Материал комментируют:
Станислав Тарасов
Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель считает, что одни только поставки гуманитарной помощи и паузы в боевых действиях не решат конфликт в Секторе Газа: зачем поставлять помощь тем, кто завтра будет убит? «Нет особого смысла кормить кого-то обедом, если на следующий день он умрет под бомбами», высказался он в своей манере в Барселоне по итогам заседания форума организации «Союз для Средиземноморья».
Необходимо прекратить бомбардировки Газы, и вообще боевые действия, а также освободить всех заложников. Названы три «не»: движение «Хамас» не должно контролировать Сектор Газа, который при этом не должен оставаться колыбелью терроризма, а Израиль — не должен продолжать колонизацию Газы. Палестинские же власти нуждаются в помощи, чтобы возобновить свою работу. Необходимо решение конфликта и конкретные шаги. Но есть ли у Запада какие-то варианты и предложения по прекращения арабо-израильского конфликта?
Востоковед Станислав Тарасов считает, что этот конфликт начинает качественно трансформироваться, становясь инструментом для решения проблем, не имеющих к нему прямого отношения:
— США и Европа стали оказывать сильное давление на Израиль, требуя продления перемирия и перехода к мирным переговорам по двум государствам. Действия Еврокомиссии в этом отношении, кстати говоря, довольно последовательны. Вот Израиль и теряет как свое геополитическое влияние, так и влияние в регионе, да еще и свой статус «главного партнера Запада на Ближнем Востоке».
Это связано с тем, что американцы тактически переориентируются на арабские страны. Они сейчас заявляют о том, что контроль над Сектором Газа должен перейти к силам арабской коалиции, при посредничестве США. Хотят провести мирную конференцию региональных стран, прежде всего арабских, и Европы, под своей эгидой. Россия и Китай пока не рассматриваются в качестве партнеров.
В самом Израиле разрастается конфликт между «партией мира» и «партией войны». К партии войны принадлежит Биньямин Нетаньяху, который понимает, что если перемирие продлится, а его будут пытаться продлевать даже не смотря на возможные срывы, то кабинет Нетаньяху не имеет будущего. Да и его самого могут отдать под суд за события 7 октября. Партия войны пытается «перевести стрелки» в сторону Ирана и Ливана, но у них не получается. Они идут на обострение ситуации для того, чтобы как можно больше втянуть в конфликт региональных игроков, да и американцев в более широких масштабах.
«СП»: А не сможет ли сработать «принцип домино», когда в войну начнут втягиваться силы, объективно влиятельные на Ближнем Востоке?
— Военизированная группировка мусульман-шиитов, так называемые хуситы — действуют абсолютно самостоятельно, и Иран на них не влияет. У них оказывается качественное оружие, которым они наносят удары по американским базам в Ираке и Сирии. То есть, кроме Палестины и Израиля, работает третий фактор, заинтересованный в дестабилизации обстановки.
События развиваются так, как развиваются, но соотношения сил все-таки на стороне партии мира. Израиль додавят.
«СП»: Восток дело не просто тонкое, а еще и запутанное. Широкой публике понятно только одно: не вспоминали в последнее время про Палестинское государство и вдруг после длительного перерыва о нем опять заговорили.
— Резолюцию Совета Безопасности ООН никто не отменял. Еще со времен 1948 года, появления государства Израиль, сохраняется недоработка: Израиль появился, а Палестины нет. А сейчас, хотя и заговорили о Палестинском государстве, но границы его не определены. И сама территория, заселенная палестинцами, разделена между Движением за национальное освобождение Палестины ФАТХ и «Хамас», Палестинским исламистским движением и политической партией — это разные политические группировки, между которыми идет борьба. Будущее автономии сложное.
«СП»: Не случайно, заключив перемирие, Запад не понимает с кем ему вести переговоры: с как бы владевшим властью ФАТХ, и своего рода оппозицией, «Хамас»?
— Израиль вынужден вступать в политические контакты непосредственно с самим «Хамас» через Египет и Катар. А это значит, что они признают за «Хамас» статус политической силы. А если будет подписано перемирие, то с кем? Ни с палестинской же администрацией же в Рамалле, которая не пользуется влиянием во всем Секторе Газа. Реально владеет ситуацией политическое крыло «Хамас», кстати, поддерживающее контакт с теми же американцами и Западом. Будущее палестинской автономии декларируется, но каким оно будет — непонятно.
Продолжается борьба концепций. Вот правящая королевская династия Саудовской Аравии, например, подписала некое соглашение с Израилем, сорванное из-за войны, и там был пункт о Палестинском государстве. Нетаньяху его принял. Что там было, мы не знаем. Судя по всему, саудиты выводили из игры «Хамас». А есть еще взгляд Турции, которая, наоборот, откровенно покровительствовала «Хамас». Есть Иран, перевести стрелки на который не получилось — американская дипломатия работает достаточно эффективно через Катар и Швейцарию.
«СП»: Сейчас Иран воздерживается от вовлечения в этот конфликт, оказывая сдерживающее влияние на позицию «Хезболлы»…
— Складываются неустойчивые тактические альянсы, находящиеся в состоянии перманентной мутации. Предвидеть, как будут развиваться события, сложно. Пока все озабочены одной проблемой, чтобы гуманитарное перемирие не перешло снова в кровопролитие. Израильская армия, несмотря на двухмесячную битву, не стремилась полностью контролировать Сектор Газа.
Невиданный случай, миф о непобедимости израильской армии ЦАХАЛ рухнул. Боевых сражений она не выдерживает, неся серьезные потери. Израильская разведка «Моссад» проморгала, пропустив имиджевый удар. Восстановить свой статус Израилю будет сложно, пока он полностью проигрывает во всем мире информационную войну арабам. Страна находится в международной изоляции.
Выход из этой ситуации очевиден, если война будет продолжаться, то задействуют армию резервистов, а это триста, пятьсот тысяч. Кто будет работать? Там уже сейчас африканцев завозят в качестве рабочей силы, чтобы поддержать экономику страны. Чем больше затянется кризис, тем явственнее будет Израиль терять признаки государственности, превращаясь в подобие Украины.
«СП»: России нужно встревать в конфликт — или, по примеру Ирана, дистанцироваться?
— Это не наша война. Для нас хорошо, что внимание Запада отвлечено, что украинский кризис отошел на второй план. Американцам приходится действовать на два фронта, а у нас есть возможность для маневра.
Мы выступаем со своих прежних позиций — придерживаемся резолюций Совета безопасности ООН о двух государствах. Москва участвовала в «квартете ближневосточного урегулирования»: Евросоюз, России, США и ООН, но американцы нас оттуда вытеснили и с этим процессом согласились арабские страны. И теперь быть «святее папы римского» нам не нужно. Мы понимаем, что палестинские проблемы — это проблемы арабов, пусть сами разбираются.
Если потребуется наше участие, то мы вернемся. А все необходимые заявления мы сделали: и по линии двусторонних отношений, и в формате БРИКС, и совместно с Ираном и Китаем. Будем теперь наблюдать за процессом.
Я думаю, что посредничество России будет востребовано. Ведь Запад утерял инициативу. Американцы вообще теряют свое влияние — даже Израиль пытался решить свои проблемы без Америки, самостоятельно. Израильтяне наконец поняли, что все больше становятся лишь инструментом США, а не самостоятельным субъектом большой игры.