Отмечаемое в эти дни 100-летие Великого Октября — хороший повод для того, чтобы оглянуться назад, и вспомнить, каким в нашей истории был этот век.
1927 год
Борьба за власть, которая развернулась в 1927 г., по своему накалу мало уступала той, что имела место 10 годами раньше. Разница была только в том, что велась она уже внутри партии, победившей в ходе Великой Октябрьской социалистической революции. Сошлись две основные группировки — сталинско-бухаринская с одной стороны и троцкистско-зиновьевская с другой.
До самого конца 1927 г. не было ясно, какая же из них одержит верх в итоге. Дело решил случай. Не имея серьезной поддержки, троцкисты и зиновьевцы решили прибегнуть к тактике маршей протеста под лозунгами за демократические перемены.
Именно такой они устроили 7 ноября 1927 г., т.е. аккурат на 10-летие Великого Октября. Основу протестующих красноленточников составили студенты, прежде всего, МГУ. Ребята устроили прогулку в колонне по центру столицы с лозунгами против засилья аппаратчиков, за проведение в партии объективных тайных выборов. В районе Манежной площади их несанкционированное шествие пресекли милиционеры и курсанты военной академии, выстроенные в шеренги.
Лидеры красноленточной оппозиции предпочли отсидеться в сторонке и, разумеется, тут же утратили доверие многих даже собственных сторонников. В результате троцкисты-зиновьевцы были легко идейно и политически, как тогда говорили, разгромлены на XV съезде ВКП (б).
1937 год
Именно в этот год И.В. Сталин получил ту самую неограниченную власть, которая потом позволила его обвинять в культе личности и нарушении законности, а с другой — дала ему те рычаги, которые позволили стране подготовиться и победить в войне против фашизма. Как ни странно, всему этому в немалой степени способствовали сами разношерстые оппозиционеры.
Троцкий очень помог устранению последнего серьезного соперника Н.И. Бухарина, опубликовав еще в 1929 г. запись беседы «любимца партии» с Л.Б. Каменевым. Именно этот документ, в котором прямо речь идет о необходимости отстранения сталинского руководства, никак не назовешь выбитым следователями НКВД.
Но главным событием года Большого террора, конечно, стало разоблачение заговора в высшем руководстве Красной армии под руководством М.Н. Тухачевского. Факт его существования до сих пор считается недоказанным. Но вот что удивительно, сценарий переворота, который огласил И.В. Сталин на заседании Военной коллегии РККА 2-го июня 1937 г., удивительно напоминает тот, что потом был использован Н.С. Хрущевым против Л.П. Берия.
1947 год
Это был не менее судьбоносный год, чем 1937, от которого его отделяет не просто десятилетие, а сама страшная в истории война и самая великая победа, которую одержал советский народ под руководством, кто бы и как бы ни пытался потом это отрицать, партии большевиков и лично И.В. Сталина. Как ни крути, а именно он был Главнокомандующим.
Но на взятии Рейхстага сталинские чудеса не закончились. Они нашли не менее фантастическое продолжение в 1947 г. В этот год страна, потерявшая десятки миллионов своих сыновей и дочерей во время схватки с фашизмом, вышла на довоенный уровень промышленного производства, а в сельском хозяйстве добилась ощутимого, хотя и не столь впечатляющего, прогресса.
Все это позволило советскому руководству отменить карточную систему, фактически заморозить цены и провести денежную реформу, сделав рубль вполне себе крепким. При этом Советский Союз отказался принять план Маршалла, т.е. не стал пресмыкаться перед Западом и примыкать к его либеральной экономической системе взамен подачек. Однако империалисты не собирались давать передышки советскому народу-победителю. Один план нападения с применением атомного оружия следовал за другим. В результате приходилось еще и тратиться на разработку своей А-бомбы.
1957 год
Еще 10 лет спустя СССР получил возможность не только нанести удар по атакующим войскам агрессора, но и по его территории. Возвестил об этом сигнал первого спутника Земли отечественного производства, переданный 4 октября 1957 года.
