Британская и французская полиция бьет тревогу: школьники могут попасть в соцсетях под влияние «групп смерти», которые из России распространились уже почти во всем странам Европы. Но настоящим бичом они стали для Бразилии, где зафиксированы уже десятки попыток самоубийств среди подростков, которые оказались втянуты в игру Baleia Azul («Синий кит»).
Потенциальным самоубийц — полмиллиона!
25 апреля полиция двух английских графств, Хартфордшир и Эссекс, разослала предупреждения в местные школы об опасной интернет-игре, которая называется «Blue whale challenge». Для тех, кто незнаком с английским — эта та же самая игра, которая уже давно известна в России как «Синий кит».
Полиция Хартфордшира и Эссекса сообщила, что инцидентов, связанных с попытками суицида подростков, в графствах еще не было. Но бдительности ради педагогов решили предупредить заранее о том, что такая опасность имеется. В свою очередь, администрация школ разослала рекомендации родителям и опекунам своих учащихся. Аналогичные предупреждения в своих аккаунтах в Twitter опубликовали полицейские управления Девона и Корнуолла.
«Свободная пресса» уже не раз рассказывала о том, как работают «группы смерти». Лекала едины — вне зависимости от того, в какой социальной сети зарегистрированы такие группы: как правило, большинство суицидальных пабликов действует в сети «ВКонтакте», но с прошлого года появились они также в Instagram и Facebook, а заодно в мессенджерах Whatsapp и Telegram.
Подростку — участнику игры необходимо выполнить несколько десятков заданий, которые сводятся к постепенному подавлению собственной воли, нанесению самому себе увечий, причинению физической и психологической боли… Если участник «группы смерти» не сумел выполнить очередное задание, его исключают из сообщества. Ну и последним «заданием» становится самоубийство.
По подсчетам активистов движения «МедиаГвардия», только в российском сегменте соцсети «ВКонтакте» в «группах смерти» состоит более 70 тысяч подростков. Под суицидальными хэштегами интернет-пользователи оставили более 450 тысяч записей. Также «МедиаГвардия» обнаружила более полутысячи аккаунтов так называемых «кураторов», которые и дают подросткам суицидальные «задания». Все эти данные активисты передали в Роскомнадзор для проверки и блокирования.
Причем эта интернет-зараза не миновала и другие страны, где велика доля русскоязычного населения — от Эстонии до Израиля. То есть, фактически, речь идет о транснациональной сети. В пятницу издание «Life.ru» со ссылкой на источники в московской полиции сообщило, что как минимум три IP-адреса «кураторов» суицидальных групп, действовавших в России, были зарегистрированы в Харьковской области. Двое детей, которые были участниками этих групп, были доведены до самоубийства, и по данным фактам Следственный комитет уже возбудил уголовные дела.
Эпидемия суицидов захлестнула планету
И вот теперь, похоже, «группы смерти» уже уверенно шагают за пределы русскоязычного сегмента Интернета… Суицидальные группы, похожие на «Синих китов», появились уже не только в Великобритании, но также во Франции, Бельгии, Испании, Португалии…
Скажем, 28 апреля издание Daily Mail сообщило о том, что 15-летняя девушка из Барселоны едва не покончила с собой, получив такое задание в одной из суицидальных групп.
Как позже узнали родители, их дочь переписывалась с анонимным «куратором» больше месяца, и он регулярно присылал ей «задания»: порезать руки ножом, отправиться на ближайшую железнодорожную станцию и смотреть, как быстро проносятся поезда… Подросток рассказала об этой «игре» одному из старших родственников, в семье тут же забили тревогу, подключили полицию, социальные службы, медиков, а девушку поместили в психиатрическую лечебницу.
Во французской провинции Дром мать 15-летней девушки подала заявление в полицию: ее дочь стала получать угрозы от «куратора» суицидальной группы, когда отказалась выполнять страшные «задания». После этого инцидента жандармерия в нескольких департаментах разослала уведомления для родителей подростков, чтобы они были бдительнее и следили, чтобы их дети не общались в Интернете с незнакомыми людьми.
Бьют тревогу и в Бразилии. Так, мэр города-миллионника Куритиба (столица штата Парана) Рафаэль Грека 18 апреля был вынужден созвать экстренное совещание, на котором заявил о чрезвычайной опасности «Синего кита» (по-португальски это звучит как Baleia Azul). Накануне в городе было зафиксировано сразу семь (!) попыток суицида среди подростков в возрасте от 13 до 17 лет, состоявших в суицидальных группах. К счастью, всех детей удалось спасти, с ними сейчас работают специалисты Центра психосоциальной помощи.
Мэр Рафаэль Грека вместе с несколькими бразильскими парламентариями от разных партий 26 апреля обратились к министру юстиции Осмару Серраглио с просьбой провести полномасштабное расследование деятельности «групп смерти» и наказать виновных.
Кто развязал интернет-войну
Эффективны ли все те меры, которые предлагают политики и полицейские? Об этом журналист «Свободной прессы» беседует с постоянным экспертом нашего издания Константином Небытовым. Это специалист по вопросам психологии и психофизиологии человека, возглавляющий один из крупнейших на Северном Кавказе центр судебной психиатрии им. Д.Р. Лунца.
— Как показывают примеры из иностранной прессы, мы видим организационную и методологическую схожесть «групп смерти» в разных странах. Но главное, используется единая технология актуализации подростковой и молодежной части населения — геймифицирование (от слова game — игра). То есть лучше всего усваивается нечто, поданное в игровой форме. А конкретно в такой игре усваивается стереотип рискованного (суицидального) поведения — вербальная банальщина в стиле «Википедии».
Причем это технология, которая обкатывается именно в тех культурных средах, где суицид — это практически самая тяжелая форма социальной психотравмы. Фактически, речь идет об инструменте слома культурной парадигмы. У создателей «групп смерти» есть и вторичная выгода — это манипулирование страхами родителей.
«СП»: — Вы в предыдущем интервью нашему изданию говорили, что фактически развязана информационная война против «русского мира».
— Абсолютно верно! И поэтому сегодня наиболее показательно то, что суицидальные группы широко распространяются по Латинской Америке. По сути она относится к такой же традиционалистской системе ценностей, как и Россия. Если в нашей стране сильно православие, то, скажем, в Бразилии — католичество. То есть мы можем говорить о схожести общего культурно-социального формата.
Также показательно и то, что предупреждения об опасности «групп смерти» в странах Западной Европы (которая относится совсем к иной культурной парадигме) носят вторичный характер. Та же британская полиция указывает: задокументированных фактов нет, мы просто решили перестраховаться… В то время как в Бразилии факты суицидов уже есть.
«СП»: — Но почему «группы смерти» не получили такого распространения в странах, где традиционно велико количество самоубийств? Например, в Японии или Южной Корее?
— Потому что в этих странах существует как таковая «культура суицида». И в Японии, и в Корее существует работающая культурно-ценностная система, работающий социальный механизм, в который включена не только поведенческая норма, но и «антинорма» — то же самое самоубийство. И в эту устоявшуюся общественную модель привнесенная извне технология просто не «влезает».