Гражданином Украины теперь можно стать за $ 100 тысяч. Об этом говорится в распоряжении украинского кабмина о введении квот на иммигрантов в 2017 году. Согласно документу, на Украину могут въехать 1187 родственников (родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки или внучки) граждан «незалежной», 558 человек, которые ранее имели гражданство страны, 2223 родителей, супругов и несовершеннолетних детей иммигрантов.
Без ограничений могут иммигрировать деятели науки и культуры, деятельность которых «отвечает интересам Украины», высококвалифицированные специалисты и работники, а также лица, которые «инвестировали в экономику страны иностранной конвертируемой валютой на сумму не менее $ 100 тысяч».
Надо сказать, законодательство многих стран предусматривает предоставление вида на жительства и даже гражданства заграничным инвесторам.
Одни из самых либеральных требований для получения вида на жительство по бизнес-основаниям действуют в ЮАР. Он оформляется на основании регистрации собственного юридического лица и представлении бизнес-плана на ближайший год. Подача такой заявки должна сопровождаться инвестицией в сумме 250 тысяч рандов (примерно $ 19 600) в новый личный бизнес, либо в уже существующий бизнес в качестве партнера.
В Германии по программе бизнес-иммиграции вид на жительство можно получить через три года. Для этого соискатель должен вложить в экономику ФРГ не менее € 250 тысяч и создать не менее пяти рабочих мест.
Одним из способов получения вида на жительство в США, известного как green card, также являются инвестиции. Вложить потребуется не менее $ 1 млн. или $ 500 тыс. для регионов с высоким уровнем безработицы или сельскохозяйственных районов. В каждом финансовом году выделяется квота около 10 тысяч «инвестиционных» green card.
Примерно такая же картина в Великобритании: инвестиции не менее £1 млн. личных или заемных (в британских банках) средств. Обязательно подтверждение легальности доходов.
В Сингапуре действует программа Global Investor по привлечению богатых иностранцев. Для получения вида на жительство соискатель должен вложить не менее 2,5 млн. сингапурских долларов (около $ 1,8 млн.) в организацию нового или в существующий бизнес, или в утвержденный правительством инвестфонд.
Понятно, что популярны, прежде всего, программы инвестиционной иммиграции в ведущие страны мира. Государства поскромнее, вроде ЮАР (а это, заметим, самая развитая страна в Африке), довольствуются скромным сбором с иммигрантов. И только Украина, которая является самой отсталой страной Восточной Европы, экономика которой трещит по швам, пытается идти своим путем — заламывает за право предоставления гражданства несусветные $ 100 тысяч.
Чего добивается Киев, вводя такие расценки, много ли найдется желающих купить украинское гражданство?
— Украинское гражданство за $ 100 тысяч никому не нужно, — уверен президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Какой смысл платить такие деньги, если можно жить на Украине и без гражданства? Тем более, для безвизового въезда во все страны Евросоюза очень удобны паспорта некоторых стран Карибского бассейна, подписавших соглашение о безвизовом перемещении в Шенгенскую зону. Это Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Сент-Люсия.
Как правило, иностранец может получить в этих странах гражданство, купив недвижимость на сумму от $ 400 тысяч, либо сделав невозвратный платеж в государственные фонды от $ 250 тысяч на одного заявителя плюс $ 50 тысяч за каждого члена семьи. Но в некоторых странах, например, в Доминике, сумма платежа ниже — $ 100 тысяч за одного инвестора или $ 200 тысяч за семью из четырех человек с двумя детьми до 18 лет. Причем, в среднем процедура получения гражданства занимает всего от трех до шести месяцев.
По деньгам это сопоставимо с получением украинского гражданства. Но Доминика, повторюсь, это Шенген, что дает совершенно другие возможности — свободу передвижения по Европе.
Украине же членство в Евросоюзе не светит даже в далеком будущем. В обозримой перспективе ЕС может дать украинским гражданам некоторые послабления для поездок в ЕС, но не более того. Киев же ведет себя так, будто уже находится в Евросоюзе.
На деле, те, кому необходимо легализоваться за границей и вести там бизнес через офшоры, будут рассматривать именно страны Карибского бассейна, или некоторые страны Латинской Америки, но никак не Украину.
«СП»: — На что ориентируются страны, выдвигая условия для инвестиционной иммиграции?
— Ориентиры очень разные. Есть страны, которые стараются просто приманить людей — такая тактика характерна для Европы. Впрочем, пороговые суммы выставляются вполне приличные, и это позволяет отсечь неимущую публику.
В США картина другая. Америка не очень заинтересована в деньгах — в конце концов, она сама их печатает. Поэтому планка для инвестиционного мигранта еще выше, зато действуют каналы, по которым американское гражданство могут получить высококлассные специалисты — интеллектуальные сливки со всего мира. Они Америке куда интереснее, чем толстосумы.
Есть, наконец, страны, которые с помощью инвестиционной миграции пытаются поправить свои финансовые дела. К ним относятся страны Третьего мира, которые я уже перечислил.
Украина не вписывается ни в одну из этих трех групп. Тем не менее, Киев объявляет за свое гражданство совершенно несуразную цену.
«СП»: — Почему он это делает?
— Думаю, это политическая акция, причем не очень продуманная. Замечу, многое из того, что делает украинское руководство, не имеет рациональной основы. Я считаю, украинский кабмин мог принять такое решение, чтобы иметь возможность заявить СМИ: смотрите, наше гражданство стоит $ 100 тысяч, значит, мы почти в Евросоюзе. Для пропагандистского шоу на ТВ такая «горячая новость» вполне сгодится.