Материал комментируют:
Иван Лизан
Роман Травин
Президент Украины Петр Порошенко попросил школьников Львовской области поехать в Донбасс, чтобы способствовать украинизации региона. Об этом, как передает телеканал «112 Украина», он сказал в среду, 30 августа, во время своего визита во Львовскую область, где принял участие в открытии школы-гимназии в селе Навария.
«Позавчера я вернулся из Донбасса, где мы также в один день открывали несколько школ… И я услышал самое лучшее, возможно, в своей жизни, исполнение украинского гимна. Посмотрите на ютубе, в интернете: как маленькие дети из новой школы № 9 города Покровска (переименованный Киевом город Красноармейск в Донецкой области — ред.) исполняют на Донбассе украинский гимн… У меня будет к вам очень большая просьба, с очень большой инициативой. Если бы лучшие школы львовщины взяли шефство над одной школой Донбасса. Центральная и областная власть обеспечат возможность вам туда поехать, чтобы мы рассказали, какая фантастическая Украина, какой фантастический украинский язык.
Те маленькие мальчики и девочки, которые так фантастично пели гимн, они уже никогда не вернутся в прошлое. Они родились в годы независимости и сегодня являются настоящими украинцами. И мы поможем целому краю стать настоящими украинцами. Я очень надеюсь на вас", — заявил Порошенко.
Президент также отметил, что это будет способствовать соборности Украины.
Кроме того, президент подчеркнул, что сегодня многие другие страны поддерживают Украину во время военного конфликта на Донбассе.
«Подчеркиваю, что мы остановили российскую агрессию и отбили ее. И сейчас, сегодня весь мир с нами», -отметил Порошенко.
28 августа во время визита Порошенко в Донецкую область были открыты три школы — в Покровске, Часов Яре и Дружковке.
Напомним, разговоры о необходимости украинизации подконтрольной Киеву части Донбасса, в котором, по признанию украинских чиновников, до сих пор проживает большое количество сочувствующих ДНР и ЛНР, говорится все последние три года. При этом предлагаются различные методы от «кнута» до «пряника».
Так в мае этого года глава подконтрольной Киеву части Донецкой области Павел Жебривский объявил конкурс на полную украинизацию городов Донбасса, пообещав «30 миллионов гривен на развитие инфраструктуры тому городу, который первым полностью переведет все информационные и рекламные вывески на украинский язык, в том числе и таблички с названиями улиц. За 2-е место было обещано 20 млн, за 3-е — 10 млн гривен.
По его словам, в процессе украинизации «важен стратегический результат», поэтому ее решено проводить не только запретами, но и стимулированием.
Ранее из Киева все больше звучали призывы к насильственной украинизации Донбасса. Так в конце прошлого года советник главы МВД Арсена Авакова Илья Кива заявил, что жителей неподконтрольной Киеву территории нужно заставить любить Украину. По его словам, для воспитания «любви к Украине» можно применять любые методы. «Ставить и учить любить! Если вы не будете любить Украину, мы заставим это делать», — заявил он.
— Шефство того или иного учреждения над другим вполне привычная практика еще с советских времен, поэтому ничего особого необычного в этом предложении нет, — считает директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив Роман Травин.
— К слову, есть аналогичный пример на территории неподконтрольной Украине, когда московская школа, взяла шефство над двумя школами в Донбассе. Так что организационно это легко выполнимое решение.
«СП»: — А что значит, Порошенко призвал? Это мысли вслух или реально существует подобная программа?
— Возможно, эту мысль кто-то подбросил Порошенко, когда он на днях был в Покровске, ведь именно над одной из покровских школ он и попросил взять шефство львовян. Но речь шла об одной конкретной школе и пока вряд ли стоит говорить о какой-то программе.
«СП»: — Как бы вы в целом оценили ситуацию с образованием на Украине сегодня? Может ли страна позволить себе подобные программы или в других регионах ситуация не лучше, и их тоже надо украинизировать, подтягивать и т. д?
— Похоже, в ближайшем будущем среднее образование на Украине ждут достаточно серьезные перемены. В частности, есть планы по сокращению ряда обязательных предметов или объединения некоторых из них, например, химии, физики и биологии в один. Возможно будет введено 12-летнее среднее образование. Кроме того, планируется закрыть ряд сельских школ и организовать доставку детей на автобусах в школы более крупных населенных пунктов. Основная цель здесь — экономия средств. Именно «сокращение объемов финансирования» поставлено на первое место среди «проблем, требующих решения» в Концепции новой украинской школы, предложенной министерством образования и науки Украины. То есть понятно, что с финансированием образования дело обстоит достаточно сложно и денег не хватает даже на самое необходимое. Но в развитие патриотизма вкладываться будут однозначно, и какие-то новые программы в этом направлении будут периодически появляться.
