Действующая киевская власть испытывает огромные проблемы с тем, чтобы обеспечивать общество материальными благами. Потому вынуждена создавать симулякры, способные микшировать острейшую социально-экономическую ситуацию в стране, а также по максимуму предоставлять зрелища.
Впрочем, лимит зрелищ постепенно исчерпывается. Главное из них — декоммунизация — практически завершена: на подконтрольной Киеву территории не осталось ни одного памятника Ленину. Памятники «преступной» советской эпохи либо были уничтожены «активистами», либо направлялись в пункты приема металлолома, на чем заработали наиболее ушлые представители местных элит и «патриотической общественности». Переименованы населенные пункты и улицы, носившие имена деятелей советской эпохи; доходило до того, что декоммунизацией мотивировали переименования улиц Чехова, Пушкина, Лермонтова, Достоевского и т. д.
Лишают власть имущие украинцев и спортивных зрелищ, являющихся одной из немногих отдушин в послемайданное безвременье. Так, киевские чиновники летом 2015 года отказались организовывать телевизионную трансляцию проходившего в Новой Зеландии Чемпионата мира по футболу среди молодежных команд на том основании, что генеральным спонсором соревнований является «Газпром». Отметим, что украинские юноши показали вполне достойный результат, одержав две победы и выйдя в плей-офф, но граждане Украины были лишены возможности увидеть игру национальной команды.
Вот как прокомментировал это решение руководитель Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания: «Как генеральный директор НТКУ, я имею право на конечное решение по закупкам трансляций. И это решение звучит таким образом: Канал „UA: Перший“ не будет транслировать событие, генеральным спонсором которого выступает „Газпром России“. Как гражданин Украины добавлю, что и сборная Украины, мне кажется, должна была бы отказаться от участия в этом событии — раз уж у мировых спортивных организаций не хватает такта и соображения не принимать такое „спонсорство“».
Фактически большинство представителей киевских «верхов» страдают расщеплением сознания: с одной стороны, отказываются транслировать мероприятия, чьи спонсором является «Газпром», а с другой — на всех международных площадках требуют заблокировать строительство «Северного потока — 2» ради сохранения газового транзита через Украину, обеспечивающего выручку более $ 2 млрд в год. Кроме того, несмотря на традиционную риторику украинских властей, Украина нарастила товарооборот с РФ в первом полугодии 2017 на 36%.
Как нетрудно догадаться, правящая верхушка планирует запретить показы ЧМ-2018 на территории Украины ввиду того, что Россия признана Верховной Радой «государством-агрессором». Четыре месяца назад упомянутый выше Аласания заявил, что выступает против показа матчей мундиаля даже в случае попадания на чемпионат украинской сборной, в чем с ним солидарны крупные футбольные чиновники Украины: «Если сборная туда пройдет и страна решит, что может ехать в Российскую Федерацию и участвовать там, я как глава канала, даже рискуя отставкой, скажу: „Мы этого показывать не будем“. Я спрашивал у футбольных крупных иерархов об этом, они морщатся и говорят: „Дай бог, Украина на Чемпионат мира-2018 не попадет“».
Добавят ли подобные заявления мотивации украинской сборной, все еще сохраняющей турнирные шансы на попадание на ЧМ-2018, — вопрос риторический. Впрочем, в случае неудачных исходов решающих матчей игроки сборной и футбольные бонзы могут заявить, дескать не хотят ехать к «агрессору».
Помимо государственного канала «UA: Перший», традиционно транслирующего крупные спортивные мероприятия, на Украине существуют и принадлежащие олигарху Ринату Ахметову телеканалы, специализирующиеся сугубо на футбольных показах. Но киевские политиканы способны волюнтаристским образом запретить показы матчей мундиаля на каналах Ахметова, тем более последний ныне является младшим бизнес-партнером Порошенко, фактически уже начавшего собственную предвыборную кампанию, вестись которая будет, в том числе на жестких антироссийских лозунгах. Кроме того, телеканалы могут стать объектами нападения радикалов и ультранационалистов, если решатся-таки транслировать матчи из России.
Не идеологией и политтехнологиями едиными. На днях стало известно, что на своих «голубых экранах» украинцы рискуют не увидеть и зимнюю Олимпиаду-2018, которая пройдет в Южной Корее. Причина банальна — отсутствие денег: по словам Аласании, для покупки прав на трансляцию необходимо $ 3 млн, при этом $ 600 тыс. необходимо внести уже до конца года. Это, кстати говоря, куда более наглядный маркер финансового положения Украины, чем фальсифицируемая властями статистика, вещающая о некоем экономическом росте и чуть ли не рекордных остатках денег на казначейских счетах.
Когда власть не может обеспечить стремительно люмпенизирующееся общество ни хлебом, ни зрелищами, следует ждать усиления авторитарных тенденций в государстве. И Украина в данном случае едва ли станет исключением.