На Польшу наехали с ее же «заднего двора» - «Политика» » Новости Дня Сегодня
На Польшу наехали с ее же «заднего двора» - «Политика» 00:01 Четверг 0 332
7-12-2023, 00:01

На Польшу наехали с ее же «заднего двора» - «Политика»


На Польшу наехали с ее же «заднего двора» - «Политика»

Материал комментируют:

Всеволод Шимов

Роман Травин

Послы стран Балтии в Варшаве выразили Польше демарш из-за блокады границы с Украиной, заявила пресс-секретарь МИД Эстонии Брита Кикас. По ее словам, Таллин продолжит искать решение с новым польским правительством.

«В ближайшее время планируется визит нового министра иностранных дел Польши в Таллин, где этот вопрос обязательно будет обсуждаться», — добавила дипломат.

Напомним, блокада польско-украинской границы со стороны польских дальнобойщиков продолжается уже месяц, что уже негативно отражается на украинской экономике и наличии товаров в стране. К блокаде уже присоединились Венгрия, Словакия и Румыния. И вот нашлись ее открытые противники. Прибалтам больше всех надо, иди их действиями руководит Брюссель?


— Действительно, блокада осуществляется достаточно последовательно, — считает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин.


— Но я бы рассматривал все происходящее, не только как недовольство польских перевозчиков недобросовестной конкуренцией со стороны украинских коллег, но и в контексте осложнения польско-украинских отношений в целом. В последние месяцы, напомню, были и напоминания о Волынской резне со стороны польских официальных лиц, и проблемы при организации встреч президентов Польши и Украины, и публичные взаимные обвинения сторон по вопросам поставок зерна.

Кроме того, украинский вопрос становится все более значимым фактором польской внутренней политики, особенно на фоне противостояния президента Польши и нового проевропейского, оппозиционного президенту большинства в парламенте во главе с Дональдом Туском.

«СП»: Кто еще, кроме дальнобойщиков и фермеров страдает от Украины и мог бы подключиться к блокаде?

— Судя по некоторым публикациям в западной прессе, растет усталость польского общества от украинских беженцев, украинского кризиса, Украины в целом. Поэтому это могут быть достаточно широкие слои польского общества. Но в целом, на сегодняшний день, наиболее острые противоречия именно из-за конкуренции в сельском хозяйстве и в перевозках.

«СП»: Прибалты-то чего возбудились? У них в этой истории есть какой-то экономический или политический интерес?

— Не секрет, что Польша и прибалтийские страны долгое время выступали «единым фронтом» с самыми русофобскими инициативами, и их поддержка Украины всегда была обусловлена тем, насколько в тот или иной момент позиция Киева являлась антироссийской. Так что тут вопрос в основном политический.

В нем есть две составляющие, во-первых, прибалты куда более послушные члены ЕС, чем поляки, и, возможно, этот демарш отчасти инициирован из Брюсселя, во-вторых — это и вполне искреннее возмущение тем, что Польша предпринимает недружественные шаги по отношению к Украине, которая сегодня так эффективно используется западными странами против России. В такой логике получается, что поляки действуют чуть ли не в российских интересах, чем русофобские власти прибалтийских государств, конечно, недовольны.

«СП»: Кто еще может осудить Польшу, а кто — поддержать?

— Ситуативными союзниками Польши в этой ситуации в ЕС являются Венгрия и Словакия. Венгры с самого начала СВО занимают особую, более взвешенную позицию по отношению к России. Словакия после того как Фицо был назначен премьером, тоже отказалась от безоговорочной поддержки Украины, и собственно уже отчасти поддерживает Польшу в этой ситуации. Остальные же страны ЕС пока достаточно консолидировано выступают в поддержку Украины, однако они оказались весьма чувствительны к отсутствию военных успехов Киева и можно ожидать, что недовольство Украиной все чаще начнет звучать и из других европейских столиц.

— Польша претендует на роль регионального лидера, а странам Прибалтики это совсем не нужно, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Они очень не хотят сами когда-нибудь оказаться в украинской шкуре, когда Варшава начнет им выкручивать руки по какому-либо поводу.

«СП»: Блокада уже явно вышла за те временные рамки, которые многие наблюдатели могли предположить до этого. Какая динамика процесса?

— Я не думаю, что следует ждать какой-то дальнейшей эскалации. В целом, это «спор хозяйствующих субъектов», большой политики здесь искать не стоит. Хотя Польша, конечно, демонстрирует, что ее «альтруизм» в отношении Украины имеет очень ограниченные пределы.


Смотрите также
57 
Лучшие фотографии за ноябрь: «Мисс-Вселенная», экс-бойцы «Вагнера» в зоне СВО, убийство жены бывшего министра, «Краса в погонах»
Самые эмоциональные, яркие и содержательные кадры фотохроники ушедшего месяца

«СП»: Польских перевозчиков возмутило, что на Украину везут люксовые авто и яхты. А раньше это никого не возмущало, или не везли предметы роскоши?

