Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Андрей Тихонов
Дарья Митина
Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении руководства основанного Алексеем Навальным Фонда борьбы с коррупцией (ФБК), их обвиняют в легализации полученного незаконными путями миллиарда рублей. Информация об этом в субботу, 3 августа появилась на сайте ведомства. Дело возбуждено дело по части 4 статьи 174 УК России («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»).
По данным следствия, с января 2016 по декабрь 2018 года лица, имеющие отношение к ФБК, получили крупную сумму денег в рублях и иностранной валюте, «заведомо для них приобретенных преступным путем. Впоследствии они внесли ту же сумму денег на расчетные счета нескольких банков через банкоматы, чтобы придать „правомерный вид“ владению средствами. После этого они организовали перевод зачисленных денежных средств на текущие расчетные счета ФБК, осуществив финансирование деятельности, указанной некоммерческий организации, завершив тем самым совместные преступные действия по их легализации».
Сообщается, что следствие намерено установить и задержать всех соучастников преступления, а также выяснить источники получения денежных средств и весь круг лиц, причастных к незаконной схеме финансирования фонда. Обвиняемым по статье об отмывании денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем может грозить наказание до 7 лет лишения свободы.
Читайте также
Разгон протеста в Москве: Власть не в силах скрыть свою истерику
Акции в столице 3 августа подтвердили курс на жесткое подавление оппозиции
Чуть позже появились новые подробности. По данным RT указанная схема работала под прикрытием президентской кампании самого Алексея Навального в 2018 году. Источник канала сообщил, что речь идет о финансировании региональных штабов через структуры, учрежденные главой предвыборного штаба Навального Леонидом Волковым, в частности, фонда «Пятое время года».
Согласно версии, озвученной собеседником канала, руководство ФБК получало крупные суммы денег наличными от неизвестных лиц, а затем сотрудники и их помощники вносили эти средства в качестве личных пожертвований на счета «Пятого времени года» и аффилированных с ним структур.
Напомним, в последние дни вокруг ФБК происходит немало коррупционных скандалов. 2 августа «Проект» со ссылкой на материалы доследственной проверки МВД сообщил, что руководство ФБК подозревают в отмывании денег и неуплате налогов. По словам источника в полиции, были проверены счета Леонида Волкова, бывшего директора фонда Романа Рубанова, бухгалтера ФБК Анны Чехович, руководителя юридического отдела Вячеслава Гимади, главы социологической службы Анны Бирюковой, а также юристов Александра Помазуева и Евгения Замятина.
В конце июля прошли обыски у работника фонда — незарегистрированного кандидата в Мосгордуму Ивана Жданова. Кроме того, обыск состоялся в самом офисе ФБК.
Стоит также напомнить, что ранее Мосгоризбирком оказал в регистрации и другим представителям ФБК, в том числе, Любови Соболь, которая была одним из организаторов несанкционированных акций 14 и 27 июля. В минувшую субботу она также была задержана в ходе пресечения незаконных митингов. Сам Навальный в настоящее время отбывает арест в 30 суток за призывы к участию в несанкционированной акции. Напомним также, что он имеет две судимости, что, собственно, не позволило ему баллотироваться на пост президента России в прошлом году, когда и происходили события нынешнего уголовного дела.
Но почему дело возбуждено именно сейчас? Стоит ли искать тут связь с акциями оппозиции накануне выборов в Мосгордуму, в которых представители ФБК принимают активнейшее участие? Почему так затянулось расследование?
— Просто никто ничего не расследовал, — считает секретарь ОКП, кандидат в депутаты Мосгордумы Дарья Митина.
-Так называемый «ФБК» — обычное прикрытие для сливов в публичное пространство разборок внутри спецслужб. Одна башня «наехала» на другую, обычное дело.
«СП»: — Кто, по-вашему, давал деньги ФБК? С какой целью?
— Во-первых, Навальный занимается гринмейлом, являясь миноритарным акционером ряда компаний, шантажирует их руководство, этакое полулегальное вымогательство. Во-вторых, основная его работа — сливной бачок, обслуживающий спецслужбы, публикующий их разборки, взаимный компромат. Кроме этого, «расследования» на заказ с целью диффамации конкурента — вот такой нехитрый бизнес. А насчет денег — тоже обычная серая схема, когда не хотят засвечивать спонсора и платить налоги, вносят на счета как собственные средства.
«СП»: — Будут ли посадки? Или же это просто предупреждение?
