На днях пришли новые, нерадостные известия из Соединенных Штатов Америки, где без малого семь лет томится в заключении российский летчик, ростовчанин Константин Ярошенко. С начала февраля Константин почти не ест, не выходит на прогулку. Кроме того, летчика лишили права пользоваться тюремной библиотекой. Все это — санкции руководства тюрьмы, где Ярошенко отбывает долгий срок. За нарушение правил одним из заключенных был наказан весь корпус, среди обитателей которого — и российский гражданин. Об этом журналистам рассказала мать узника Любовь Ярошенко.
Похищение на африканском побережье
Константину Ярошенко — сорок восемь лет. Семь из них он уже находится в американской тюрьме. Гражданский летчик по базовому образованию, Константин долго работал на Ростовском вертолетном заводе, а затем создал собственное небольшое предприятие — ЗАО «РостАвиа». 28 мая 2010 года Константина Ярошенко арестовали спецслужбы Либерии. В эту африканскую страну летчик прилетел для деловых переговоров. Агентство национальной безопасности Республики Либерия задержало Ярошенко в числе пяти человек, подозреваемых в контрабанде кокаина. Кстати, Либерию и США связывают особые отношения. В свое время именно бывшие рабы — афроамериканцы, получившие «вольную», отправились на историческую родину и создали на западноафриканском побережье колонию под названием «Либерия». Они хотели привить местным жителям идеалы американской демократии, но эта задача так и осталась нереализованной — сегодня Либерия одна из беднейших стран мира, но зато она верно блюдет союзнические отношения с США.
Среди задержанных оказались граждане Нигерии, Колумбии, Ганы Петер Чигбо, Хорхе Салазар Кастано, Натаниэль Френч, Кудуфиа Мавуко, и один россиянин — Константин Ярошенко. Спустя два дня после задержания, 30 мая 2010 года, либерийские контрразведчики передали Ярошенко американцам — сотрудникам Управления по борьбе с распространением наркотиков (DEA) Министерства юстиции США. Именно его представитель в Западной Африке следователь Сэм Гей отвечал за организацию расследования и стоял за задержанием российского гражданина.
Узник Форт-Дикса
Летчика перевезли в Соединенные Штаты Америки. 7 сентября 2011 года Окружной суд США по Южному округу штата Нью-Йорк признал Константина Ярошенко виновным в преступном сговоре с целью контрабанды крупной партии наркотиков. Якобы летчик согласился организовать транспортировку кокаина из Колумбии в Либерию и другие страны Западной Африки. Причем из Либерии часть наркотиков впоследствии должна была вернуться в Новый свет — только уже в Соединенные Штаты. Константина Ярошенко приговорили к двадцати годам лишения свободы.
С этого времени родные и близкие российского летчика не устают бороться за его освобождение и рассчитывают, что все же смогут увидеть Константина живым. О здоровье говорить не приходится. Еще три года назад, 20 февраля 2014 года, Константина в тюрьме Форт-Дикс (штат Нью-Джерси) посетил российский консул Игорь Голубовский. Он сообщил тогда, что Ярошенко производит впечатление очень нездорового человека. Но американские власти, судя по всему, совершенно не заинтересованы в здоровье заключенного.
Константин вынужден голодать — у него нет зубов
Сейчас Константин Ярошенко остался совершенно без зубов, что не может не сказываться на его общем состоянии. Супруга летчика Виктория Ярошенко рассказывает, что большей части зубов россиянин лишился во время трехдневных избиений и пыток в застенках Агентства национальной безопасности Либерии. Оставшиеся зубы летчику вырвали летом 2016 года уже в американской тюрьме «Форт-Дикс». Что касается возможности вставить новые зубы, то в США — очень дорогая стоматология, и это делает восстановление зубов у заключенного практически невозможным.
Последняя карательная мера в отношении нарушителя режима, под которую попал и Константин Ярошенко, лишила летчика возможности покупать продукты в тюремном ларьке. Раньше он мог покупать там растворимые супы и пюре, что хоть немного поддерживало его силы. Ведь твердую пищу по состоянию здоровья Ярошенко есть не может, а в столовой супы и каши не дают — заключенных кормят бобами, горохом, которые надо жевать. Теперь Константин питается одними молочными продуктами. Но их количества явно недостаточно для того, чтобы обеспечить существование взрослого мужчины.
Любовь Ярошенко рассказывает, что ее сын очень сильно похудел. Некогда крепкий мужчина весит теперь 54 килограмма. Вот до чего довели его условия содержания в американской тюрьме. О том, что Ярошенко вынужден голодать из-за несправедливой штрафной санкции администрации учреждения, адвокаты уже сообщили российскому консульству и ожидают его вмешательства. Однако, власти страны, по мнению многих людей, неравнодушных к судьбе Константина, не очень активны в деле его освобождения.
Освободит ли Трамп русского летчика?
Сам факт того, что российский гражданин был незаконно схвачен, по сути — похищен, в Либерии, вывезен на территорию третьего государства и там осужден на двадцать лет, уже можно рассматривать как открытое пренебрежение к России и ее гражданам со стороны Соединенных Штатов. Учитывая, что Ярошенко находится в американской тюрьме почти семь лет, и за это время «вытащить» летчика так и не удалось, становится еще более грустно. Любовь Ярошенко отправляла прошения о помиловании сына бывшему президенту США Бараку Обаме и государственному секретарю США Джону Керри, но ответов так и не получила. Отчаявшаяся женщина написала Керри, что ничего не боится, ей уже 75 лет и если надо, она готова «гореть ярким пламенем перед посольством США в Москве».
В октябре прошлого Министерство юстиции Российской Федерации все же направило американской стороне требование о передаче Константина Ярошенко российскому правосудию. Алексей Тарасов, представляющий интересы Константина Ярошенко, рассчитывает, что приход к власти в США нового президента Дональда Трампа может повлиять на судьбу летчика. По крайней мере, появилась надежда на то, что Ярошенко могут отправить отбывать наказание в Россию по установленной международным правом практике. На это надеется и мать летчика Любовь Ярошенко. Ведь в противном случае сидеть Константину придется еще десять лет — до 2027 года, и совершенно неизвестно, сможет ли он, учитывая состояние здоровья, увидеть родных.