— В польском обществе накопилась информационная усталость от Украины. Украинская тема утратила свой мобилизующий потенциал, стала рутинной. Поэтому все больше внимания обращают на такого рода неприглядные факты. Они были и раньше, но их предпочитали не замечать.

«СП»: Чего добиваются организаторы блокады? Кто может дать им гарантии, что они получат свое, а дальше все не начнется заново? На чем вообще они могут договориться?

— Польских перевозчиков достал демпинг со стороны украинских конкурентов, которые пользуются предоставленными им льготами и преференциями и фактически и работают наравне с резидентами ЕС. Следует отметить, что Польшу поддержали перевозчики Словакии и Венгрии, так что сформировалась достаточно широкая фронда, которая будет давить на Брюссель.

Брюсселю, со своей стороны, не хочется давать слабину и идти на уступки странам, которые и так доставляют много беспокойства европейской бюрократии. К тому же это будет идти вразрез с нарративом о «поддержке Украины». В то же время игнорировать требования государств-членов ЕС Брюссель также не может. В общем, пока неясно, чем может закончиться эта схватка.


«СП»: Вернемся к прибалтам. Чем завершится этот демарш? Кто его поддержит?

— Утереть нос Польше и Венгрии хотела бы и европейская бюрократия, и Германия. К тому же, это прекрасный повод подгадить правительству Моравецкого, которое и так фактически висит на волоске, и таким образом фактически отстранить ПиС от власти. А ПиС, я напомню, достал в Европе многих.

«СП»: По-вашему, окончание политического кризиса в Польше и приход к власти правительства Туска что-то изменит? Какие еще события могут изменить ситуацию?

— Да, правительство Туска будет более проукраинским и менее склонным давить на Киев в хозяйственных вопросах. Собственно, именно на это главная надежда и Киева, и всех остальных противников ПиС внутри ЕС.

«СП»: А каким образом Польша может начать выкручивать руки прибалтам? У них есть реальные основания опасаться? Чего именно?

— Как минимум с Литвой у Польши исторически довольно напряженные отношения, существует проблема польского меньшинства в Виленском крае. Для Прибалтики Польша — единственное сухопутное окно в ЕС, что также дает в руки Варшавы определенные рычаги манипулирования. Опять же, польский капитал проникает в Прибалтику достаточно активно, особенно в ту же Литву. Польша — крупное государство с достаточно сильной экономикой, которое вполне в состоянии превратить Прибалтику в своей задний двор.