— Это отражение борьбы башен и спецслужб, средство давления, демонстративные действия, предупреждения, понятные лишь тем, кто предупреждает и кого предупреждают.
«СП»: — Тронут ли самого Навального? Или отдуваться будут его сотрудники?
— Навальный, как мы наблюдаем уже в течение ряда лет, существо неприкосновенное. Кто ещё, имея две уголовные статьи, не просто разгуливает на свободе, но и выезжает за границу? А вот подчиненные — другое дело, на них «охранные грамоты» не распространяются. Как показывает практика, миноритарный акционер родного брата не в состоянии оградить от проблем, не говоря уже о других связанных с ним людях, менее близких.
«СП»: — Будет ли это дело иметь общественный резонанс, как было, когда судили самого Навального?
— Сетевой резонанс будет, зарубежные «учителя демократии» непременно выскажутся, а народ наш индифферентен к куда более важным проблемам, чем судьба чьего-то сливного бачка.
— Нет таких преступлений, в которых не могло быть виновно так называемое «ФБК», — уверен эксперт Центра политического анализа Андрей Тихонов.
— Не исключаю их участия в работорговле, сбыте наркотических веществ и прочем. От таких людей можно ожидать всего, что угодно.
«СП»: — А кто мог давать им деньги?
— Источники средств известны — их два. Это враги России за рубежом, типа Сороса и Ходорковского, и грязные деньги внутри страны, недовольные тем, что вольнице 90-х пришёл конец.
«СП»: — Но ведь за Навального выходил народ в свое время и немало. Это не смущает следствие?
— Никакой народ за Навального не выходил. Размеры толпы сильно преувеличены либеральными СМИ. А за какое-то там «ФБК» тем более никто не выйдет. Что же касается нынешнего следствия — то все, я уверен, будет в рамках закона.
— Бизнес у нас так отлично устроен, что бери любого и сажай, — комментирует ситуацию главный редактор портала ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.
— Я, кстати, не очень понимаю, почему расследование дел о коррупции должно быть бизнесом? Почему нельзя расследовать коррупцию в рамках журналистского расследования, например? Но Навальный выбрал именно бизнес, создал фонд — навряд ли он не понимал, что подобная схема таит в себе гарантированную опасность. Но, видимо, очень хотелось не только справедливости, но и денег за нее. Это нормально, по большому счету, он же не коммунист, а либерал. Но, повторю, бизнес у нас в стране — это очень большая уязвимость.
Я полагаю, и писал об этом и раньше, когда пошли первые пожертвования в ФБК в каких-то нереальных для нашей страны размерах, что в данном случае речь идет об интересах. Есть силы, заинтересованные в том, чтобы показывать коррупционные схемы в российской власти, благо она дает для этого очень много поводов. Ну и у власти есть враги, которых она сама себе нажила, не говоря уже об иностранных источниках.
Читайте также
Кошмар Кремля: Страшнее пенсионных бунтов, только борьба за смену власти
Почему российские профсоюзные лидеры, в отличие от французских, не желают защищать социальные права граждан
Думаю, Навальный достаточно опытный и аккуратный человек, чтобы не оставлять за собой грязных следов. Но с другой стороны, у нас бизнес так устроен, что быть невиноватым нельзя. И следовало давно ждать «ответку», я бы удивлялся другому- почему так с ней тянули.
«СП»: — Почему, кстати?
— Думаю, что Навальный нужен власти. Во-первых, когда говорят, что у нас нет свободы слова — вот вам Навальный, наш, так сказать, Сноуден. Во-вторых, Навальный идет на сделки с властями — вспомним хотя бы его выдвижение на выборах мэра Москвы, когда прохождение муниципального фильтра ему обеспечила «Единая Россия». Есть и менее открытая информация — например, помните аэросъемку поместья Медведева в Плесе, где был домик для уточки? Все еще удивлялись, почему ФСО не сбила дрон. А дрон, по некоторым данным, принадлежал государственной телекомпании, у которой было разрешение на съемку… То есть Навального используют для внутриэлитных разборок. Это тоже нормально, но выглядит уже не так рыцарственно.
«СП»: — Чем, по-вашему, закончится нынешнее дело?
— Я не думаю, что все закончится судом и посадками. Ограничится общественным резонансом, я надеюсь. Я не хочу, чтобы фонд Навального разгромили, а его посадили — с ним как-то веселее.
Новости Москвы: Почти 600 человек задержали на несогласованном митинге в Москве