США, которые очень уютно пересидели большую часть и Первой, и Второй мировых войн за океаном, усилиями советских ученых под руководством С.П. Королева лишились этой привилегии. С другой стороны, побочный эффект был не менее значимым — началась еще одна важная эра, эра освоения космоса.
Во внутренней политике 1957 г. подхватил традицию острой борьбы за власть у 1917 и 1937 годов. В этот раз раскол произошел внутри сталинской команды. Недовольная разрушительным для мировой системы социализма разоблачением культа личности, устроенным Н.С. Хрущевым на XX съезде КПСС, группа высших руководителей во главе с В.М. Молотова едва не сняла Никиту Сергеевича. Спасла его армия, прямо вмешавшаяся по инициативе тогдашнего министра обороны и прославленного маршала победы Г. К. Жукова в конфликт на стороне Первого секретаря, что не спасло самого Георгия Константиновича от последующей отставки.
Ну а вскоре после разоблачения «антипартийной группы» в Москву пришел большой праздник. СССР впервые принял Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который в памяти народа остался не только благодаря песни «Подмосковные вечера» В. Соловьева-Седова и М. Матусовского, но и многочисленным романам, которые тогда завязались.
1967 год
Этот год положил начало «золотому периоду» в истории СССР, который потом демократы, они же либералы, обзовут застоем. Между тем, на ключевых результатах этого времени во многом зиждется сейчас нефтегазовое богатство России и такой немаловажный аспект, как относительный, но все-таки ракетно-ядерный паритет с США.
В 1967 г. советские люди были полны оптимизма, готовясь отметить полувековой юбилей Великого Октября, они закладывали капсулы с посланием тем, кто в нашем 2017 г. будет отмечать уже 100-летие. Понятно, что авторы писем в будущее не сомневались в двух вещах — что коммунизм будет в основном построен, а космические корабли будут бороздить самые дальние уголки нашей необъятной Вселенной. Как мы теперь знаем, ни один из этих прогнозов не оправдался.
Хотя именно в 1967 г. все человечество предприняло шаг к тому, чтобы пошло освоение дальних миров. Ведущие сверхдержавы подписали договор о мирном сосуществовании хотя бы в космосе, раз не получается ужиться на Земле.
А напоминанием о распрях на родной планете стал один из главных монументов страны, посвященный Великой Отечественной войне, — Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь. Рыдала 8 мая 1967 г. практически вся страна — наверное, каждая семья думала, что похоронен там мог быть их родственник.
1977 год
1977 год продолжил череду острых политических конфликтов лет, оканчивающихся на семерку. Хотя к этому времени Советский Союз достиг пика своего могущества — в его распоряжении были вторая экономика в мире, самая мощная армия, союзники по всему миру. Сейчас об этом остается только вспоминать, а 40 лет назад все это было абсолютно реальным.
Так вот, в атмосфере полной уверенности в завтрашнем дне Н.В. Подгорный проворонил заговор против себя и лишился путем голосования за совмещение постов Генсека и Председателя Президиума Верховного Совета СССР своего места на политическом Олимпе. Ну а бывший друг и соратник по смещению Н.С. Хрущева Л.И. Брежнев приобрел огромную власть.
Правда, дорогой Леонид Ильич с этого момента свой огромный авторитет, зиждущийся на сверхстабильности экономики или, как тогда говорили, неуклонном повышении благосостояния советских граждан, стал терять. Все чаще он становился героем анекдотов из-за склонности в последние годы жизни к славословию в свой адрес, обилию наград и неразборчивой в результате ранения на войне речи.
1987 год
То, во что выльется горбачевская перестройка, — в откровенную сдачу позиций социализма по всем направлениям — стало окончательно ясно как раз в 1987 г. Именно в этот год был подписан договор по РСМД на условиях Запада. Советская сторона до горбачевских «ветров перемен» стойко стояла на требовании включения в зачет ракет Великобритании и Франции. А вот Михаил Сергеевич от этого условия отказался. Зато сразу приобрел в Западной Европе и Северной Америке кучу почитателей. Там поняли, что от этого парня будет толк для них. И не ошиблись.
