Украинские власти могут приравнять жителей Донбасса и граждан России из Крыма к террористам. Об этом в понедельник, 3 апреля, сообщил «Апостроф» со ссылкой на Государственную миграционную службу Украины.
Издание напоминает, что в четверг, 6 апреля, Европарламент рассмотрит вопрос введения безвизового режима для краткосрочных поездок в ЕС граждан Украины. При этом сравнивает ситуацию с той, что сложилась вокруг Грузии, граждане которой уже с 28 марта получили право находиться в Шенгенской зоне в течение 90 дней, не оформляя специальных документов. «Апостроф» отмечает, что безвизовый режим для Грузии распространяется также и на граждан, проживающих на территории «оккупированных» Абхазии и Южной Осетии.
Издание также напоминает, что согласно украинскому законодательству, Крым считается временно оккупированной территорией, его статус установлен законом Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины». При этом в Донбассе ситуация иная: на всех публичных площадках украинская власть называет неконтролируемую территорию «временно оккупированной», но законодательно, в отличие от Крыма, это нигде не закреплено. Такие правовые коллизии, по мнению авторов, могут сказаться на украинцах, проживающих на этих территориях, после вступления в силу безвизового режима с Европой. По правилам, въехать в страны-члены ЕС без визы украинец сможет только по биометрическому загранпаспорту.
«Апостроф» приводит слова аналитика общественной организации «Европа без барьеров» Екатерины Кульчицкой, которая объясняет, каким образом жители «временно оккупированных территорий» смогут воспользоваться правом на безвизовые поездки в Европу: для этого им нужно приехать на подконтрольную территорию Украины, обратиться в любое отделение государственной Миграционной службы по заграничным биометрическим паспортам. Кульчицкая отмечает, что процедура является затянутой, потому что нет оригиналов данных о человеке в отделениях ГМС, которые были на неподконтрольной территории Донбасса, поэтому человека дополнительно проверяют. Идентификация может длиться долго. «Заграничные биометрические паспорта могут оформлять не 20 дней, и не 7 как по стандартной и ускоренной процедуре, а гораздо дольше — 1−2 месяца», — рассказала Кульчицкая.
Также она объясняет, что делать жителям Крыма, которые обменяли украинский паспорт на российский: «Если на руках у человека, который проживает на территории оккупированного Крыма, только российский паспорт, то это означает, что он не сможет сразу получить украинский заграничный биометрический паспорт. Нужно будет написать заявление об утере украинского внутреннего паспорта и пройти процедуру оформления паспорта гражданина Украины, и только после этого можно будет подать документы на заграничный биометрический паспорт».
В Государственной миграционной службе Украины «Апострофу» подтвердили, что люди, являющиеся гражданами Украины, независимо от места проживания, смогут ездить в Европу без виз. Но вместе с тем подчеркнули, что наличие гражданства другого государства или документов самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик «может быть основанием для возбуждения уголовного дела, например, по подозрению в террористической деятельности».
— Крымчане сегодня не испытывают никаких проблем с получением загранпаспорта и шенгенской визы, комментирует расследование «Апострофа» политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
— Просто делать, например, визу приходится чуть дольше. Но даже если бы этого не происходило, Крым покидать ради этого никто не станет. Все, кто хотел, давно уехали. И в Европу, и на Украину. Я не раз общался с теми людьми в Крыму, кто не сразу принял результаты крымского референдума. Как известно, таких людей была примерно десятая часть от всех проголосовавших. Все говорят о значительном улучшении своей жизни, о наступившей ясности будущего, о вменяемости правил игры, которое предлагает российское государство — в сравнении с украинской вольницей. И главное, все они говорят о том, что теперь живут в стране, где есть руководитель, а не сброд самозванцев с рефлексами клептоманов. Жизнь в российском Крыму они уже не променяют на жизнь на Украине. Многие из Крыма ездят на Украину, там родственники, друзья, равно как и украинцы посещают Крым, никто этому не мешает, кроме устраивающих блокаду. Но когда речь заходит о статусе гражданства, вопрос тут полностью закрыт: Украину никто не выбирает, напротив, на Украине растет стабильно спрос на российский паспорт.