Материал комментируют: Всеволод Шимов Роман Травин Послы стран Балтии в Варшаве выразили Польше демарш из-за блокады границы с Украиной, заявила пресс-секретарь МИД Эстонии Брита Кикас. По ее словам, Таллин продолжит искать решение с новым польским правительством. «В ближайшее время планируется визит нового министра иностранных дел Польши в Таллин, где этот вопрос обязательно будет обсуждаться», — добавила дипломат. Напомним, блокада польско-украинской границы со стороны польских дальнобойщиков продолжается уже месяц, что уже негативно отражается на украинской экономике и наличии товаров в стране. К блокаде уже присоединились Венгрия, Словакия и Румыния. И вот нашлись ее открытые противники. Прибалтам больше всех надо, иди их действиями руководит Брюссель? — Действительно, блокада осуществляется достаточно последовательно, — считает политолог, руководитель проекта «Открытая аналитика» Роман Травин. — Но я бы рассматривал все происходящее, не только как недовольство польских перевозчиков недобросовестной конкуренцией со стороны украинских коллег, но и в контексте осложнения польско-украинских отношений в целом. В последние месяцы, напомню, были и напоминания о Волынской резне со стороны польских официальных лиц, и проблемы при организации встреч президентов Польши и Украины, и публичные взаимные обвинения сторон по вопросам поставок зерна. Кроме того, украинский вопрос становится все более значимым фактором польской внутренней политики, особенно на фоне противостояния президента Польши и нового проевропейского, оппозиционного президенту большинства в парламенте во главе с Дональдом Туском. «СП»: Кто еще, кроме дальнобойщиков и фермеров страдает от Украины и мог бы подключиться к блокаде? — Судя по некоторым публикациям в западной прессе, растет усталость польского общества от украинских беженцев, украинского кризиса, Украины в целом. Поэтому это могут быть достаточно широкие слои польского общества. Но в целом, на сегодняшний день, наиболее острые противоречия именно из-за конкуренции в сельском хозяйстве и в перевозках. «СП»: Прибалты-то чего возбудились? У них в этой истории есть какой-то экономический или политический интерес? — Не секрет, что Польша и прибалтийские страны долгое время выступали «единым фронтом» с самыми русофобскими инициативами, и их поддержка Украины всегда была обусловлена тем, насколько в тот или иной момент позиция Киева являлась антироссийской. Так что тут вопрос в основном политический. В нем есть две составляющие, во-первых, прибалты куда более послушные члены ЕС, чем поляки, и, возможно, этот демарш отчасти инициирован из Брюсселя, во-вторых — это и вполне искреннее возмущение тем, что Польша предпринимает недружественные шаги по отношению к Украине, которая сегодня так эффективно используется западными странами против России. В такой логике получается, что поляки действуют чуть ли не в российских интересах, чем русофобские власти прибалтийских государств, конечно, недовольны. «СП»: Кто еще может осудить Польшу, а кто — поддержать? — Ситуативными союзниками Польши в этой ситуации в ЕС являются Венгрия и Словакия. Венгры с самого начала СВО занимают особую, более взвешенную позицию по отношению к России. Словакия после того как Фицо был назначен премьером, тоже отказалась от безоговорочной поддержки Украины, и собственно уже отчасти поддерживает Польшу в этой ситуации. Остальные же страны ЕС пока достаточно консолидировано выступают в поддержку Украины, однако они оказались весьма чувствительны к отсутствию военных успехов Киева и можно ожидать, что недовольство Украиной все чаще начнет звучать и из других европейских столиц. — Польша претендует на роль регионального лидера, а странам Прибалтики это совсем не нужно, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Они очень не хотят сами когда-нибудь оказаться в украинской шкуре, когда Варшава начнет им выкручивать руки по какому-либо поводу. «СП»: Блокада уже явно вышла за те временные рамки, которые многие наблюдатели могли предположить до этого. Какая динамика процесса? — Я не думаю, что следует ждать какой-то дальнейшей эскалации. В целом, это «спор хозяйствующих субъектов», большой политики здесь искать не стоит. Хотя Польша, конечно, демонстрирует, что ее «альтруизм» в отношении Украины имеет очень ограниченные пределы. Смотрите также 57 Лучшие фотографии за ноябрь: «Мисс-Вселенная», экс-бойцы «Вагнера» в зоне СВО, убийство жены бывшего министра, «Краса в погонах» Самые эмоциональные, яркие и содержательные кадры фотохроники ушедшего месяца «СП»: Польских перевозчиков возмутило, что на Украину везут люксовые авто и яхты. А раньше это никого не возмущало, или не везли предметы роскоши? — В польском обществе накопилась информационная усталость от Украины. Украинская тема утратила свой мобилизующий потенциал, стала рутинной. Поэтому все больше внимания обращают на такого рода неприглядные факты. Они были и раньше, но их предпочитали не замечать. «СП»: Чего добиваются организаторы блокады? Кто может дать им гарантии, что они получат свое, а дальше все не начнется заново? На чем вообще они могут договориться? — Польских перевозчиков достал демпинг со стороны украинских конкурентов, которые пользуются предоставленными им льготами и преференциями и фактически и работают наравне с резидентами ЕС. Следует отметить, что Польшу поддержали перевозчики Словакии и Венгрии, так что сформировалась достаточно широкая фронда, которая будет давить на Брюссель. Брюсселю, со своей стороны, не хочется давать слабину и идти на уступки странам, которые и так доставляют много беспокойства европейской бюрократии. К тому же это будет идти вразрез с нарративом о «поддержке Украины». В то же время игнорировать требования государств-членов ЕС Брюссель также не может. В общем, пока неясно, чем может закончиться эта схватка. «СП»: Вернемся к прибалтам. Чем завершится этот демарш? Кто его поддержит? — Утереть нос Польше и Венгрии хотела бы и европейская бюрократия, и Германия. К тому же, это прекрасный повод подгадить правительству Моравецкого, которое и так фактически висит на волоске, и таким образом фактически отстранить ПиС от власти. А ПиС, я напомню, достал в Европе многих. «СП»: По-вашему, окончание политического кризиса в Польше и приход к власти правительства Туска что-то изменит? Какие еще события могут изменить ситуацию? — Да, правительство Туска будет более проукраинским и менее склонным давить на Киев в хозяйственных вопросах. Собственно, именно на это главная надежда и Киева, и всех остальных противников ПиС внутри ЕС. «СП»: А каким образом Польша может начать выкручивать руки прибалтам? У них есть реальные основания опасаться? Чего именно? — Как минимум с Литвой у Польши исторически довольно напряженные отношения, существует проблема польского меньшинства в Виленском крае. Для Прибалтики Польша — единственное сухопутное окно в ЕС, что также дает в руки Варшавы определенные рычаги манипулирования. Опять же, польский капитал проникает в Прибалтику достаточно активно, особенно в ту же Литву. Польша — крупное государство с достаточно сильной экономикой, которое вполне в состоянии превратить Прибалтику в своей задний двор.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl