Старшая дочь Рамзана Кадырова 17 марта презентовала в Москве свой модный дом Firdaws, шьющий одежду для исламских женщин. Об этом сообщил ее отец. Фирменные магазины обещают открывать не только в России, но и за ее пределами — в мусульманских странах. А вскоре после этого Кадыров призвал европейских мусульман чаще появляться в общественных местах в традиционной исламской одежде. Так что это: политическое заявление или маркетинговый ход?
Почему судьи боятся слова «хиджаб»?
Европейский суд (European Court of Justice) поставил точку в многолетнем споре о легальности ношения хиджабов на рабочем месте. Этот суд, расположенный в Люксембурге, — высшая судебная инстанция Евросоюза: для 28 государств, входящих в него, суд интерпретирует нормы европейского права. Причем его полномочия значительно расширились после принятия Лиссабонского договора в 2009 году: если первоначально он был сосредоточен на торговых и антиконкурентных спорах, то сегодня осуществляет судебный надзор и в сфере гражданских прав.
На сей раз Европейский суд рассматривал два судебных спора, начавшихся в Бельгии в 2006 году и во Франции в 2007 году, которые касались права женщин-мусульманок на ношение головных платков (тех, что в обиходе и называют хиджабами, хотя в решении суда это слово и не фигурирует).
Одна из женщин — бельгийка Самира Ачбита, которая работала в частной охранной фирме G4S Secure Solutions: она была уволена после того, как потребовала от работодателя разрешения носить на рабочем месте мусульманский платок. Прежде в компании существовал негласный запрет на любые «политические, религиозные или философские символы» на рабочем месте.
После демарша Ачбиты это неписанное правило в G4S Secure Solutions утвердили уже в качестве официального регламента. Именно его бельгийская мусульманка и обжаловала сначала в местном суде (при поддержке бельгийского Центра равных возможностей и противодействия расизму), затем в кассационном суде Бельгии и, наконец, в Европейском суде.
Другая история была связана с инженером-конструктором Асмой Бугнауи, которая трудилась в частной компании Micropole. Когда она устроилась на работу (еще будучи студенткой), то носила обычную бандану, но затем сменила ее на исламский платок. Как и в бельгийской охранной компании, во французском Micropole действовал запрет на ношение любых религиозных или политических символов.
Один из клиентов Micropole пожаловался на внешний вид сотрудницы (который счел неприемлемым), и работодатель поставил Асму Бугнауи перед выбором: либо снять платок, либо уволиться. Она предпочла последнее, но обжаловала действия компании в суде (при том, что в Micropole никакого официального запрета на религиозную символику не было).
США вошли в клинч с Евросоюзом
Европейский суд встал на сторону работодателей: в его решении говорится, что любая частная компания вправе вводить запреты на ношение религиозных и политических символов.
Иными словами, если работодатель запрещает носить и христианский крестик, и хиджаб, и еврейскую кипу — то это не является дискриминацией какой-либо конкретной религии. Напротив, это необходимо, чтобы компания могла подчеркнуть свой нейтралитет по отношению к клиентам разного пола, цвета кожи, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста.
Эту же позицию поддержала и Джулиана Кокотт, генеральный адвокат Европейского суда: по ее мнению, каждая компания, вводя запреты на религиозную символику, должна непременно учитывать размер и значимость этих символов, а также характер работы сотрудника (общается ли он с клиентами, или трудится на бэк-офисной должности). При этом Кокотт подчеркнула, что дискуссия вокруг исламских платков имеет огромную «социальную чувствительность», поскольку Евросоюз сегодня мучительно пытается понять, как интегрировать основной поток мусульманских мигрантов.
Причем подобные дискуссии разворачиваются не только в Евросоюзе, но и в США. Вот лишь несколько недавних судебных прецедентов. Община ортодоксальных евреев судилась с Береговой охраной: иудеи хотели добиться разрешения носить на военной службе кипу. Офицер Минобороны — сикх, требовал разрешения носить на службе тюрбан.
А американка Саманту Элауф в 2015 году дошла до Верховного суда США в споре с торговой сетью Abercrombie & Fitch, которая запретила ей носить на рабочем месте исламский платок. Решение Верховного суда, если вкратце, таково: работодателю нельзя смешивать вопросы трудовых отношений и личных религиозных убеждений сотрудника.
