История с начислением завышенных премий директору «Почты России» Дмитрию Страшнову получила продолжение. 15 марта стало известно, что Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело, но не в отношении Страшнова, а против директора департамента организационного развития Минкомсвязи России Ирины Лаптевой, которая отвечала за составление трудового договора с чиновником. Дело открыто по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ — превышение должностных полномочий.
«Как полагает следствие, Лаптева, действуя в пользу Страшнова, превысила свои должностные полномочия и рассчитала ему завышенный в 8 раз должностной оклад генерального директора ФГУП „Почта России“, — говорится в заявлении СКР — В апреле 2015 года Лаптева рассчитала Страшнову вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия за 2014 год в заведомо завышенном размере в сумме 95,4 млн. рублей вместо 13,4 млн., который мог быть ему рассчитан и согласован».
Таким образом, как полагает следствие, за счет средств ФГУП «Почта России» Страшнову необоснованно были начислены и выплачены в период 2014—2015 годов заработная плата в сумме не менее 46 млн. рублей и вознаграждение за 2014 год в сумме не менее 82 млн. рублей.
В СК сообщили, что в настоящее время проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств правонарушения. В ходе расследования уголовного дела следователи обещают дать процессуальную оценку действиям всех лиц, повлекшим причинение ущерба «Почте России».
Напомним, что о выплате многомиллионного бонуса Дмитрию Страшнову стало известно в ноябре 2016, после чего делом заинтересовался Следственный комитет. Сам Страшнов тогда назвал ситуацию «перегретой» и отметил, что получил премию в соответствии с постановлением правительства от 1994 года. Миллионные суммы объясняются тем, что выплата рассчитывалась с учетом прибыли «Почти России», а она в 2014 году составила более миллиарда рублей. Правда, прибыль эта была результатом субвенции из федерального бюджета, которая покрыла 4 миллиарда убытков.
«Во всех действиях, связанных с расчетом моего вознаграждения, и „Почта России“, и Минкомсвязи руководствовались только подзаконными актами. Здесь возможности для креатива нет, эти акты применимы для всех государственных компаний. Если кто-то посчитает, что они некорректны, тогда нужно менять систему в целом и пересчитать вознаграждения всем руководителям государственных компаний», — заявил тогда Страшнов.
В феврале 2017 года в СМИ появилась информация о том, что Дмитрий Страшнов может быть отправлен в отставку до срока завершения контракта, который истекает 1 июля. В качестве возможного преемника называли члена правления «Ростеха» Сергея Куликова. Но сам Страшнов заявлял, что об увольнении ничего не знает и работает в штатном режиме.
Но не исключено, что фигурантом дела может стать и сам Дмитрий Страшнов. В конце февраля прокуратура Москвы проверила обоснованность выплаты многомиллиардных премий не только самого директора, но и его заместителей, и направила материалы дела в СК.
«Генеральный директор „Почты России“ Дмитрий Страшнов, зная о поступлениях из федерального бюджета финансирования на сумму 6,462 млрд. рублей, представил в Минкомсвязи России доклад за указанный период с указанием чистой прибыли в размере 1,253 млрд. рублей и 1,578 млрд. рублей», — сообщила пресс-служба столичной прокуратуры. В итоге Страшнов выдал премии своим замам в размере 269,3 млн. рублей по итогам работы в 2014—2015 годах. Однако в 2014 году убытки «Почты России» от падения продаж превысили 4 млрд. рублей и по значительному количеству показателей результаты даже снизились по сравнению с 2013 годом.
«В 2015 году выручка предприятия возросла на 6% по сравнению с 2014 годом, однако при этом повысились тарифы на услуги организации на 11,4%», — сообщили в прокуратуре.
Впрочем, нельзя исключать и того, что Ирина Лаптева в этой ситуации окажется единственным «козлом отпущения». 27 февраля, к примеру, вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что по его данным реальных нарушений со стороны Страшнова не было. А в декабре 2016 официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной сообщил, что если данные о незаконной выплате подтвердятся, Страшнову может грозить административное наказание, а не тюрьма.
Председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго объясняет, что хотя средства были выплачены в пользу Дмитрия Страшнова, сам он фигурантом дела не является вполне правомерно, ведь решение о выплате принимал не он. Впрочем, юрист не исключает, что директор «Почты России» еще может оказаться под следствием по другим обвинениям.