«СП»: — К чему приведет гипотетическая попытка украинизировать младшее поколение донбассцев? Приведет ли это к преодолению разрыва Донбасса с Украиной, и в более широком смысле — преодолению разрыва востока и запада?
— Пока вся политика официального Киева ведет к тому, что этот разрыв только усугубляется. И такими методами его не преодолеть никогда. В то же время, разумеется, скорректировать позицию части молодежи через школу можно, что и раньше достаточно системно делалось на Украине и будет делаться дальше, возможно, еще более последовательно. Но подобные методы куда более эффективны в других восточных и южных регионах, где украинское государство ведет себя более травоядно, и жители которых куда в меньшей степени чувствуют себя дискриминированными.
— Если посмотреть на заявления чиновников из Минобразования Украины, то почти все они касаются языкового вопроса в школе, — обращает внимание политолог Иван Лизан.
— Политика Киева — тотальная украинизация как среднего, так и высшего образования. Места ни русскому, ни болгарскому или какому-либо иному языку в украинском образовании не оставят. Так что да, это целенаправленная программа, другое дело, что она не прописана в каком-то одном документе.
К слову, просто для сравнения: в Белоруссии в 2010−11 учебном году на белорусском языке учились 178,4 тысячи учеников, а в 2016−17 учебном году — лишь 128 тысяч. В Гродно на белорусском языке захотели в этом году учиться 6 человек. В Могилёве лишь один первоклассник пошёл в белорусскоязычную школу.
Как видно, в Минске, в отличие от Киева, проблемы из языка образования не делают — там заняты повышением качестве образования.
«СП»: — Что значит «рассказать о языке, о государстве»? Каким образом это будет способствовать украинизации? Захотят ли донбасские школьники украинизироваться?
— Сложно сказать, что хотел сказать Пётр Алексеевич. Львовские школьники на свои деньги точно не поедут украинизировать Мариуполь — у них есть множество более интересных занятий. Так что если и поедут, то в рамках каких-то программ (а на них нет денег), или же контрактниками в армию. В общем, украинизировать будут, скорее всего, с автоматами в руках. А с остальным справятся местные учителя — им просто придётся это сделать.
«СП»: — Захотят ли родители отдавать детей в украинизируемые школы и вузы? Не будет ли оттока учащихся в народные республики и в Россию?
— А родителям иного выбора не оставят. Или учиться дома, но всё равно нужен аттестат и придётся ставать тестирование, или отправлять детей учиться в иностранные школы. Но для этого у 99% украинских родителей нет денег. К тому же, даже отличник без контроля и надзора быстро становится двоечником. Родителей фактически поставили перед фактом: или уезжать, или смириться с тем, что у их детей нет и не может быть достойного будущего.
Скорее всего, массового оттока не будет. Те, кто смог уехать, уже уехали. Остальным же придётся или смириться с неизбежным — дебилизацией ребёнка, или воспитывать ребёнка самостоятельно.
«СП»: — Можно ли вообще говорить о гуманитарной реинтеграции в условиях непрекращающейся войны? Будет ли война мешать ей?
— Нет никакой гуманитарной интеграции, и никто её не планировал проводить. Будет только украинизация общества. Её бы не было и без войны — националисты не договариваются с интернационалистами, они их, как правило, уничтожают.
«СП»: — К чему приведет гипотетическая попытка украинизировать младшее поколение донбассцев? Удастся ли сделать Донбасс украинским и сколько на этой уйдет времени?
— Приведёт к вполне успешной ассимиляции. Главное, чтобы у Киева было достаточно времени для этого. А время у него есть — никто же реально не угрожает украинской государственности, а Россия уже смирилась с тем, что рядом с ней появилась ещё одна Прибалтика.
«СП»: — Насколько, по-вашему, в целом после «Майдана» деградировала система образования на Украине? Способна ли она создавать образованный класс людей или только украинизировать?
— В целом, деградировало все постсоветское образование. Просто где-то сильнее, где-то слабее. Но даже результаты тестирования (ЕГЭ есть почти во всех республиках бывшего СССР) показывают падение уровня знаний — растёт количество троечников и просто тех, кто завалил тесты.
Украинское же образование (как и молдавское) деградировало очень сильно. Инерция советской школы закончилась к середине 2000-х, теперь же в школе нет ни знаний, ни дисциплины. Школа просто разложилась, что усугубило ещё и безразличие родителей к своим детям — родители сконцентрированы на выживании и зарабатывании денег, потому у них просто не остаётся времени на воспитание детей и их воспитывают интернет и улица. Получается, мягко говоря, так себе.
А власть не ставит в качестве цели воспитание и образование детей — у высших чиновников свои дети ходят в нормальные школы, часто учатся за границей. Так что эта проблема для них не актуальна.
Так что от украинской школы останется только функция украинизации. Это Киев устраивает: солдаты будут всегда.