Как нетрудно понять, вынесенный же Европейским судом вердикт полностью противоречит решению Верховного суда США. И это лишний раз демонстрирует, насколько болезненнее Евросоюз сегодня переживает процесс социальной интеграции исламских мигрантов.
Популисты кричат «за!» громче всех
Решение Европейского суда по поводу хиджабов тем более важно, поскольку оно было вынесено на фоне очередной волны «антиисламских» настроений. В январе Австрия ввела законодательный запрет на ношение бурки, никаба и паранджи (одеяний, полностью закрывающих лицо) в общественных местах. В феврале власти федеральной земли Бавария объявили о намерении ввести запрет на ношение хиджаба в школах, госучреждениях и даже на избирательных участках.
Во Франции в прошлом году местные власти запрещали женщинам носить буркини (исламские купальники). А в 2014 году Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил законность решения парламента Франции на запрет ношения бурки и никаба в общественных местах. Суд решил, что этот запрет не нарушает нормы Европейской декларации о правах человека и является легальной попыткой сохранить разнообразие французского общества и его традиции секуляризма.
Поэтому не стоит удивляться, что именно во Франции вердикт Европейского суда вызвал самую бурную поддержку: приветствовал его даже кандидат в президенты Франсуа Фийон (по его словам, решение суда — «это огромное облегчение не только для тысяч компаний, но и для их работников»).
Горячее одобрение вердикту Европейского суда высказали и многие немецкие политики, например, один из лидеров правопопулистской партии Alternative für Deutschland Георг Пазерски и председатель European People’s Party (одной из крупнейших фракций в Европарламенте) Манфред Вебер.
По мнению Сары Силвестри, старшего преподавателя международной политики Лондонского университета, решение Европейского суда, вероятнее всего, было принято именно под влиянием доминирующих на континенте националистических, антииммигрантских и антимусульманских настроений.
Политика или маркетинг?
Сильвестри уверена, что теперь решение Европейского суда, словно флаг, будут использовать правые кандидаты-популисты, которые заняли жесткую позицию в отношении ислама, например, Герт Вилдерс (лидер «Партии свободы») в Голландии или Марин Ле Пен (лидер «Национального фронта») во Франции.
Тем более удивительно, что лидеры исламских общин в Евросоюзе решение Европейского суда никак не прокомментировали. Зато категорично «против» вердикта высказался чеченский лидер Рамзан Кадыров.
«Европейский суд юстиции принял позорное постановление, позволяющее работодателям запрещать сотрудникам ношение хиджабов и иных предметов одежды, указывающих на принадлежность человека к какой-то религии. Фактически речь идет о скрытой войне, объявленной религиям», — написал Кадыров в своем аккаунте в Instagram. Мы уже писали о том, что такой же реакция Кадырова была когда министр образования Ольга Васильева, заявила о том, что религиозные атрибуты не должны носиться в школе.
Вот и сейчас чеченский лидер призвал европейских мусульман сплотиться против ограничения их религиозных прав: «Если никогда и не носили хиджабы, теперь будут появляться в них на работе, в университете, обществе», — пишет Кадыров на своей странице.
Жесткое заявление чеченского лидера, впрочем, европейская пресса проигнорировала. Зато большое внимание многие издания (такие как как Reuters или Telegraph) уделили тому, что накануне в Москве его старшая дочь Айшат Кадырова провела показ исламской одежды под брендом Firdaws. Много писали об этом издания из исламских стран, например, Омана и Индонезии — и это неудивительно, учитывая, что бренд Firdaws хотят продвигать не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и на Ближнем Востоке. На презентации журналистам рассказали, что Айшат Кадырова в рамках франчайзинга создает глобальную сеть магазинов, где мусульмане смогут купить современную и модную одежду.
И с этой позиции заявление чеченского лидера о том, что мусульмане в Европе должны защищать свои права на ношение религиозной одежды, кажутся не только политическим высказыванием, но и маркетинговым ходом, чтобы привлечь внимание к принадлежащему семье Кадырова модному бренду.