А в экономике нарастали проблемы — прилавки стали пустеть уже в столице, чего не было даже в голодное послевоенное время. И в этой ситуации было принято решение о создании совместных предприятий и кооперативов. Дорога для сворачивания социалистической плановой экономики была открыта.
1997 год
В 1997 г. начался пир победителей в ходе судьбоносных президентских выборов, прошедших годом ранее. Разумеется, крупный частный капитал ждал награды за победу над бывшими очень близко к ней коммунистами — и получил ее в виде закона о приватизации и продажи таких лакомых кусков, как «Славнефть», «Восточная нефтяная компания» и телекоммуникационный холдинг «Связьинвест».
Свои подарки получили от Б.Н. Ельцина и лидеры Украины — так называемый большой договор и договор о статусе Черноморского флота. Чем все это закончилось спустя пару десятилетий, хорошо известно — отказом постмайданных властей этой страны признавать российский статус Крыма и Севастополя, несмотря на прошедший там референдум о воссоединении с РФ.
Не были забыты и поддержавшие Ельцина страны НАТО, с которым был подписан Основополагающий акт. Договоренность эта к настоящему времени выглядит фактически декларацией о намерениях, которые на деле реализованы не были.
В экономике страна семимильными шагами приближалась к очередному витку кризиса. Однако попытки хотя бы ограничить аппетиты олигархии предприняты не были. Так что дефолт, случившийся в 1998 г., при таком сценарии становился практически неизбежным.
2007 год
После легендарной брежневской стабильности некоторым островком благополучия представлялся период с 2004 примерно года по 2007. Объяснялся он, правда, большей частью стремительно дорожающими углеводородами, но все же. В этот момент начался настоящий потребительский бум. Люди, получив некоторую передышку между кризисом 1998 и следующим 2008 г., стремились скупить все, что только возможно — от телевизоров и компьютеров до машин и заграничных апартаментов у моря.
Но счастье, как мы теперь знаем, было недолгим — уже через год начался очередной и очень тяжелый спад. Впрочем, в 2007 г. о плохом никто старался не думать. Не случайно именно на выборах в том году партия «Единая Россия» получила максимальный процент, более 64%, на фоне которого 49%, доставшиеся ей 4 года спустя, выглядели неудачей.
Более всего, вспоминая тучный период, который в 2007 г. достиг апогея, приходится сожалеть, что благоприятную конъюнктуру цен на энергоносители не удалось конвертировать во что-то более полезное, чем вышеупомянутый потребительский бум. Не были проведены, как теперь принято говорить, структурные изменения, чтобы развивались высокотехнологичные отрасли, чтобы страна больше зарабатывала на наукоемких технологиях.
2017 год
Год, в котором мы сейчас живем, еще не закончился, да даже если бы он уже и закончился, то трудно сказать, какое событие в нем потом будет выглядеть центральным. На данный момент создается впечатление, что таковым кто-то хотел бы сделать выход на экраны фильма «Матильда» А. Учителя.
В каком-то смысле это удалось — на задний план ушли не только экономические неурядицы, связанные с падением цен на нефть и газ, а также кознями Запада и продолжением либерального курса, но даже само 100-летие Великого Октября.
Его ценности можно замолчать, но нереально подменить какими-то другими, как случилось со Всемирным молодежным форумом в Сочи, на открытии и закрытии которого старательно обходился вопрос, чему он, собственно, посвящен — солидарности молодежи мира против империализма. Об этом напомнил только председатель ВФДМ Николас Пападимитриу. Его слова растрогали не только участников и гостей форума, но и миллионы россиян у телеэкранов, хотя перевод их с английского был дан только в виде титров: «Нас всех принимают в стране героев, которые победили фашизм во Второй мировой войне и сто лет назад изменили историю».