— Ирину Лаптеву обвиняют в превышении должностных полномочий. За совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, часть 1 статьи 286 Уголовного Кодекса РФ предусматривает наказание вплоть до лишения свободы на срок до 4 лет. Однако шансов на то, что чиновница получит тюремный срок, не так много. Скорее всего, ей будет назначено наказание, не связанное с реальным лишением свободы.
«СП»: — А почему дело возбуждено против чиновницы Минкомсязи, а не против директора «Почты»?
— Привлекают к уголовной ответственности именно Лаптеву, а не самого Страшнова, кому и были неправомерно начислены денежные средства, потому что принятие данного решения не входило в круг его обязанностей. Таким образом, хотя деньги и были выплачены Страшнову, оснований для привлечения его к уголовной ответственности за данное деяние нет. С правовой точки зрения никакой юридической коллизии здесь нет.
Дмитрия Страшнова могут привлечь к ответственности в рамках другого уголовного дела, которое связано с начислением премий его заместителям. Либо если будут установлены и доказаны обстоятельства соучастия Страшнова с Лаптевой (к примеру, в форме подстрекательства) по выплате премий руководителю «Почты России». При таком раскладе фигурантам может грозить и реальное лишение свободы.
Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин полагает, что выплаты Страшнову и его заместителям вполне соответствуют ситуации на рынке топ-менеджмента.
— На фоне вознаграждений других топ-менеджеров госкорпораций, зарплата Страшнова не выглядит вопиющей и возмутительной. Но нужно понимать, что «Почта России» — это не госкорпорация, а ФГУП. Если госкорпорация может принимать меры по выплатам грандиозных зарплат топ-менеджменту, что и делается чаще всего, то во ФГУП зарплата должна быть привязана к средней зарплате по организации. В этой связи премия Страшнова должна была составлять не 95 миллионов, а примерно 13 миллионов рублей.
Хотя на первый взгляд это тоже значительная сумма, она совершенно не соответствует тому, что получают сегодня топ-менеджеры. На эти деньги можно найти только менеджера среднего звена, никакой топ за них на «неблагодарную» работу не пойдет. Видимо, этим руководствовалась Ирина Лаптева, подписывая соответствующие документы.
Директор Научно-исследовательского института политической социологии Вячеслав Смирнов считает, что в этой ситуации не обошлось без внутриэлитного конфликта.
— Нужно признать, что «Почту России» у нас никто не любит, и любые расследования подобного типа обыватели воспринимают с восхищением. Все потирают руки и ждут, когда же начнутся посадки, начиная от высшего руководства и заканчивая рядовыми работниками отделений.
На самом деле первопричина сложившейся ситуации в том, что у руководства «Почты России» не было влиятельной поддержки во властных кругах, и, обнаружив на них компрометирующие экономические материалы, следственные органы завели дела, а «прикрытие» не смогло обеспечить профилактику и предотвратить это. Исторически так сложилось, что позиции силовиков у нас сильнее, чем позиции экономического блока. Иначе Улюкаев бы сейчас не находился под следствием. Руководство «Почты России» административно оказалось слабее, чем руководители других госкорпораций, которые также получают многомиллионные бонусы.
«СП»: — Некоторые эксперты считают, что бонус Страшнова не завышен, а вполне соответствует практике в кругах топ-менеджмента, и за меньшее никто и работать на эту должность не пойдет…
— Нужно понимать, что такие высокие гонорары выплачивались в связи с превышением плана по прибыли. Но получались эти прибыли благодаря дотациям, выплачиваемым государством. К этому есть два подхода. Первый заключается в том, что «Почта России» должна работать по коммерческим принципам, а второй — что это априори неприбыльная организация, потому что занимается размещением контрактов по обслуживанию населения, которые сами по себе убыточны. Если бы она не получала государственные дотации, она не могла бы заниматься этими убыточными проектами.
Проблема в том, что эти дотации «Почта России» записывает в прибыль, и с них высчитывает бонусы и премии руководству. С точки зрения следственных органов, это незаконно. То есть незаконна не высокая премия сама по себе, а то, как она рассчитывалась. Государственные дотации нельзя записывать в прибыль. А если прибыли нет, то и премия не должна быть такой высокой. Посмотрим, как руководство Минсвязи и «Почты России» будет отстаивать свои позиции в суде.
«СП»: — То есть не исключено, что и сам Дмитрий Страшнов окажется под следствием?
— Похоже, что, как минимум, он «попал на деньги». Скорее всего, ему придется вернуть завышенный бонус и, возможно, выплатить штрафные санкции.