничных с Крымом регионов Украины вполне объяснимы. Там живут в основном русскоговорящие люди, обладающие исторической памятью, чья жизнь экономически всегда сильно зависела от Крыма. К тому же там помнят добро — как Россия в период похолодания поставляла в замерзающий Геническ газ.
Украинские власти сами виноваты в негативном отношении к себе со стороны этих людей. Неформальная поддержка Киевом блокады, которую проводили националисты и крымско-татарские активисты, наглядно показала жителям Херсонской, Запорожской и Николаевской областей, где друг, а где враг.
Возможно, идея «Большого Крыма» — территории, объединяющей полуостров и три пограничные южные области Украины как никогда близка к реализации.
По мнению политолога Александра Асафова, когда коррупционный интерес выходит у властей на первый план, деградация государства неизбежна.
— Свалить на «страну-агрессора», война с которым закреплена на законодательном уровне, — Россию, очень легко. Но тем не менее, приходится признавать, что государство, то самое «стато», фактически утрачено. А там, где оно не утрачено, оно стремительно деградирует, нет никакого механизма осуществления его функций и происходит нарушение всех гражданских и человеческих прав и свобод.
На практике право на насилие переходит в руки всяких незаконных вооруженных формирований — либо националистических, партийного, общественного типа, либо криминальных, каких-то банд, которые плотно интегрированы в том числе и с правоохранителями.
«СП»: — Казалось бы, за четыре года, прошедших с майдана, можно успеть ликвидировать революционную стихию…
— Причина деградации государства проста. Само украинское государство — это механизм «эффективного» осваивания международной финансовой помощи и ее употребления для обогащения верхушки. Никому просто нет дела, что происходит, например, в Ровненской области, где нелегальные добытчики янтаря фактически ведут бои с теми полицейскими, которые пытаются хоть как-то призвать их к порядку, ну или обложить данью. Один процесс там фактически интегрирован в другой.
Соответственно, около границ с другими странами государства тоже не очень много. Например, там могут процветать контрабандисты и контроля властей тоже немного. Но свалить на Россию очень удобно. Можно говорить, что если бы не было России, не было этой границы с Крымом, все было бы по-другому.
Это все последствия того, что настоящей целью украинских властей является не построение независимого, демократического, конституционного государства, а лишь эффективное обеспечение коррупционных процессов для личного обогащения причастных к этой системе власти.
«СП»: — Беспокойство «постпреда украинского президента» в российском Крыму вообще выглядит странно…
— Поскольку реального политического процесса на Украине нет, многие органы власти имеют там имитационный характер. Например, там функционирует муниципальная полиция Крыма, которая находится вне полуострова, но она есть. Также функционирует «крымская прокуратура». Постпред президента Бабин — характерный представитель таких виртуальных органов власти.
Сложно даже предположить чем все они занимаются. В основном они выполняют пропагандистскую задачу — объясняют гражданам Украины, что ситуация вроде как под контролем. Но это не более чем необходимое оформление и проявление коррупционных процессов. Поэтому всерьез анализировать, что конкретно они делают кроме заявлений, не стоит — участвуют в распиле финансовой помощи и остатков промышленного советского наследия.
О том, какова сейчас ситуация с водоснабжением полуострова и насколько Россия заинтересована в контроле над Северо-Крымским каналом «СП» рассказал крымский политолог Борис Рожин.
— Конечно, после перекрытия Киевом Северо-Крымского канала ущерб сельскому хозяйству севера полуострова был нанесен более, чем существенный. Ведь оно закладывалось еще в советское время и ориентировалось на поставки воды именно через этот канал. Для этого он и строился.
В результате, многие сельскохозяйственные предприятия закрылись. Производство упало процентов на тридцать-сорок. Частично проблема была решена за счет артезианских колодцев, но это, скорее, «подпорки». Без канала какой-то уровень сельхозпроизводства, конечно, поддерживается, но не такой, каким он мог бы быть, если бы все было нормально.
Все это привело к замещению продукции, которая там производилась, а также ввозилась с Украины на продукцию, которая ввозилась через паромную переправу из Ставрополья, Краснодарского края и Ростовской области. После ввода Крымского моста количество поставляемой с территории «большой земли» продукции, видимо, возрастет.
«СП»: — России уже не стоит пытаться договариваться с Киевом насчет канала?
— В отношениях с Украиной канал не является определяющим моментом. Да, это проблема, но лишь одна из многих, созданных государственным переворотом в 2014 году. И уж точно не проблема первостепенной важности, учитывая, что на границе идут постоянные провокации.
«СП»: — В том же Донбассе, несмотря на боевые действия, как-то договаривались в части водоснабжения, не трогая фильтровальную станцию, снабжавшую водой обе стороны…
— Такое было, но сейчас мы видим постоянные обстрелы. Если бы Россия не замкнула на себя инфраструктуру ДНР и ЛНР, Украина продолжала бы манипулировать этой взаимозависимостью и шантажировать республики отключением воды, света, газа. С Крымом они тоже так пытались сделать.
Какие-то договоренности по работе Северо-Крымского путем взаиморасчетов канала возможны только если в Киеве поменяется власть. Пока существует нынешний режим, изменения подходов ожидать не следует. Сама суть этого режима в том, чтобы максимально вредить России.
Новости Украины: Украинский генерал назвал национальную трагедию страны