Материал комментируют:
Алексей Фирсов
Илья Шуманов
Минфин России разрабатывает проект новой административной реформы, цель которой — за два года сократить более 180 тысяч чиновников. За счет массовых увольнений оставшимся на работе значительно поднимут зарплату. Что делать с армией безработных бюрократов, Москва, похоже, не представляет.
Российский бюрократ хуже Змея Горыныча
Первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на итоговой коллегии ведомства, объявила о масштабных планах Минфина по сокращению чиновничьей армии в России. По словам Нестеренко, в будущем году предстоит сократить 10% госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти. В территориальных органах в 2020 году сократят 5% штатов, а в 2021 году — еще 10%.
О каком количестве уволенных идет речь, Нестеренко дипломатично умолчала. А ведь это самое главное. По данным Росстата, на начало прошлого года в России было 2,2 миллиона государственных и муниципальных служащих (для сравнения: десятилетие назад — всего 1,6 миллиона!).
В центральных аппаратах федеральных ведомств работало, судя по данным Росстата, почти 38 тысяч человек, а в территориальных органах — почти 1,2 миллиона. Нехитрые расчеты показывают, что уволить в течение двух лет придется порядка 180 тысяч человек. Но можно не сомневаться, что пройдет это для страны безболезненно: численность федеральных чиновников в России за десять лет и так почти удвоилась!
Читайте также
Медведев копит на «гробовые», снова обещая не поднимать налоги
Власти России умалчивают о судьбе других непомерных сборов, которых станет еще больше
А, по словам Нестеренко, насущная необходимость сокращения штатов связана с «цифровизацией» многих административных функций. Это, кстати, именно то, чем занимался бывший министр «Открытого правительства», ныне обвиняемый в хищениях, Михаил Абызов.
Именно он курировал создание в регионах сети МФЦ, появление которых оставило без работы огромную чиновничью армию. Правда, судя по данным официальной статистики, российская номенклатура — словно гидра, или сказочный Змей Горыныч — вместо «отрубленной» головы мгновенно отрастила целых три.
Счетоводы и юристы — на биржу труда!
Уже известны федеральные ведомства, в которых численность госслужащих точно не уменьшится — а, напротив, вырастет. Это, в частности, Росказна: на базе ее территориальных подразделений будут консолидированы бухгалтерские операции и госзакупки однотипной продукции, которые сейчас разрозненно ведет каждое ведомство по отдельности. Ну а, скажем, Минтруда России централизует кадровый учет других министерств. Под упразднение попадут и юридические отделы в отдельных ведомствах.
Иными словами, на биржу труда отправятся в ближайшие два года бухгалтеры, юристы, специалисты по закупкам. Правда, Нестеренко «подсластила пилюлю»: сэкономленные в результате массовых сокращений чиновников деньги пойдут на увеличение зарплат оставшимся бюрократам.
Также будет реформирована сама система оплаты труда: постоянная составляющая (оклад) вырастет с нынешних 40% до 60%, а вот переменная часть (доплаты, премии, стимулирующие надбавки), напротив, сократится, с 60% до 40%. Это заодно, мол, позволит сделать оплату труда чиновников более прозрачной, контролируемой и менее подверженной коррупции.
Сверхзадача Минфина России, заверила Нестеренко, — чтобы зарплаты госслужащих повысились до конкурентного уровня в экономике. То есть чтобы работать, скажем, плановиком или снабженцем в каком-нибудь министерстве было материально выгоднее, нежели в частной фирме
С них должны спрашивать!
Административная реформа, которую затеяло ведомства Антона Силуанова, — далеко не первая в России за последние годы. Идеи сокращения раздутого госаппарата высказывал и нынешний председатель Счетной палаты Алексей Кудрин: он предлагал повсеместно внедрить для чиновников показатели эффективности работы (KPI) — как в бизнесе. И спрашивать за провалы рублем.
Правда, предложения Кудрина в правительстве почему-то не захотели услышать — как и других опытных экономистов. Быть может, поэтому и опрошенные «Свободной прессой» эксперты с большим скепсисом смотрят на новую реформу, которая по сути сводится лишь к массовым увольнениям работников отдельных профилей.
— Требования к уменьшению государственного аппарата обычно приводит к выводу чиновников с государственных должностей в подведомственные учреждения и предприятия. Это крайне распространенная практика, которая сложилась уже в рамках нескольких волн оптимизации численности чиновников, — говорит заместитель руководителя Transparency International — Russia Илья Шуманов. — Ответом на вопрос, как правильно реформировать государственный аппарат стала бы формула сокращения числа чиновников путем устранения однородных функций у государственных органов, запрет на перевод сокращаемых чиновников в подведомственные структуры, усиление роли академического сообщества в рамках выработки государственных решении и разгосударствление целых секторов экономики и общественной жизни в стране.
Читайте также
Минтруда в шоке: Пенсионеры будут слишком долго жить, получая по 9 тысяч
После радостных посланий про индексацию пенсий, Росстат сменит методику расчетов ради экономии выплат по старости
— Я думаю, ключевая проблема госслужбы — это отсутствие качественной мотивации. У профессионалов нет серьезных стимулов делать карьеру чиновника, если речь не идет о каких-то символических или коррупционных составляющих, — считает директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов. — Предложение, которое может сделать бизнес, более конкурентное.
Вопрос не в сокращении численности, а в решении этой проблемы: чиновник не может получать мало, иначе в чиновники пойдут либо низко профессиональные кадры, либо идеалисты (но их мало), либо коррупционеры.
Формируется негативный отбор — кто не нашел престижную работу, идет в чиновники. Создаются теневые схемы мотивации — это не от хорошей жизни. Скажем, зарплата маленькая, но купим тебе за счет государства дом. А по-другому человека не мотивируешь. Хотя это сразу и создает риски.
Выход — в резком росте легального дохода чиновника и повышении престижа государственной службы. Тогда понятна логика сокращений. Мы увольняем трех неэффективных, берем одного эффективного, упрощаем процессы, чтобы он мог заниматься делом, даем ему сопоставимую с бизнесом зарплату, отчасти за счет экономии на фонде оплаты труда неэффективных коллег. И очень важно при этом уменьшить процедуры бессмысленной отчетности, — заключает Фирсов.
Новости мира: Эксперты считают, что въезд россиян в Турцию по внутренним паспортам не увеличит турпоток