В начале XVII века британский философ Фрэнсис Бэкон предложил современный метод научного познания. На его основе ученый систематизировал все науки и расположил их в зависимости от их «точности». «Наименее точной из всех существующих» оказалась история. С тех пор за ней и закрепилась слава «самой неточной».
При этом ученые, изучавшие прошлое, сами нередко давали повод для такого рода суждений, путаясь и противореча друг другу в трактовке исторических событий. Но все же главной проблемой истории была не какая-то «изначально присущая ей неточность».
Нет. Главной проблемой истории было то, что политики часто подстраивали официальную интерпретацию прошлого под свои интересы и в таком виде навязывали ее обществу.
Навязывают и до сих пор. Убедиться в этом можно на примере современной Украины. Здесь полностью переписали советское прошлое и период Российской империи, а теперь взялись за Богдана Хмельницкого и Киевскую Русь.
Гетмана объявили «евроинтегратором», а Переяславскую Раду — «временным межгосударственным соглашением, носившим краткосрочный характер». В соответствии с новой интерпретацией стали разворачивать памятники Хмельницкому лицом на Запад. В результате дошли до маразма. В ряде городов повернули гетмана так, что его взгляд уткнулся в двери местных отделений полиции.
Еще больше «повезло» древнекиевским князьям. Их объявили не только «евроинтеграторами», но еще и «западными цивилизаторами» — якобы, они «продвигали» «европейские ценности» на Восток. Осталось только уточнить, в какую сторону повернуть князя Владимира Крестителя.
Если исходить из современных идеологем киевского режима, то правитель Руси, «цивилизировавший Восток», должен смотреть на Россию. Если же исходить из точки зрения Средневековья, то Востоком в те времена считалась, прежде всего, Византия.
Но в этом случае придется признать «варварской» всю культуру, доставшуюся современной Украине. Письменность (кириллица) была принесена из Византийской империи. Православная вера и праздники — из Константинополя. Из Византии пришли книги, правовые нормы, ставшие основой «Русской правды», приехали многие будущие деятели древнерусской культуры. С точки зрения киевского режима получается, что все это — «варварство», которые должны были «цивилизировать» еще древнекиевские князья.
Не менее абсурдной выглядит ситуация с признанием Богдана Хмельницкого «евроинтегратором». Достаточно посмотреть на его официальный титул во время казацкого восстания середины XVII века («гетман Войска Запорожского»), чтобы убедиться: он был всего лишь военачальником. С точки зрения западноевропейских правовых норм эпохи позднего Средневековья — руководителем наемной армии (кондотьером).
Это подтверждается соглашениями Хмельницкого, которые были подписаны с королем Речи Посполитой и царем всея Руси. Их положения точно списаны с договоров итальянских герцогов и князей с кондотьерами. В каждом из них (договора — Зборовский 1649 года и Белоцерковский 1651 года, Мартовские статьи 1654 года) речь идет о том, какое количество казаков принимается на польскую или русскую службу, какие льготы им предоставляются, какой размер денежного содержания, где будут территориально размещены казацкие полки, какие вотчины закрепляются за гетманом и казацкой старшиной. Таким образом, прописано все, что должно быть указано в соглашении между правителем, нанимающим на службу военных. И ни слова о вопросах государственного устройства или взаимоотношений двух государств.
На этом фоне называть гетмана «цивилизатором» абсурдно. В задачи руководителя наемной армии могли входить только вопросы, связанные с военным делом, но никак с продвижением «европейских ценностей». Тем более что и самих этих «ценностей» в тот период не было. Европа была настолько разделена, что протестанты Германии намного больше ненавидели австрийских католиков, чем мусульман или православных.
Точно также абсурдно представлять Переяславскую Раду «временным межгосударственным соглашением», как это делают сегодня в Киеве. О каком межгосударственном соглашении может идти речь, если русский царь не только никогда не считал малороссийские земли отдельным государством, но еще и не разделял предков современных украинцев с русскими?
Официальный титул владимирских, а затем московских князей, начиная с Александра Невского — «Великий Князь всея Руси» («Государь всея Руси»). Титул царя — «Царь, Великий Князь и Государь всея Руси».
За все время существования Москвы ее правители никогда не признавали отторжения западных и юго-западных русских земель Польшей и Литвой. Они всегда считали территорию современной Украины и Белоруссии своей. И каждый раз, подписывая соглашения с Речью Посполитой и скрепляя его подписью «Государь всея Руси», юридически фиксировали претензии на обладание всей русской землей — от Карпат до Сибири. По этой причине во время Переяславской Рады клятву на верность царю принесли казаки и другие военнообязанные сословия, переходившие на военную службу к Москве. Для простых хлебопашцев и ремесленников никакой клятвы не требовалось — они всегда считались русскими и их «государь всея Руси» просто автоматически возвращал под свое покровительство.
Стремление политиков переписать историю было всегда. Оно не исчезнет ни через десятилетие, ни через столетие. Однако каждый раз, когда политические деятели навязывали обществу свое представление о прошлом, наступал момент прозрения. Нелепость навязанных мифов становилась настолько очевидной, что новые поколения переставали в них верить. И тогда начинали самостоятельно разобраться в своем прошлом.
Это же неизбежно ждет и Украину. У будущих граждан «незалежной» откроются глаза на то, что абсурдно разделять русскую и украинскую культуры, т.к. у русских и украинцев общие православные праздники, единая письменность и все это пришло не с Запада, а с Востока — из Византии.
Останется неистребимой и человеческая тяга к социальной справедливости. А значит, каждый раз вспоминая о справедливом устройстве, украинцы вместе с русскими будут обращать свой взгляд на страну, которая постаралась воплотить эту человеческую мечту в жизнь — СССР.
И чем больше будут твердить о «евроинтеграторстве» Богдана Хмельницкого тем быстрее подтолкнут вспомнить, что Русь всегда была единой.