Привет, ромашки! И подвиньтесь - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Привет, ромашки! И подвиньтесь - «Общество» 20:00 Пятница 0 383
30-06-2017, 20:00

Привет, ромашки! И подвиньтесь - «Общество»


Привет, ромашки! И подвиньтесь - «Общество»

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о попытке ввести в России официальное празднование дня святых Петра и Февронии. Все мы можем убедиться в этом уже который год подряд. Каждый июль, когда лениво-отпускной сезон набирает полные обороты, нам официально напоминают: дорогие россияне, 8 июля у нас — День семьи, любви и верности. И — далее по щелчку и по чиновничьей разнарядке. Районные звёзды эстрады — на концертных площадках в городских парках. Дамы из муниципальных управ торжественно награждают лучшие многодетные семьи в округе. Гигантские картонные ромашки и кокошники с лентами из реквизита местных театральных студий. Попкорн, «Тархун» и вата сахарная.

Нет, всё это, конечно, славно. Для каких-то конкретных социальных групп — очень даже, наверное, подходяще. Летний праздник в парке, причём «семейный» праздник — всё больше россиян, согласно опросам, запоминают в связи с 8 июля эту приставку. Погуляли-музыку послушали-мороженое поели, детей аниматоры развлекли — ну хорошо же. И для чиновничьих отчётов о проделанной работе и целевом расходовании средств — тоже красиво выглядит.


Но на этом — точка. На этом — жёсткий лимит диапазона Дня СЛВ в его нынешнем формате. Стоп-линия — для всех тех, кому поп-шансон в ромашках на муниципальной эстраде интересен как-то не очень. Кому по тем или иным причинам скучно свидетельствовать о своей любви и верности в семейных забавах по перетягиванию каната или конкурсах «Муж и жена — одно караоке», придуманных удалыми деятелями местного управления культуры.

Да нет же, нет ничего плохого в поп-шансоне, канатах и ромашковых кокошниках самих по себе, имеют они полное право на существование! Просто они — по понятным причинам не для всех. Очень решительно не для всех. А пока получается так, что именно формат ромашкового кокошника монополизировал у нас праздник семьи, любви и верности. Если навскидку промониторить репортажи региональных сайтов об очередном 8 июля, получится до боли знакомая усреднённая картина: о любви и верности в тональности Стаса Михайлова. Опять же — почему нет, но — у многих ли из тех, кто читает этот текст и этот сайт, звучит Стас Михайлов в плейлисте?

Вообще у нас, конечно, большая беда с общенародными праздниками. Есть лишь два однозначно устойчивых и безусловных — День Победы и Новый год. Их отмечают так или иначе без идеологического и партийного разбору и либерал, и коммунист, и ортодокс, и неофит. В Бессмертном полку друг с другом рядом вышагивают хипстер и простой рабочий, православный и мусульманин, новогоднюю ёлку у семейного стола наряжают с очень похожими эмоциями номенклатурщики и оппозиционеры. Два дня в году, 9 мая и 31 декабря, духовные скрепы работают исправно, без скрипа. Именно в эти два дня пресловутое национальное единство можно едва ли не руками потрогать — весь мир вокруг дышит в едином ритме.

А вот во все другие праздники, в особенности же те, что были рождены после развала Союза, эти самые скрепы дают очевидный сбой. Не понимает народ, чему же можно сердечно радоваться, например, 12 июня — кроме, разумеется, официального выходного. Ну или то же 4 ноября — за что тут поднимать боевые сто грамм или откупоривать «Цимлянское»? То есть чисто умозрительно смыслы этих дат большинству, конечно, более-менее известны. Но наполнены ли эти праздники достаточной энергией, цепляющей символикой, переживаниями, чтобы стать для людей не ежегодным формальным поводом для краткосрочных каникул на даче или на пляже, а действительным основанием — для внутренней гордости, искренней солидарности с соотечественниками, для серьезных бесед с детьми о самом главном?..

Придумывать новые общенациональные праздники — дело крайне трудоёмкое, энергозатратное и неблагодарное. Ибо соединять историю, наши базовые ценности и запросы современного общества в России сегодня умеют считанные единицы. Но в то же время это задача абсолютно неизбежная для страны, которая заботится о своей внутренней консолидации и достоинстве. Искренняя любовь и активная вовлеченность народа в общенациональные праздники — это очень важный залог его силы и сплоченности.

Что интересно: и 9 мая, и Новый год — это в смысловом отношении в первую очередь праздники о семье. Новый год давно закрепил за собой статус «главного семейного праздника», а День Победы ярко выявил свою семейную базу благодаря Бессмертному полку. Этот дивный Полк на улицах наших городов — еще и зримая семейная иерархическая вертикаль. Семья несёт образы своих «праотцев», почтительно помещая их на верхнюю ступень — между Небом и Землёй. Спасибо деду за Победу. Деду — а в его лице и всему роду.

