В воскресенье, 26 марта, в ряде городов России прошли крупнейшие с 2011 года несогласованные акции оппозиции. Инициатор акций — Алексей Навальный — сумел вывести на шествия тысячи людей. Предлогом послужило то, что власти практически не отреагировали на факты из фильма Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) «Он вам не Димон». В нем рассказывалось, что премьер Дмитрий Медведев через благотворительные фонды якобы распоряжается дорогой недвижимостью. При этом только на YouTube фильм посмотрело 11,8 млн человек.
В Москве, по данным ГУ МВД, на Тверской улице собралось 7000−8000 человек. Участники несанкционированной акции шли по ходу движения автотранспорта по обеим сторонам Тверской. Среди них встречались люди с российскими флагами, а также с кроссовками, — Навальный предложил вешать кроссовки на шею (в фильме Навальный утверждает, что случаи коррупции удалось выявить якобы благодаря кроссовкам, которые покупал Медведев).
В итоге в столице задержано более 500 протестующих (по данным «ОВД-инфо» — более 1000), в отношении большинства их них составлены протоколы по ст. 20.2 КоАП (нарушение правил проведения митинга). Сам Алексей Навальный был задержан почти сразу после выхода из метро, а в офисе ФБК, по словам директора фонда Романа Рубанова, начались следственные действия по ст. 282 УК (экстремизм).
Помимо Москвы, крупная акция прошла в Санкт-Петербурге. По официальным данным, 3000 человек прошли с Марсова поля до Дворцовой площади. Задержано более 130 человек. Во Владивостоке, по подсчетам организаторов, протестовало около 1000 человек (задержано не менее 40), в Новосибирске — более 2000, сотни в Томске, Красноярске, Иркутске, Екатеринбурге, Краснодаре.
Что характерно, Вашингтон весьма оперативно отреагировал на ситуацию. «США решительно осуждают задержание сотен невинных демонстрантов по всей России. Задержание мирных протестующих, правозащитников и журналистов не соответствует ключевым демократическим ценностям», — заявил и.о. руководителя пресс-службы Госдепартамента Марк Тонер.
«Мы с тревогой восприняли сведения о задержании оппозиционера Алексея Навального по прибытии на демонстрацию, а также то, что в организациях, занимающихся борьбой с коррупцией, были проведены полицейские рейды. США будут отслеживать ситуацию. Кроме того, мы призываем правительство России немедленно отпустить всех мирных демонстрантов», — резюмировал Тонер.
Забота Госдепартамента вызывает умиление. Помнится, после инаугурации Дональда Трампа по США прокатилась волна массовых протестов. В Вашингтоне акции перешли в беспорядки и столкновения в центре города. Как сообщала тогда CNN, по меньшей мере шесть сотрудников полиции получили ранения, были задержаны 217 участников беспорядков. Массовые протесты также прошли в Нью-Йорке, Сиэттле, Далласе, Чикаго и Портленде (Орегон) — но никакой тревоги о судьбе «невинных демонстрантов» Госдеп тогда не выражал.
Экспертам воскресные акции против коррупции напомнили о зиме 2011−2012 годов. Что на деле стоит за нынешними протестами, получат ли они развитие, каков их потенциал?
— Протест будет развиваться по логике 2011−2012 годов, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Для меня очевидно, что организаторы акций будут пытаться вывести их на некий аналог майдана. У внешних игроков, выступающих в роли модераторов протестных процессов в России, есть политическая необходимость в таком сценарии. Он, в частности, подразумевает создание сети оппозиционных структур.
Все это движение, я считаю, будет повторять путь движения 2011−2012 годов, которое закончилось 6 мая 2012 года. В этот день организаторы запланировали провокацию с целью поставить под сомнение как легитимность президентских выборов в РФ, так и легитимность инаугурации президента Владимира Путина. Для этого они постарались построить массовую акцию так, чтобы пролилась кровь демонстрантов.
После этого протест резко пошел на спад. Я считаю, протестующие тогда убедились, что лидеры их предали. Когда лидеры хотят, чтобы кого-то из сторонников ранили или убили — это не вызывает восторга у протестующих. Окончательно же, напомню, протест 2011/12 завершился после начала гибридной войны против России со стороны Запада.
Как отмечают наблюдатели, в акциях, которые состоялись в минувшее воскресенье, приняло участие очень много молодежи. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что в протестное движение пришли новые люди. В их жизненном багаже нет не только опыта распада СССР, но и опыта Болотной и разочарования от него.
Этой молодежи и предстоит повторить «болотный» цикл, когда ее сначала будут максимально выносить в публичное пространство, а потом активно использовать для достижения целей, которые ставят игроки за пределами страны.
Надо сказать, в нынешнем протесте, — как и в протесте 2011/12, — главным является сочетание двух элементов. С одной стороны, реально существующего в российском обществе недовольства, с другой — системы управления с помощью внешних структур, которые ставят целью нанесение ущерба РФ в целом.
Думаю, нынешний протест будет проходить в режиме политической изоляции, но в то же время с возгонкой радикализации. Именно радикалы рано или поздно приведут нынешний процесс к неоптимистичному финалу, как это произошло с протестами 2011/12.
«СП»: — В 2011—2012 годах прямо говорили, что одна из причин протеста — раскол в российской элите. Как выглядит этот раскол сегодня?
— Раскол по-прежнему существует, но он другой. Раньше раскол был между теми, кто считал, что необходимо идти путинским путем, и сторонниками более прозападного курса Дмитрия Медведева.
Сейчас раскол выглядит так. Одни считают, что путинская политика противостояния с Западом должна быть продолжена, пусть в мягкой форме, и что сдаваться не надо. Другие же убеждены, что Западу нужно сдаваться.
Ко второй группе принадлежат весьма влиятельные люди. Я полагаю, некоторые из них являются членами правительства РФ, другие входят в правления госкорпораций, плюс их много на более низких уровнях политического менеджмента.
Именно эти люди поддерживают сейчас Навального. По некоторым данным, протесты 2011−2012 годов проходили отчасти за бюджетные деньги. И я не удивлюсь, если окажется, что и нынешние протесты Навального частично проходят за бюджетный счет — через крупные структуры, которые имеют отношения и с бюджетом РФ, и с западными финансово-политическими структурами.
На мой взгляд, сейчас вообще складывается ситуация, когда противником Путина быть выгодно — в экспертном сообществе уж точно.
«СП»: — Как расценивать на этом фоне заявления Госдепартамента США?
— Без сомнения, как сигнал поддержки нашим западникам. Целью гибридной войны Запада против РФ было свержение Путина, и сейчас мелькнула возможность продолжить эту борьбу. Поэтому одним из косвенных результатов нынешних акций будет безусловное продление санкций. Раньше противники санкций на Западе говорили, что продолжать давить на РФ бессмысленно, поскольку это не приносит политических результатов. А теперь мощный аргумент — тысячные протесты по всей России — появился у сторонников санкций.