Похоже российским богачам стало тесно на Лазурном берегу, а может из чувства патриотизма, которое сейчас так приветствуется, они решили скупать отечественные курорты. Так два государственных пансионата в Сочи и Туапсе оказались в руках частного бизнеса (причем с иностранными корнями). Одну из этих сделок оспорила прокуратура Краснодарского края, которую поддержало Управление делами президента. Правда, то были дела давно минувших дней — однако сегодня к ним снова пытаются приковать внимание общественности. С какой целью?
«Он вам не Димон»… с продолжением
Газета «Ведомости» опубликовала расследование, посвященное бизнесу людей из ближайшего окружения премьер-министра Дмитрия Медведева. Главным его героем стал бывший однокурсник председателя правительства Илья Елисеев, который сейчас работает заместителем председателя правления «Газпромбанка».
Также он возглавляет наблюдательные советы фондов: «Дар», Фонда поддержки социально значимых государственных проектов (Соцгоспроект), Фонда поддержки зимних олимпийских видов спорта и Фонда социально-культурных инициатив (ФСКИ).
Широкой общественности Елисеев стал известен в начале марта, когда «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) Алексея Навального выпустил фильм «Он вам не Димон». Авторы фильма утверждают, будто бы Елисеев является доверенным лицом премьер-министра и выкупает для него элитную недвижимость. Сделки, по утверждению ФБК, проходили через кипрский офшор Waidelotte Directors Limited, который в свою очередь, управляет еще одной офшорной компанией Furcina Limited.
После выхода фильма Илья Елисеев заявил, что ни он сам, ни его благотворительный фонд «Дар» никак не связаны с премьер-министром. И его фамилия действительно на долгое время пропала из поля общественного обсуждения. Как вдруг «Ведомости» выпустили очередную порцию разоблачений: издание считает, что Елисеев по заниженной цене пытался скупать пансионаты Управления делами президента (УДП).
Сделки: притворные и ничтожные
Пансионаты были проданы шесть лет назад. В частности, в ноябре 2011 года ФГАУ «Санаторий имени Орджоникидзе» Управления делами президента продал за 474 млн. рублей одноименную здравницу. Это был имущественный комплекс из 29 объектов недвижимости, которые располагались на земельном участке площадью почти 16 гектаров в Хостинском районе Сочи (на Курортном проспекте).
Покупателем выступило ООО «Черноморский курорт Плаза», созданное незадолго до приватизации. Одним из его учредителей первоначально выступала компания Great Champ PTE из Сингапура (а в настоящее время является уже упомянутое выше кипрская Furcina Limited). Спустя месяц после сделки сингапурская компания выкупила 69,7% уставного капитала компании за 712 млн. рублей.
Однако спустя два года новый владелец перепродал 13 объектов недвижимости, а также один из земельных участков (площадью 3,5 гектара) ООО «Юнайтед констракшн» из Санкт-Петербурга. А в прошлом году первый заместитель прокурора Краснодарского края — прокурор Сочи Марк Большедворский обратился с исковым заявлением в кубанский арбитраж, требуя вернуть проданную собственность государству.
Одно из оснований — то, что спорный земельный участок расположен в пределах второй зоны санитарной охраны курорта Сочи, а значит, ограничен в хозяйственном обороте). Также прокурор Большедворский счел, что сделка по отчуждению санатория была притворной: только кадастровая стоимость земельного участка на момент продажи составляла около 4,5 млрд. рублей, а рыночная стоимость объектов недвижимости, отчужденных санаторием, — около 3 миллиардов.
Представители УДП направили в арбитражный суд уведомление о том, что (как и прокуратура Сочи) считают сделки по отчуждения имущества притворными, призванными «обойти» законную процедуру приватизации государственной собственности.
Госдачи едва не «уплыли» в Сингапур
В апреле 2016 года исковое заявление Марка Большедворского было удовлетворено, причем устояло оно в апелляционной и кассационной инстанциях. Это означало, что ООО «Черноморский курорт Плаза» (которой, напомним, на тот момент уже владела Limited) должна была вернуть Управлению делами президента приобретенную собственность в Сочи. Странно только, что история эта была обнародована в расследовании «Ведомостей» только сейчас.
Второй объект недвижимости, о котором говорится в статье, — это недостроенный дом отдыха «Туапсе» в селении Ольгинка. Строения вместе с земельным участком площадью 24 гектара были приобретены за 256 млн. рублей, что на тот момент составляло лишь 3,5% от кадастровой стоимости.
Владельцем имущественного комплекса стала фирма «Наутилус», которой владел Дмитрий Соловьев (он же президент Фонда социально-культурных инициатив, наблюдательный совет которого возглавляет Илья Елисеев). Генеральным директором компании был Сергей Павлюков, который также возглалял ООО «Инвестиционное содружество», принадлежащее кипрскому офшору Furcina Limited.
На основании всего этого «Ведомости» и делают вывод, что истинным владельцем купленной базы «Туапсе» был именно Илья Елисеев. Как бы то ни было, новый владелец воспользоваться домом отдыха не сумел: земля находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта Сочи, а значит, не может перейти в частную собственность.
Как сам Илья Елисеев прокомментировал РБК результаты проведенного «Ведомостями» расследования, недостроенная турбаза принадлежит благотворительному фонду «Дар». По словам бизнесмена, ее планировали перестроить в «недорогой санаторий с полным комплексом оздоровительных услуг», однако из-за природоохранного статуса земель их не удалось оформить в частную собственность.
«Лакомство» для рейдеров
Результаты журналистского расследования, опубликованного «Ведомостями», вызвали куда меньший резонанс, нежели фильм фонда Навального. С просьбой прокомментировать выводы расследования «Свободная пресса» обратилась к Илье Шуманову, заместителю генерального директора Transparency International Russia:
— Государственные рекреационные комплексы, которые расположены в прибрежных зонах, часто становятся желаемым объектом для приватизации, а иногда и банального рейдерства.
Поскольку территория вдоль морского побережья еще с советских времен была отдана под бюджетные курортные санатории, то единственным способом перехода прав на эти объекты становится выкуп частными структурами указанных объектов.
Однако приватизационные сделки ликвидного имущества имеют очевидные коррупционные риски, в частности, продажа имущества по заниженной стоимости или реализация вообще без конкурсных процедур.
Используется и такая схема: продажа объектов недвижимости с последующим «льготным» оформлением значительных земельных наделов под эти объекты недвижимости.
Нередки случаи, когда регистраторы просто вносят недостоверные сведения в регистрационные документы или подделывают их — в результате целые имущественные комплексы меняют своего владельца.
«СП»: — Ваша организация занимается антикоррупционными расследованиями. Часто среди бенефециаров санаторных комплексов встречаются известные стране фамилии?
— Да, и подобные истории, как правило, получают большой резонанс. Так на месте бывшего профсоюзного санатория «Геленджик» расположен оздоровительный комплекс Fellini, владельцем которого называют семью министра промышленности Дениса Мантурова.
Отец министра Валентин Мантуров тоже оказался владельцем особняка и земельного участка в Геленджике, ранее принадлежавшего пансионату «Приморье».
На месте санатория «Россия» в Сочи сейчас размещен элитный отель «Родина», собственником которого являются структуры Олега Дерипаски.
А в Алуште владельцами отеля Riviera Sunrise, расположенного на месте курортной клиники, называют владельцев «Лукойла» Вагита Алекперова и Леонида Федуна.
И список этот можно продолжать бесконечно долго. Главное, чтобы нам, простым смертным тоже хватило места под солнцем, когда мы решимся на себе испробовать прелести отечественного отдыха.