Материал комментируют:
Евгений Копатько
Павел Данилин
Президенту Украины Петру Порошенко Россия спать спокойно не дает. Думать и говорить он, видимо, может лишь о ней. На саму Украину времени явно не хватает.
Так что приходится принимать списанные катера от США, объявлять о планах по покупке американских же комплексов ПВО, видимо, в расчете на те 3 млрд, которые Украина с упорством, достойным лучшего применения, отказывается возвращать России, а также грезить о возвращении Донбасса, имея углубляющийся конфликт уже и с соседней Венгрией.
В общем, различного рода заявлений красноречивый Петр Алексеевич за последние дни сделал немало, благо мероприятий посетил предостаточно. На прошедшей Генеральной ассамблее ООН глава «незалежной» практически всю речь посвятил России, обвиняя ее, как обычно, во всех бедах.
Но, оказавшись в эфире телеканала CNN (видео), вдруг рассыпался в благодарности президенту России за то, что он якобы «делал Украину более европейской страной». Если верить господину Порошенко, то в 2013 году трансатлантическую интеграцию Украины поддерживали 16% жителей страны, в то время как сейчас 54%, а евроинтеграцию — 33%, тогда как сейчас — 74%.
«Кто это сделал? Путин. Поэтому спасибо, господин Путин, за то, что сделали мою страну намного более европейской и готовой защищать европейские и трансатлантические ценности», — заявил президент Украины. При этом добавил, что страна «не вернется в российскую империю».
Социолог Евгений Копатько напомнил о ситуации в 2013 году, которая развивалась вокруг так и неподписанного в ноябре Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.
— Тогда тоже большинство людей выступало и считало, что евроинтеграция возможна. Но тогда, если сравнивать Таможенный союз и Ассоциацию (подчеркиваю, это не вступление в Евросоюз), было больше людей, которые при возможности выбора, выступали за Таможенный союз.
Сейчас, исходя из того, что на Украине идет война, то, безусловно, по социологическим опросам большинство людей выступают за интеграцию. Уже подписано Соглашение об ассоциации, безвиз.
Украина получила некоторые преференции, но они, прежде всего, характеризуются тем, что это усилило миграционные потоки с Украины, которые и так были велики, а сейчас стали достаточно серьезными. Многие люди, которые способны работать, стараются покинуть страну.
Что касается того, благодарить или не благодарить Путина, это, скорее всего, попытка в очередной раз в публичной сфере как бы уколоть российского президента. Хотя Россия всегда ведет себя корректно в плане высказываний о ситуации на Украине.
Директор Центра политического анализа Павел Данилин считает крайне прискорбными ссылки украинских политиков на то, что основную идеологическую работу в их стране делают представители других держав.
— Кроме того, понятно, что этот вектор, который в головах людей, может также радикально поменяться в другом направлении, как только масс-медиа будут им что-то другое рассказывать.
Стоит также помнить, что у нас тоже были серьезнейшие прозападные люди в 1991 году. Тоже были уверены, что Запад нам поможет и что мы там кому-то нужны. Эти люди достаточно быстро развелись, и этот европейский опыт, который был у нас в повестке дня, ушел в прошлое, и они стали смотреть на реальность, а не на пропагандистские лозунги.
Украина пока существует, а раньше была процветающей страной за счет того, что была мостом между Россией и Европой. А сейчас на этом мосту почему-то пытаются построить баррикады, границы, рвы прорыть, сетку рабица поставить. Конечно же, это не идет на пользу самой украинской державе, потому что свою роль она перестает выполнять, процветание за счет этого у нее резко сократилось и доходы начали падать.
И в этой ситуации этот мост почему-то начинает обвинять те машины, которые едут в объезд. Это неправильный подход, но типичный в духе украинского менталитета: назло мамке уши отморожу. Неудивительно, что внутри страны все эти действия объясняются злокозненностью русских.
Чем дальше происходит это самозомбирование, тем больнее будет просыпаться после того, как закончится срок действия договоренностей в следующем году по транзиту газа, и Украина останется один на один с суровой реальностью, в которой она особо и не нужна.
«СП»: — Насколько Украина соответствует Европе и европейским ценностям, учитывая отношения с Венгрией?
— Ситуация с Венгрией тоже является демонстративной и крайне вызывающей, потому что закон об образовании привел к тому, что многочисленные национальные меньшинства, в том числе и русские, лишились права обучения на родном языке. Вдобавок ко всему, целый ряд придирок по национальному вопросу привели к тому, что венгры начали выдавать паспорта своим украинским соотечественникам, что вызвало негативную реакцию в Киеве.
Но (со стороны Венгрии — ред.) это была естественная реакция на то, что Украина становится полунацистским государством. И это отнюдь не в европейских современных традициях. И потом, конфликт с одним из государств Евросоюза (а с Венгрией у Украины конфликт однозначный, более того, насколько я помню, у них не урегулирована граница) тоже показывает насколько «европейским» является так называемый выбор Украины.
«СП»: — Фактически отказ возвращать России долг тоже можно считать «европейским выбором» Украины?
— Все эти вопросы должны регулироваться судом, потому что понятно, что на Украине адекватность давно бал не правит.
Я думаю, что Лондонский суд примет соответствующее решение в интересах России, потому что если сделать прецедент, что можно не платить по долгам, то это будет сигнал всему миру.
Хотелось бы, чтобы также соответствующее решение принял в пользу России и Стокгольмский арбитраж, но там, очевидно, решили занять не российскую сторону. Это очень печально.
Украина не может нам выплатить долг. Она уже допустила дефолт и не один раз. Она давно банкрот и территория несостоявшегося государства. Но чтобы это осознали сами украинцы, они должны оказаться в катастрофической ситуации. А, честно говоря, ни Россия, ни Европа не заинтересованы в том, чтобы доводить ситуацию до катастрофической.
Новости Украины: Порошенко объяснил, почему в Донбасс не отправляют миротворцев