Не так давно у меня состоялась весьма интересная беседа с одним известным журналистом. Обсуждали, как ни странно, Навального.
Необычным в этом разговоре было то, что с моей точки зрения даже разговаривать об этом псевдо оппозиционере нет никакого смысла. Абсолютно надуманное, карикатурное явление.
И тем не менее.
Вопрос, как сказал мой собеседник, не в самой личности Навального. А в том, что он в свою повестку в качестве ударного тезиса записал борьбу с коррупцией. Именно так — записал. И вроде даже расследования проводит, и даже иногда неплохие. И некоторые, не вникая в детали, даже в них верят. И движение у него свое есть. Ну, чем не лидер оппозиции?
Но все дело в том, что получается интересный фокус.
Есть больная тема, которая интересует все общество. Это борьба с коррупцией.
Люди жаждут решения этой проблемы, ждут от властей каких-то реальных действий. Не получают этого. И тут появляется этакий «борец» за правду и справедливость, который выдает на гора реальные расследования. Прямо как в свое время Ельцин «боролся» с привилегиями партноменклатуры. Волей-неволей обращаешь внимание.
Но потом понимаешь, что, скорее всего, телодвижения господина, и в первую очередь их информационная поддержка, оказываются зарубежными друзьями. Становится горько и противно. Потому что за благородной целью отчетливо прослеживаются другие, совершенно другие задачи людей, которые как минимум не желают России добра.
А эта самая больная тема коррупции становится заигранной навальными и иже с ними. Но проблема-то в итоге никак не решается.
В то же время Навальный, как дежурный борец за правду, устраивает и власть. Иначе как бы в принципе невыездной товарищ смог вылечить глаза в Испании и отдыхать в Европе?
Таким образом, выстраивается вполне конкретная конструкция: власти — борцы с нею. Каждый при своей роли. Все при деле, всех все устраивает.
То же самое можно сказать о развитии некоторых профсоюзных движений.
То и дело на разных предприятиях, в разных уголках страны как черт из табакерки выскакивают «борцы за трудовую справедливость». Дескать, вот мы за права рабочих и крестьян, а вот они (указывая на официальный профсоюз) защищают только работодателя. И начинают судорожные телодвижения, разговоры-переговоры с коллективами. И народ поначалу верит, потому что недовольных действиями руководства разных компаний всегда много. А официальные профсоюзы тоже во многом не дорабатывают.
Вживаясь в роль, такие правдолюбцы громят всех на чем свет стоит. Как это сейчас с успехом применяет бывший лидер движения «Профсвобода» компании «Алроса» господин Урусов. Когда-то осужденный за употребление наркотиков, он состроил из себя «жертву режима» и теперь занялся защитой простых трудяг на деньги от иностранных спонсоров. По его признанию, средства, полученные от международной премии имени Артура Свенссона, он направил на «поддержку независимого профсоюзного движения в нашей стране» и создал свой центр.
А трагедия, случившаяся на руднике «Мир» алмазодобывающей компании и унесшая жизни восьми горняков, на мой взгляд, стала для Урусова очередной трибуной, на которой можно заработать себе очки. Потому что после освобождения из мест, не столь отдаленных, про Мирный он вспоминал мало. Хотя проблем с безопасностью рабочих там хватало. До произошедшей аварии 4 августа только в этом году в компании «АЛРОСА» было три смертельных случая на производстве.
В результате деятельности этих и подобных им фигур и, смею предположить, одобрения сверху, замыливаются сами понятия, такие как справедливость, борьба с коррупцией, за права трудящихся.
Именно поэтому, как я думаю, нет уважения и доверия ни к самой власти, ни к борцам против нее. И там, и там, играя на чувствах людей, добиваются совершенно противоположных, своих собственных, целей, а официальные профсоюзы тихо стоят в сторонке. Тем более что результат такой «борьбы за справедливость» люди уже испытали на собственной шкуре, когда поверили Ельцину. Который и к власти-то то пришел, потому что шахтеры стучали касками и требовали его в президенты, верили ему. Вот ведь где ирония судьбы-то… А в итоге мы не только потеряли страну, которую разграбила кучка наиболее предприимчивых товарищей, но и сегодня наблюдаем, как увеличивается пропасть между «верхушкой» и простыми людьми.
А потом удивляемся, откуда такое равнодушие у граждан к происходящему вокруг? Почему это электоральная активность снижается?
Да все же понятно: в такой обстановке каждый старается сосредоточиться на своей собственной жизни, отмахиваясь от всего, не доверяя никому. Добровольно изолируя себя, если так можно выразиться. В результате мы имеем раздробленное общество, более того — раздробленную страну, не объединенную никакими общими идеями, стремлениями и целями. Из недр которой, кстати говоря, в такой обстановке очень удобно выкачивать и вывозить все, что нужно.
Никто и не пикнет.