«СП»: — Эксперт «Апострофа» отмечает, что любой крымчанин может обратиться с заявлением о потере украинского паспорта и получить новый. А есть ли в Крыму такие, кто сохранил украинские паспорта?
— Да, многие сохранили украинские паспорта. Хотя бы на память о дурацких временах. Кто-то даже до сих пор ездит на украинских номерах авто. Но происходит это только по каким-то личным мотивам. Гораздо важнее то, что те, кто сохранил украинские паспорта (их, кстати, вообще никто не отбирал), получили российский паспорт и используют именно его в своей повседневной жизни.
«СП»: — Верите ли вы в то, что Киев пойдет на обвинение всех, имеющих российский паспорт крымчан, в терроризме? Есть ли у него вообще возможность узнать, кто из крымчан получил российский паспорт, а кто нет?
— Украина все больше напоминает территорию бессмыслицы — бессмысленны даже угрозы. Думаю, никого из крымчан они в терроризме не обвинят — это абсурд.
«СП»: — А если бы они на это пошли, как на такой шаг отреагировали бы в Европе? Будет ли ЕС чинить препятствия во въезде крымчанам, обвиняемым Украиной в … получении российского паспорта?
— Если Европа хочет стать Украиной — в смысле политической культуры — то, конечно, может поддерживать все глупости, которые плодят в Киеве. Повторю, никаких правовых оснований в ЕС не признать российские документы, с которыми перемещаются крымчане, не существует.
«СП»: — Верите ли вы, что Украина таки получит безвизовый режим, и много ли найдется людей в Крыму, которые пожалеют о том, что не сохранили украинское гражданство?
— Безвизовый режим с Европой это морковка, которой Украину давно манят киевские власти. Никаких реальных преимуществ для тех, например, кто хочет работать в европейских странах, «безвиз» не даст. В России работы для украинцев гораздо больше, чем в Европе. И заработная плата тоже выше. При этом «безвиз» Украины с Европой может обернуться ограничениями украинцев на въезд в Россию…
— Странно слышать о каких-то правовых решениях со стороны Киева. Хотя бы потому, что руководство страны уже давно осуществляет геноцид жителей Донбасса, — напоминает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Что же касается российского Крыма… Если называть вещи своими именами, арест по надуманному предлогу жителя иностранного государства, каким является любой крымчанин — это захват заложника, акт международного терроризма.
«СП»: — Есть ли у Киева реальные возможности хотя бы составить базу данных бывших граждан Украины, получивших паспорт России или ЛДНР? Как они могут узнать о том, у кого какой паспорт?
— А это и не нужно. Я думаю, речь идет о показательных акциях, рассчитанных на двойной эффект. С одной стороны, целью является запугивание крымчан, с другой — это сигнал европейцам. Одним показывают, что Киев не даст им покоя и будет мстить и дальше, другим — что, связываясь с крымчанами, связываются с преступниками.
«СП»: — Если Киев все же пойдет на подобные меры, будет ли это принято во внимание на Западе? Станут ли уголовные дела, возбужденные на Украине, основанием для недопуска крымчан и дончан в Европу?
— Киев рассчитывает на то, что в Европе, как и прежде, будут попустительствовать таким неправомочным действиям. Ведь Брюссель, так сказать, повязан с Киевом, потому что уже несколько лет закрывает глаза на беззакония, творящиеся на Украине.
«СП»: — Насколько вообще ситуация с «безвизом» Украине может быть сравнима с ситуацией с Грузией и Молдавией? «Апостроф» утверждает, что граждане Молдовы из Приднестровья уже два года ездят в Европу без виз, а граждане Грузии из Абхазии и Южной Осетии тоже теперь будут…
— В Молдове и Грузии избрали прямо противоположную тактику общения с мятежными провинциями. Граждан Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии в лоно бывшей родины заманивают не кнутом, а пряником. В Молдове, например, не признавая независимости Приднестровья, при этом признают документы, выданные гражданам в Приднестровье, в том числе паспорта. Это цивилизованный подход. В современном мире рядовые граждане не должны страдать из-за неурегулированности международно-правового статуса территории. Киев же, из-за своих непродуманных действий потеряв Крым, теперь ведет дело к полному и окончательному отрыву от Украины территорий Донбасса.