А вот и ещё один новый (ведь всё ещё новый) семейный праздник — 8 июля. И впервые — праздник, претендующий на то, чтобы стать общим, обязан своим появлением русским святым. Получится ли? В какой ещё рефлексии на тему семьи и любви мы сегодня в самом деле нуждаемся вне привычных 9 мая и 31 декабря? А также вне шоколадно-розового гламура 14 февраля, оседлавшего тему романтической влюблённости?

Есть выбор: говорить о семье, причём прицельно именно о семье, в категориях своей духовной культуры — либо подчиняться ритмам западного праздничного календаря. Так, неожиданно в социальных сетях накатывают волны пафосных поздравлений — «С Днём Матери, дорогие! Happy #MothersDay!». Или в разгар июня мы вдруг обнаруживаем, что, оказывается, вовсю идёт День Отца — и снова в ход идут умилительные сердечки и смайлы в виде пивных кружек. … Да с чего вдруг нам сдались эти прибившиеся к берегу чужие дни матери и отца, тянущие за собой шлейф иной традиции, чужих привычек и исторической памяти? Зачем нам это — если со своими ожившими символами и примерами мы до сих пор договариваться не научились?

Пётр и Феврония Муромские — какая странная, удивительная, непривычная современному взгляду пара. Житейская парадоксальность увенчивается в итоге нимбом, как это часто бывает в Божией логике. Всем, кто не знает ещё про них, — «гуглить» обязательно, а ещё лучше — «гуглить» офлайн, лично поехать в Муром. Тут много чего намешано — и так трудно порой отделить сказочность апокрифа от человеческой истории. В чём больше народного вымысла — в сказе о сражении Петра с огненным змием или о женской хитрости Февронии (а хитрость и мудрость у женщин, как известно, неразлучны), практически шантажом вынудившей Петра на ней жениться? Любовь аристократа и простолюдинки — история этой пары, включая всю их совместную жизнь и неразлучную смерть (один день, один час, один гроб), встретила в итоге такую народную приязнь и одобрение, что на века стала в русской культуре символом — не идеальной, нет. Но — доброй пары. Русской культуре не нужна блистающая голливудская идеальность. Тут — тихая, надёжная, верная и добротная доброта.

Как сегодня говорить о Петре и Февронии — чтобы вышло не формально, не суконно и при этом не лубочно-приторно? В первую очередь — говорить честно. Любовь настоящая не выносит фальши. С фальшью она — этикетка, без фальши — творчество. Честная любовь — это всегда пространство творческой энергии. Переживать сегодня подвиг русских святых можно и нужно через глубокую интеллектуальную и творческую работу. Но только работу не от слова «рабство», а от слова «радость».


8 июля в этом году такая радость ждёт всех, кто приедет в этот субботний день в подмосковную усадьбу Захарово на творческий фестиваль «Традиция». Всего час электричкой от Белорусского вокзала (да, оставьте вы уже свои рули в этот день — только помешают) — и: усадьба пушкинского детства, Прилепин, Бояков, Скляр, сочная подмосковная природа, Елизаров, Розум, «Калинов мост», ожившие сказки, ожившие песни, стихи и ритмы. И чудеса, и леший, наверное, бродит, как было завещано, и уж точно слышен крик совы и в лужах стынет талая вода. «Традицию» проводит Русский художественный союз — созданный совсем недавно, но уже успевший вызвать яростное раздражение в либеральных кругах союз творческой интеллигенции, объединенной вокруг традиционных консервативных ценностей. Июльский фестиваль фактически станет первым проектом РХС — и первой же попыткой задать новый тон празднованию Дня семьи, любви и верности. Тон интеллектуальной дискуссии в пространстве русской природы, в любви, верности и живом интересе к своей традиции, в семье единомышленников.

Получится ли у нас?.. Будем пробовать; ставки высоки — пора, наконец, научиться всенародно говорить о Любви современным языком в русле своей традиции.


