Материал комментируют:
Павел Салин
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству проработать поправки к Конституции, которые были предложены, но не вошли в список итоговых изменений основного закона. Представить предложения по внесению изменений в законодательство с учетом этих инициатив, если таковые, конечно, возникнут, Кабмин должен до 15 декабря. Соответствующее распоряжение уже опубликовано на сайте Кремля.
Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал о том, как именно будет проходить отбор поправок.
«По принципу наибольшей целесообразности и актуальности. Будут работать юристы, специалисты, анализировать, что действительно важно, а что нет», — отметил Песков.
Напомним, что общероссийское голосование по вопросу внесения изменений в Конституцию страны проходило с 25 июня по 1 июля. За внесение поправок проголосовали 77,92% граждан, против — 21,27%. Явка составила 67,97%.
Читайте также
Лукашенко идет к майдану
Минск охватывают массовые митинги протеста
Ранее президент уже говорил о том, что предложений по внесению изменений в основной закон страны поступило больше, чем можно включить в голосование, но все эти инициативы должны быть внимательно изучены, чтобы не потерять «ничего из того, что люди наработали и предложили для страны».
«Все „упаковать“ в Конституцию практически невозможно, нереально, да и, по сути дела, не нужно, это не конституционный уровень. Но предложения, поступившие от людей, которые мы не можем учесть в Конституции и которые представляют из себя безусловную ценность для общества… без всяких сомнений, должны быть реализованы либо в законах, либо в подзаконных актах», — сказал Владимир Путин в начале июля на встрече с рабочей группой.
За время обсуждения поправок в рабочую группу поступило более 900 предложений от граждан и общественных организаций. Естественно, в итоговый список множество инициатив не вошло, как маргинальных вроде выделения каждому гражданину по гектару земли или принятия девиза страны, так и обсуждаемых на самом высоком уровне. Например, из списка поправок исчез запрет для госслужащих иметь недвижимость за рубежом.
По словам главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса, примерно половина народных предложений так или иначе была учтена в поправках к Конституции. Значит, остается еще одна половина, которую Кремль вполне можно использовать в собственных интересах.
А, как полагает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве Павел Салин, эти интересы имеются. По мнению политолога, изначально власть не включила в список поправок наиболее радикальные поправки, и теперь может вернуться к этому вопросу. Причем на сейчас раз обойтись без всякого народного обсуждения и плебисцита, ведь поправки вроде как уже предложены народом.
— Можно сделать два серьезных вывода из поручения президента, — говорит Павел Салин. -Первый — когда в январе запускался процесс с поправками в Конституцию, они разрабатывались не рабочей группой, которая нужна была для публичного прикрытия, а в Администрации президента, причем началось все примерно двумя годами ранее. Поправок было очень много и они носили весьма серьезный характер. Речь шла не только о верховенстве российского права над международным, создании Госсовета и прочих принятых моментах, которые меняют систему государственного устройства.
Там были и другие серьезные изменения. В частности, было запланировано существенно сократить количество регионов до 15?20 с нынешних 85. Предполагалось ввести государственную идеологию — патриотизм, отрицание которой превращалось бы в преступление. Эти поправки кардинально изменили бы госустройство. Было разработано несколько таких пакетов, которые можно было компилировать.
Изначально схема задумывалась такой — Путин вносит часть мягких поправок, это то, что он обнародовал в январе, а рабочие группы и публичные статисты вносили бы более радикальные поправки. Чтобы власть могла сказать, что это не она, а «лучшие люди города».
Но, по каким-то причинам, было решено отказаться от самых радикальных изменений. Именно поэтому возникла неловкая месячная пауза, когда неясно было, чем заниматься рабочей группе, и она начала выступать с различными инициативами, над которыми все смеялись. Им пришлось месяц изгаляться, чтобы забить информационную паузу.
Похоже на то, что сейчас власть решила вернуться к идее внесения дополнительных серьезных поправок. Каких именно — большой вопрос. Будут ли это те изменения, о которых я упомянул, или еще что-то, мы пока не знаем. Возможно, власть решит осадить регионы, которые, по ее мнению, стали на себя слишком много брать.
Поскольку срок этой работы — до 15 декабря, сначала Кремль посмотрит на итоги единого дня голосования, который будет проводиться по новым правилам плебисцита. Не исключено, что потом будут внесены какие-то достаточно серьезные поправки к Конституции, которые не были предложены в начале года.
«СП»: — А какой второй вывод можно сделать из этой инициативы?
— Важный момент — это срок подготовительной работы до 15 декабря. По слухам, которые циркулируют сейчас в политологической среде, осенью в стране могут произойти серьезные изменения. До 15 декабря могут быть назначены и досрочные парламентские, и даже досрочные президентские выборы.
Конечно, это только домыслы, но то, что Владимир Путин ставит сроки до середины декабря, говорит в пользу версии, что власть спешит. Впервые об этом заговорили, когда конституционная реформа была инициирована в начале года, хотя изначально ожидалось, что процесс начнется не раньше середины 2020-го. Если это так, времени у власти для принятия серьезных решений — до конца 2020 года, плюс-минус пару месяцев.
«СП»: — Чем объясняются такие жесткие временные рамки?
— Не хотелось бы распространять слухи. Но нельзя не задуматься, что если у Владимира Путина времени, как минимум, до 2024 года, а после внесения поправок потенциально и до 2036, то зачем так спешить? Поправки были задуманы еще в 2016—2017. Предполагалось, что их постепенно будут вносить с 2020 до 2023 годов, а там уже будет решаться вопрос по преемнику или пролонгации полномочий.
Эти два момента не пересекаются. С одной стороны, власть предпринимает информационную операцию по обнулению сроков, после чего все начинают говорить, что Путин остается до 2036 года. С другой, власть почему-то очень спешит. Поэтому и создается впечатление, что времени у нынешнего руководства не до 2024, а, в лучшем случае, до первой половины 2021-го. И до этого времени они хотят успеть многое подверстать и во внутренней, и во внешней политике.
Читайте также
Кокорин в Спартаке: утром — деньги, вечером — без стульев
Плюсы и минусы самого громкого перехода межсезонья
«СП»: — Если будут приняты новые поправки, нужно будет проводить еще один плебисцит?
— Юридически проводить плебисцит или референдум для внесения новых поправок в Конституцию не нужно. Если не будет меняться первая и вторая главы основного закона, в этом нет необходимости. Все поправки, которые выносились на плебисцит 1 июля, технически также не нуждались во всенародном одобрении, так как они были внесены в другие главы. А они меняются по процедуре: большинство в Госдуме, большинство в Совфеде, две трети региональных парламентов, подпись президента.
Плебисцит был идеей самой власти. Об этом, кстати, говорила Памфилова, которая изначально выступала против этого голосования, так как, видимо, не хотела брать на себя за него ответственность.
Поэтому если технически поправки не будут менять первую и вторую главу (даже если они будут делать это по смыслу), никакого плебисцита проводить не нужно.
Поправки в Конституцию РФ
Песков допустил награждение участвовавших в изменении Конституции
Пескова спросили о «перекосе» в действиях полиции в Москве
В Москве на акции против поправок к Конституции задержано более 130 человек
Экс-глава СПЧ объяснил, кому грозит наказание по закону о территориальной целостности