Статистическая служба Евросоюза Eurostat распространила результаты исследования: самое большое сокращение населения в ЕС в прошлом году зафиксировано в Литве — 1,42% на тысячу человек. На втором месте — Латвия — 0,96%.
Много это или мало? По официальным данным, которые привел Департамент статистики Литвы, из-за эмиграции и естественной убыли населения его численность сократилась с 3,7 млн. человек в 1990 году до 2,8 млн. человек в этом. Речь о тех, кто задекларировал отъезд, но делают это не все.
Похожая ситуация в Латвии. В начале этого года по данным Eurostat в стране проживало 1,95 млн. человек, в 1990-м — 2,66 млн. А вот в Эстонии население стабильно — потеря в прошлом году составила лишь 0,02%. Но надо заметить: перед распадом СССР в этой маленькой стране проживало 1,57 млн. человек, нынче — 1,31 млн.
Активно уезжают также из Хорватии (0,87%), Болгарии (0,73%), Румынии (0,62%). Это — лидеры эмиграции в ЕС. В процветающих странах Евросоюза население, наоборот, прибывает. В Люксембурге его прирост по данным Eurostat, в прошлом году составил 1,98%, в Швеции — 1,45%, на Мальте — 1,38%, в Ирландии — 1,06%, в Австрии — 0,95%, в Германии и на Кипре — 0,76%, в Дании- 0,72%, в Великобритании — 0,65%.
— Проблема высокой эмиграции в странах Балтии возникла сразу после распада СССР, — поясняет политолог Юрий Долинский, которому в Вильнюс позвонил корреспондент «СП» с просьбой прокомментировать ситуацию. — В Литве, например, такой поток эмиграции считается серьезным вызовом, с ней пытаются бороться, разрабатывают программы, — пока безуспешно. Несколько лет назад вильнюсский историк Людас Труска в интервью порталу Delfi сравнил темпы эмиграции из Литвы с эвакуацией. Еще никогда она не была столь масштабной, говорил он, и констатировал: ситуация угрожающая для выживания литовцев. Ничего не меняется. Только что бывший министр иностранных дел Литвы, посол Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас, покидающий этот пост 1 октября, сообщил, что использует свой опыт для борьбы с эмиграцией. Цитирую его фразу из интервью агентству BNS: «Горько видеть, как наше государство погружается в омут неопытности и некомпетентности, поэтому я буду стараться содействовать изменению демографической ситуации — на мой взгляд, это самый серьезный вызов для политики, экономики и безопасности Литвы». А между прочим, многие политологи рассматривают его как реального кандидата в президенты Литвы на выборах 2019 года, хотя он пока на дает ответа на вопрос о своем участии.
«СП»: — А почему же в Эстонии такой маленький спад, ведь известно, что страны Балтии, включая эту республику, больше всех пострадали в ЕС из-за санкций против России и ответного эмбарго…
— Думаю, потому, что Эстония лучше справляется с последствиями эмбарго и дела в экономике там налажены лучше, возможно, благодаря близости со Скандинавией. Во всяком случае при совпадении внешнеполитических посылов с Литвой и Латвией, постоянно делающих резкие выпады в адрес России, Таллин не политизирует экономику в отличие от этих стран, стремится поступать так, как выгоднее местному бизнесу, не делает врагов из предпринимателей, стремящихся сотрудничать с Россией.
«СП»: — Ну а в чем же конкретные причины такого высокого уровня эмиграции у соседей Эстонии?
— Эти причины называют свои же эксперты, правда, оценка зависит не только от уровня их профессионализма, но и от искренности. Например, доцент Университета менеджмента и экономики ISM Винцентас Воболявичюс высказал агентству BNS мнение, что экономика оживает, но в стране — неравенство, что и влечет неприятную тенденцию. Директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас считает, что объективных причин для эмиграции нет, разве что был зафиксирован рост цен и, по его словам, «у некоторых людей снижалась покупательная способность». Он считает это основной причиной. Старший аналитик банка DNB bankas Индре Гените-Пикчене говорит о процессе выхода Великобритании из ЕС, но полагает, что Brexit в длительной перспективе принесет пользу, так как эмигранты повидают мир и вернутся на родину…
«СП»: — Но это такие частные причины последнего времени, а эмиграция, по словам того историка, уже давно разбушевалась…
— Да. Мне кажется, глубже других причины эмиграции исследовала профессор Каунасского технологического университета Вильманте Кумпикайте-Валюнене. Она назвала еженедельнику «Савайте» четыре волны постсоветской эмиграции из Литвы. Первая, по ее словам, началась вскоре после восстановления независимости с открытием границ. Вторая — в 2004-м с вступлением страны в ЕС. Третья в 2008-м — в разгар экономического кризиса и роста безработицы. Четвертая — после введения в Литве евро в 2015 году. Да, цены пошли вверх. И назвала конкретные причины: больше 66% эмигрантов четвертой волны уехали из-за низкой зарплаты, остальные — в основном из-за высоких цен на продукты и услуги. В 2000—2005 годах эксперты делали прогнозы: зарплаты в странах-новичках Евросоюза вскоре достигнут уровня стран-старожилов ЕС, но этого не случилось. В Великобритании и Ирландии, куда идет основной поток эмигрантов из стран Балтии, зарплаты в среднем выше как минимум в 4,5 раза…
«СП»: — И на какую работу туда едут? Читал, что туалеты чистить, ухаживать за больными и собирать клубнику.
— Ну, это не совсем так, похоже на пропагандистский посыл. Разные, конечно, способы заработка у эмигрантов. Среди моих знакомых есть те, кто нанимался разнорабочим, сиделкой к старикам, нянькой, горничной в отель. Но известно и другое: уезжают квалифицированные специалисты — строители, инженеры, специалисты IT, врачи. Врачи вообще в Литве становятся представителями дефицитной профессии, несмотря на наличие в Каунасе университета здоровья. Еще бы: в некоторых медицинских профессиях зарплаты в странах — старожилах ЕС в десять раз выше, чем в Литве. Вот и вся причина…