Материал комментируют:
Сергей Смирнов
Тотальный провал «Единой России» на выборах всех уровней заставил Кремль судорожно искать варианты спасения партии власти. Ее стремительно падающий рейтинг хотят подправить за счет создания искусственной левой оппозиции — то ли из бывших единороссов, то ли из справороссов.
Единороссам больше никто не верит
«Единая Россия» переживает самый серьезный кризис с момента своего создания. В сентябре единороссы вчистую проиграли в трех регионах коммунистам — в Хакасии, Ульяновской и Иркутской областях единороссы потеряли контроль над парламентами.
Следом представители «Единой России» проиграли губернаторские выборы в Хабаровском крае (избрал представитель ЛДПР Сергей Фургал) и Владимирской области (избран либерал-демократ Владимир Сипягин). В воскресенье, скорее всего, будет избран губернатором Хакасии коммунист Валентин Коновалов — он осталсмя единственным кандидатом.
Из-за массовых фальсификаций были отменены результаты выборов в Приморском крае, которые, по утверждениям наблюдателей, фактически выиграл коммунист Андрей Ищенко.
Причем все это происходит на фоне неуклонного падения рейтинга партии власти и ее лидера премьер-министра Дмитрия Медведева. Так, по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), рейтинг «Единой России» в течение 2018 года рухнул в полтора раза — с 53,2% в начале января до 36,7% в конце октября.
Еще больше, по подсчетам ФОМ, потерял Дмитрий Медведев: в январе его персональный рейтинг составлял 14,8%, а в конце октября — уже 8,1%.
Искусственная «Сила России»
На фоне снижения рейтингов «Единой России» растет популярность лево-патриотических партий и политиков. 9 сентября в Единый день голосования сумели преодолеть избирательный барьер и провести своих кандидатов в региональные парламенты несколько левых партий — спойлеров КПРФ.
Среди них «Партия пенсионеров России» (Забайкальский край), «Коммунисты России» (Хакасия, Ульяновская и Ростовская области, Ненецкий автономный округ), «Партия пенсионеров за социальную справедливость» (Смоленская область), «Патриоты России» (Кемеровская область), КПСС (Владимирская область).
Теперь эти партии получили право выдвигать своих кандидатов на грядущих в 2021 году выборах в Госдуму без сбора подписей.
Все эти провалы заставили Кремль задуматься о реформе политической системы — отголоски бурного обсуждения, какой она должна стать, звучат в многочисленных экспертных комментариях. В частности, всерьез обсуждается идея создания второй «партии власти» под названием «Сила России», в которую могли бы войти единороссы Сергей Железняк и Наталья Поклонская (своего рода диссиденты, которые пошли против генеральной линии во время обсуждения в Госдуме пенсионной реформы).
Еще одно предложение (на сей раз исходящее от депутата Госдумы от «Единой России» Алексея Журавлева) — это объединить с «Справедливой Россией» партию «Родина», которую и возглавляет Журавлев. Напомним, что «Справедливая Россия» в 2006 году изначально и появилась в результате слияния трех партий лево-патриотической ориентации — «Родина», «Партия пенсионеров» и «Партия жизни».
Многие партии — и так близнецы-братья
О том, какая судьба ждет российскую политическую систему, «Свободная пресса» поговорила с генеральным директором фонда «Прикладная политология» Сергеем Смирновым.
«СП»: — Сергей Олегович, какой вам видятся контуры будущей политической системы, вокруг которой сейчас эксперты так активно ломают копья?
— Когда говорят о грядущей реформе политической системы, то в девяти случаях из десяти имеют в виду лишь одно ее направление — реформу партийной системы. Которая, хоть и не самая важная, но при этом самая (если не единственная) публичная сторона общей политической системы.
Обсуждается в основном структура этой системы. Будет ли она двухпартийной, а если да, то из каких партий и по какому сценарию будет формироваться вторая партия. Какая именно из оппозиционных парламентских партий станет еще основой, а кто просто присоединится или даже поглотится. И возможно ли это вообще, причем не на бумаге, а на практике.
Первый заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Государственной думе Михаил Емельянов еще весной прошлого года даже выпустил на эту тему небольшую книжку с характерным названием: «Совместить несовместимое. Как нам реформировать политическую систему».
«СП»: — Ну и какие партии, на ваш взгляд, останутся?
— По поводу того, что первой партией будет «Единая Россия», сегодня никто особо не спорит, хотя еще лет пять назад в качестве возможной альтернативы этой партии называли «Общероссийский народный фронт».
Обсуждают также, что стоит оставить многопартийность и при этом усилить то ли левый, то ли правый политический фланг. Или даже центр. И как это сделать — реформировать нынешние партии или создать новые.
При этом за рамками обсуждения обычно остается содержание партийной системы, идеологическая «начинка» партий. Уже упоминавшийся мною Михаил Емельянов в ходе одной из встреч как-то сказал, что фракции «Справедливой России» и ЛДПР (несмотря на официальную разницу в политическом позиционировании) в большинстве случаев голосуют солидарно.
В общем, понятно, что реформа политической системы не может проводиться быстро и одновременно по всем направлениям, иначе это будет, скорее, не реформа, а революция со всеми ее негативными последствиями. Но и ограничиваться лишь несколькими нововведениями тоже бессмысленно.
Новости политики: Путин рассказал о новой Концепции государственной миграционной политики