Материал комментируют:
Константин Сивков
Конвенция Монтре, регламентирующая судоходство в черноморских проливах, должна быть пересмотрена. С такой инициативой выступил председатель комитета крымского парламента по межнациональным отношениям Юрий Гемпель. Таким образом он предложил ответить на заход в Черное море кораблей НАТО, которые проведут учения с Грузией и Украиной.
«Все это очевидное бряцание оружием. Подобное поведение США в Черном море вызывает некое напряжение. Если так пойдет дальше, то должен ставиться вопрос о пересмотре конвенции Монтре в плане сокращения сроков нахождения военных кораблей НАТО в Черном море. Недопустимо, чтобы иностранные военные группировки создавали очаг напряжения в Черноморском регионе», — заявил Гемпель РИА «Новости».
Он добавил, что все заходы иностранных военных кораблей должны согласовываться с государствами черноморского региона и не идти вразрез с политикой добрососедства.
Конвенция Монтре от 1936 года определяет режим черноморских проливов Босфор и Дарданеллы. В соответствии с ней торговые суда всех стран могут свободно проходить через проливы как в мирное, так и в военное время, а для военных кораблей установлены ограничения по классу и сроку пребывания. Согласно документу, корабли нечерноморских государств могут находиться в акватории не более чем 21 день.
Читайте также
Фальстарт «Алабуги»: Глушить противника новой ракетой у Шойгу не получается
След уникального оружия затерялся в тумане ОПК
— Затея, озвученная крымским депутатом, ни к чему не приведет, — уверен капитан первого ранга, доктор военных наук Константин Сивков.
— Конвенция Монтре создавалась как компромисс мощного в военном отношении Советского Союза со странами Запада, поэтому сейчас на это никто не пойдет. Запад категорически не примет сокращение сроков пребывания своих кораблей, а Россия не сможет продавить эти изменения. Турция тоже будет против.
А вообще, само поднятие вопроса может привести к тому, что конвенцию или отменять вообще, или изменят в невыгодную нам сторону. Сейчас не та политическая ситуация, чтобы можно было заниматься подобными вещами.
«СП»: — Как и в чью пользу она может быть изменена?
— Она может быть изменена в пользу Запада, если американцы это инициируют, а Турция займет проамериканскую позицию. А чтобы ее изменить в сторону России — нужно, чтобы США и Запад изменили свою политику, стали дружественными к России, рассчитывали на то, что Россия будет их поддерживать, в первую очередь, в противостоянии с Китаем — тогда они могут пойти нам навстречу. Как вы понимаете, это невозможно.
«СП»: — Гемпель говорит, что изменения нужны потому, что заход кораблей НАТО в Черное море создает напряженность. Действительно ли создает? Что мы еще можем сделать?
— Безусловно, создает. Любое дополнительное появление кораблей недружественных нам стран у наших границ создает нам напряженность. Что мы можем сделать? А ничего. Они как ходили, согласно конвенции Монтре, так и будут ходить…
— Конвенция была создана в интересах всех причерноморских государств, — напоминает политический обозреватель ИА News Front Юрий Селиванов.
— С тех пор ничего не изменилось. Соглашение соблюдается всем странами. Включая США. Кроме крымского депутата, она до сих пор всех устраивала.
«СП»: — Выгодно ли нам пересмотреть конвенцию?
— Нет, не выгодно. И особенно России. Соглашение допускает пересмотр ключевой статьи №?18 — о тоннаже нечерноморских военных кораблей и сроках их пребывания в Черном море. Если запустить процесс пересмотра этой статьи, а он требует согласия трех четвертей участников, США легко навяжут свои условия, так как почти все страны Черного моря их вассалы или союзники. И мы получим полный доступ ВМС США в этот регион. И это ударит по безопасности РФ.
«СП»: — И все же, юридически можно изменить конвенцию?
— Механизм пересмотра конвенции прописан в статье 29-й. Процитирую указанную статью. «По истечении каждого пятилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящей Конвенции, каждая из Высоких Договаривающихся Сторон может взять на себя инициативу предложить изменение одного или нескольких из постановлений настоящей Конвенции. Для того чтобы быть принятой к производству, просьба о пересмотре, заявленная одной из Высоких Договаривающихся Сторон, должна быть поддержана другой Договаривающейся Стороной, если дело идет об изменениях в статье 14 или в статье 18, и, если дело идет об изменениях во всякой другой статье, — двумя другими Высокими Договаривающимися Сторонами. <…> Если невозможно договориться об их предложениях дипломатическим путем, Высокие Договаривающиеся Стороны пошлют своих представителей на конференцию, которая будет созвана для этой цели. Эта конференция будет иметь право принимать решения лишь единогласно за исключением случаев пересмотра, относящихся к статье 14 и к статье 18, по каковым будет достаточно большинства трех четвертей Высоких Договаривающихся Сторон. Это большинство будет исчислено, включая в него три четверти Высоких Договаривающихся Сторон, прибрежных к Черному морю, включая Турцию».
Читайте также
Неядерная война между США и Россией: Какой она видится американцам
Почему к словам Трампа «выметайтесь из Венесуэлы» нужно отнестись серьезно
«СП»: — Какие причерноморские страны могли бы это поддержать изменения, а кто был бы не согласен категорически?
— В пользу России — никакие. Пересмотр в пользу США и Запада поддержат все страны черноморского региона за исключением РФ, Абхазии (но она не участник соглашения) и, возможно, Турции.
«СП»: — Есть ли способ снять напряжение, вызванное постоянным заходом натовских кораблей, не меняя конвенции?
— Прежде всего, не следует нервничать и устраивать публичные истерики, подставляя при этом интересы собственной страны. Россию конвенция в целом устраивает. Особенно с учетом ее благожелательной для нас трактовки Турцией. Заход кораблей США и НАТО в допускаемых конвенцией количествах и сроках прямой военной угрозы РФ не представляет. Реагировать следует спокойно и адекватно. Тщательно мониторить и пресекать (прежде всего, в международно-правовой плоскости) попытки нарушения конвенции. Контролировать их деятельность. Изучать радиообмен, специфику учебно-боевого применения.
А по мере накопления сил флота организовать постоянное военно-морское присутствие вблизи берегов США. И еще в качестве противовеса — продвинуть вопросы создания российских военных баз в Западном полушарии.
НАТО на Востоке: Эскадра НАТО возьмет курс на Азов
Военные новости: Российский генерал объяснил, почему Грузии не бывать в НАТО