Нет повести печальнее на свете, чем повесть о попытке ввести в России официальное празднование дня святых Петра и Февронии. Все мы можем убедиться в этом уже который год подряд. Каждый июль, когда лениво-отпускной сезон набирает полные обороты, нам официально напоминают: дорогие россияне, 8 июля у нас — День семьи, любви и верности. И — далее по щелчку и по чиновничьей разнарядке. Районные звёзды эстрады — на концертных площадках в городских парках. Дамы из муниципальных управ торжественно награждают лучшие многодетные семьи в округе. Гигантские картонные ромашки и кокошники с лентами из реквизита местных театральных студий. Попкорн, «Тархун» и вата сахарная. Нет, всё это, конечно, славно. Для каких-то конкретных социальных групп — очень даже, наверное, подходяще. Летний праздник в парке, причём «семейный» праздник — всё больше россиян, согласно опросам, запоминают в связи с 8 июля эту приставку. Погуляли-музыку послушали-мороженое поели, детей аниматоры развлекли — ну хорошо же. И для чиновничьих отчётов о проделанной работе и целевом расходовании средств — тоже красиво выглядит. Но на этом — точка. На этом — жёсткий лимит диапазона Дня СЛВ в его нынешнем формате. Стоп-линия — для всех тех, кому поп-шансон в ромашках на муниципальной эстраде интересен как-то не очень. Кому по тем или иным причинам скучно свидетельствовать о своей любви и верности в семейных забавах по перетягиванию каната или конкурсах «Муж и жена — одно караоке», придуманных удалыми деятелями местного управления культуры. Да нет же, нет ничего плохого в поп-шансоне, канатах и ромашковых кокошниках самих по себе, имеют они полное право на существование! Просто они — по понятным причинам не для всех. Очень решительно не для всех. А пока получается так, что именно формат ромашкового кокошника монополизировал у нас праздник семьи, любви и верности. Если навскидку промониторить репортажи региональных сайтов об очередном 8 июля, получится до боли знакомая усреднённая картина: о любви и верности в тональности Стаса Михайлова. Опять же — почему нет, но — у многих ли из тех, кто читает этот текст и этот сайт, звучит Стас Михайлов в плейлисте? Вообще у нас, конечно, большая беда с общенародными праздниками. Есть лишь два однозначно устойчивых и безусловных — День Победы и Новый год. Их отмечают так или иначе без идеологического и партийного разбору и либерал, и коммунист, и ортодокс, и неофит. В Бессмертном полку друг с другом рядом вышагивают хипстер и простой рабочий, православный и мусульманин, новогоднюю ёлку у семейного стола наряжают с очень похожими эмоциями номенклатурщики и оппозиционеры. Два дня в году, 9 мая и 31 декабря, духовные скрепы работают исправно, без скрипа. Именно в эти два дня пресловутое национальное единство можно едва ли не руками потрогать — весь мир вокруг дышит в едином ритме. А вот во все другие праздники, в особенности же те, что были рождены после развала Союза, эти самые скрепы дают очевидный сбой. Не понимает народ, чему же можно сердечно радоваться, например, 12 июня — кроме, разумеется, официального выходного. Ну или то же 4 ноября — за что тут поднимать боевые сто грамм или откупоривать «Цимлянское»? То есть чисто умозрительно смыслы этих дат большинству, конечно, более-менее известны. Но наполнены ли эти праздники достаточной энергией, цепляющей символикой, переживаниями, чтобы стать для людей не ежегодным формальным поводом для краткосрочных каникул на даче или на пляже, а действительным основанием — для внутренней гордости, искренней солидарности с соотечественниками, для серьезных бесед с детьми о самом главном? Придумывать новые общенациональные праздники — дело крайне трудоёмкое, энергозатратное и неблагодарное. Ибо соединять историю, наши базовые ценности и запросы современного общества в России сегодня умеют считанные единицы. Но в то же время это задача абсолютно неизбежная для страны, которая заботится о своей внутренней консолидации и достоинстве. Искренняя любовь и активная вовлеченность народа в общенациональные праздники — это очень важный залог его силы и сплоченности. Что интересно: и 9 мая, и Новый год — это в смысловом отношении в первую очередь праздники о семье. Новый год давно закрепил за собой статус «главного семейного праздника», а День Победы ярко выявил свою семейную базу благодаря Бессмертному полку. Этот дивный Полк на улицах наших городов — еще и зримая семейная иерархическая вертикаль. Семья несёт образы своих «праотцев», почтительно помещая их на верхнюю ступень — между Небом и Землёй. Спасибо деду за Победу. Деду — а в его лице и всему роду. А вот и ещё один новый (ведь всё ещё новый) семейный праздник — 8 июля. И впервые — праздник, претендующий на то, чтобы стать общим, обязан своим появлением русским святым. Получится ли? В какой ещё рефлексии на тему семьи и любви мы сегодня в самом деле нуждаемся вне привычных 9 мая и 31 декабря? А также вне шоколадно-розового гламура 14 февраля, оседлавшего тему романтической влюблённости? Есть выбор: говорить о семье, причём прицельно именно о семье, в категориях своей духовной культуры — либо подчиняться ритмам западного праздничного календаря. Так, неожиданно в социальных сетях накатывают волны пафосных поздравлений — «С Днём Матери, дорогие! Happy
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
  • Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl