Информация о передаче Казахстану озера Сладкое в Купинском районе Новосибирской области, взбудоражившая 15 августа почти всю Россию, не совсем соответствует действительности. Представители властей обоих государств опровергли этот факт. Местные жители удивлены и напоминают, что источник фэйковой новости — глава местной администрации находится под следствием.
По информации МИД Казахстана, на делимитационной карте, по которой с 8 июня работает казахстанско-российская демаркационная комиссия, «начертание государственной границы разделяет водоем в соотношении 70:30 в пользу Казахстана». Ранее сообщалось, что озеро целиком отдано Казахстану, а граница пройдет по берегу.
«В настоящее время на данном участке границы никаких регулировок и разменов не производилось, и местоположение установленных пограничных знаков полностью соответствует материалам делимитации и проектным координатам, утвержденных комиссией», — говорится в сообщении на сайте посольства Казахстана в России.
На сайте консульства Казахстана в Омске, в сферу ответственности которого входит и Новосибирская область, вопрос демаркации границы в районе озера Сладкое никак не освещается — последняя новость датирована еще июнем.
О том, что никакой передачи территории России не произошло, «Коммерсанту» подтвердил также первый зампред законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. «Кусок озера наш. Где граница проходила, там и проходит. Как вы себе представляете, кусок территории государства отдать кому-то?» — заявил чиновник. «Это не более чем досужие разговоры», — добавил он.
При этом Панферов ссылается на разговор с главой администрации Купинского района Владимиром Шубниковым, который и стал источником сенсационной новости. Сам Шубников с вечера 15 августа отказывается от дополнительных комментариев. А сообщение о передаче озера Казахстану с сайта администрации Купинского района удалено.
«Для того чтобы избежать неудобств в охране границы, она была передвинута на сушу. Раньше граница проходила по краешку озера, ну, а сейчас удобнее охранять будет», — пояснял до этого Шубников. Правда, с оговоркой, что работы «еще не закончены, решение о передаче еще не узаконено».
По словам чиновника, озеро Сладкое никакого значения для местных жителей не имеет. «В этом озере никогда не рыбачили. Это ляга-болото закамышовое… Просто озерцо, которых у нас около сотни», — утверждал Шубников. При этом он приводил примеры озер Горькое и Соленое, которые «целебные», полезные и остаются целиком на территории России.
Серьезность информации о передаче озера придавало подтверждение погранслужбы ФСБ. Утверждалось, что среди местных жителей проводится разъяснительная работа во избежание нарушений пограничного режима. Однако эти сведения носили неофициальный характер, а источник был анонимом.
Позже эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов рассказал тереканалу «Дождь», что связался с сопредседателем российско-казахстанской комиссии по делимитации границы России и Казахстана Андреем Шугуровым, а тот с пограничниками, которые опровергли передачу озера. «Это фэйковая новость. На самом деле это озеро остается на территории России», — сказал эксперт.
Отметим, что до тех пор первые сообщения о передаче озера Сладкое вызвали бурю возмущения среди пользователей сети. «Совершенно бесполезное» озеро сказал чиновник…
В России много чего бесполезного и даже вредного, особенно среди руководящего состава, давайте лучше их отдавать", — пишет один из пользователей.
«Это как в известном фильме «Да ты что, с… н сын, казенные земли разбазариваешь?! Так ни каких волостей не напасешься!» — напоминает второй. «А давайте всю Сибирь отдадим. Казахам или китайцам. Тоже сравнительно малообжитая, трудноконтролируемая. Меньше расходов на оборону и содержание инфраструктуры будет», — горько иронизирует третий.
В среду утром в ФСБ уточнили: границу никто не переносил, а озеро Сладкое оказалось на территории Казахстана из-за того, что со временем усохло.
Реальной или мнимой передаче российского озера Казахстану предшествовала аналогичная история с передачей Китаю после демаркации границы в 2005 году островов Тарабаров и Большой Уссурийский на реке Амур близ Хабаровска. Это вызвало общественные протесты, однако ранее принадлежавшие СССР, а затем России острова перешли под контроль Пекина.
Житель города Купино Новосибирской области Дмитрий Некрасов в беседе с «СП» удивился новости о передаче российской территории сопредельному государству.
— Раньше на этом озере рыбачили и охотились… Я хоть и местный, но новость о его передаче Казахстану узнал лишь из интернета. Сегодня все, кому рассказывал об этом, очень удивлялись и о передаче озера также не слышали.
Кстати, против главы администрации Купинского района Шубникова заведено уголовное дело. Это давняя история, связанная со строительством. В интернете об этом писали. Он строил дом для детей-сирот, но так и не построил. Насчитали ущерб государству… Дело возбудили еще в 2014 году, скоро у него суд.
«СП»: — Сироты… Прямо как у Остапа Бендера… Казахстан, кстати, опровергает передачу озера.
— Да, но подобные заявления просто так не возникают.
В свою очередь житель соседней Омской области Александр Воробьев, возмущен передачей российской территории. Он ставит это в вину центральной власти.
— Видимо президенту невдомек, что это не только подарок коллеге, но и плевок в душу своим гражданам. У нас в Сибири хоть и много земли, но отношение к ней особое. Родственное. Даже к маленьким озерам, болотам, солончакам.
Парни в нашем вахтовом городке в ХМАО, «бугуртят». Приполярная общественность выражает трехэтажную озабоченность.
— Обидно, ведь как втихушку все это и народ не спросили? — продолжает его супруга Светлана. — Ведь водоемы — это места общественного пользования и это будет препятствие жителям. Как к воде подойти? Потом таможню что ли поставят на берегу? Дебилизм! Я категорически против пересмотра границ, слишком сладко им будет, попа слипнется!
А ведь это еще не вся граница поделена… В интернете пишут, что до 2023 года пересмотр будет идти.
Политический обозреватель новосибирского портала «Тайга.инфо» Алексей Мазур считает, что в сознании россиян Казахстан более дружественное государство, чем, например, Китай.
— В Новосибирске особой реакции на новость про передачу озера я не заметил. Оно от нас довольно далеко, несколько сотен километров. Поэтому жителей города, которые сами были на этом озере, очень мало. Тем более, это степная часть Новосибирской области, плоская равнина и там очень много подобных озер. Никто особенно не знает, как проходила граница.
Непонятно, зачем администрация Купинского района вообще повесила эту новость. Она не может решать, отдавать эту территорию или нет. Думаю, они таким образом пытались объяснить местным жителям, что граница близко. Озеро мелкое, максимальная глубина всего метр восемьдесят. Можно сесть на лодку и случайно пересечь границу. Решили, что проще вообще запретить, объявить казахстанским.
«СП»: — Но прецеденты были — передача островов на Амуре Китаю…
— Если сравнивать эту историю с передачей островов Тарабаров и Большой Уссурийский Китаю, то тут важно, что Казахстан — это все-таки не Китай. Там, вроде как свои. Граница с Казахстаном достаточно открыта, люди ездят туда отдыхать. А вот остров Тарабаров для Хабаровска был важен. У многих там были дачи. Поэтому там просто резали по живому.