Это было бы смешно, если бы не было грустно: бывший член бюро ЦК Компартии Эстонии, экс-секретарь ЦК КПЭ по вопросам сельского хозяйства, бывший председатель Президиума Верховного Совета Эстонской ССР, бывший член Центральной ревизионной комиссии КПСС Арнольд Рюйтель сообщил, что коммунистом быть не хотел, в партию не вступал, а его просто «оформили» в неё.
Оформили-то оформили, но номенклатурными привилегиями, понятное дело, пользовался. А как ими не пользоваться, если был столь крупным партийным советским начальником? Таковы были правила того периода: закрытые магазины, престижные квартиры, дачи, путевки. И ордена! За «красивые глазки» высокие награды не давали: нужно было выполнить два главных условия — добросовестно трудиться и демонстрировать верность марксистско-ленинскому учению, Советскому Союзу и его руководству. Судя по всему, Арнольд Рюйтель ещё как демонстрировал. В 1965 году ему вручили Орден «Знак Почёта». Он был тогда директором Тартуского показательного совхоза. В 1971 году, в период, когда стал ректором Эстонской сельскохозяйственной академии, получил ни много ни мало — Орден Ленина! В 1981-м — Орден Дружбы народов. Работал первым заместителем председателя Совета Министров Эстонской ССР. В 1988-м — Орден Трудового Красного Знамени. Как раз, когда был председателем Президиума Верховного Совета Эстонской ССР и членом Центральной ревизионной комиссии КПСС.
Ну ничего, сумел реабилитировать себя за службу в период «советской оккупации», когда 8 мая 1990 года Верховный Совет Эстонской ССР под его руководством (дослужился и до такого поста, но еще в советский период) принял закон о восстановлении действия Конституции независимой Эстонской Республики 1938 года. Ну а в 2001-м стал президентом и правил до 2006-го.
Правда, в Эстонии президентские выборы — не всенародные, главу государства фактически назначают в результате интриг в парламенте — Рийгикогу, где сидят либо такие же бывшие советские номенклатурщики, либо националисты. Или выбирает коллегия выборщиков, если компромисса не удаётся достичь. Год назад главой Эстонии стала мало кому известная представительница республики в Европейской счётной палате Керсти Кальюлайд, так как не смогли договориться между собой ни депутаты Рийгикогу, ни политические тяжеловесы местного масштаба.
Рюйтель, конечно, был тяжеловес, однако в 2006-м он не смог противостоять американо-канадскому назначенцу, сыну беглых от Советской армии эмигрантов в Швецию, затем в США, бывшему заведующему отделом эстонской редакции радио «Свободная Европа» Тоомасу Хендрику Ильвесу. До возвращения на родину предков Ильвес успел закончить Колумбийский университет, затем Пенсильванский университет, стал магистром психологии. Работал директором Ванкуверского литературного центра, преподавал эстонскую литературу и лингвистику в отделе междисциплинарных исследований университета Саймона Фрейзера в Ванкувере. Ну и послужил в «Свободной Европе» в Мюнхене. Где ж бывшему секретарю ЦК КПЭ тягаться с таким западным зубром? Зубр и правил до 2016 года…
Но в историю Эстонии Арнольд Рюйтель вошёл. И теперь объясняет, как к своему стыду «оскоромился» в годы «советской оккупации», оказавшись в КПСС. Объяснил: это случилось в 1964 году, когда его рекомендовали на должность директора Тартуского показательного совхоза. «В партию я не вступал, меня туда оформили. Я уже был руководителем, но меня не утвердили на должность до тех пор, пока я не вступил в партию», — сообщил экс-президент Эстонии. Совсем запутался, бедный. Не вступил, но вступил…
А впрочем, ничего нового. Первый фактический руководитель соседней — независимой Латвии, каковым был до 1993 года председатель парламента республики, — бывший председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР Анатолий Горбунов. В 1988 году он поддержал Народный фронт Латвии, который и привёл республику к независимости. А до того у Анатолия Горбунова случилась прекрасная партийная карьера: был первым секретарём Кировского райкома Компартии Латвии в Риге, секретарём Рижского горкома КПЛ, заведующим отделом административных органов ЦК КПЛ и даже секретарём ЦК КПЛ по вопросам идеологии. В 1993-м в Латвии появился президент — выбрали Гунтиса Улманиса, всего лишь бывшего директора комбината бытовых услуг Рижского района, зато внучатого племянника довоенного диктатора Латвии Карлиса Улманиса. Кстати, в Латвии президента тоже выбирает парламент. Анатолий Горбунов стал тогда спикером Сейма, и в конце концов ушёл на хлебную должность - главой Latvijas valsts mezi (Латвийские государственные леса).
В Литве первым президентом независимой республики стал бывший первый секретарь ЦК Компартии Литовской ССР Альгирдас Бразаускас. Был он и членом Комиссии по законодательству ЦК КПСС. В 1989-м вывел партию из состав КПСС, стал первым секретарём самостоятельной Коммунистической партии Литвы. Потом она трансформировалась в Демократическую партию труда, затем — в Социал-демократическую партию. В 2010-м он ушёл из жизни, а в этом году партия раскололась, из неё ушли даже её последующие руководители — экс-премьеры Альгирдас Буткявичюс и Гедиминас Киркилас, кстати, в 1986—1990 — инструктор отдела культуры ЦК КПЛ. Сейчас у партии неясные перспективы.
Ну а нынче Литвой управляет бывший член КПСС Даля Грибаускайте. Её крайне негативное отношение к нашей стране общеизвестно. В годы «советской оккупации» у неё была не столь яркая партийная карьера, но всё же: в 1988 году защитила в аспирантуре при Академии общественных наук при ЦК КПСС диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук «Взаимосвязь общественной и личной собственности в функционировании личного подсобного хозяйства». До 1990 года вела курс политэкономии в Вильнюсской высшей партийной школе.
А вот и любопытные цифры. Сразу после распада СССР бывшие члены КПСС составляли 58% литовской новой элиты, 75% — латвийской, 73% — эстонской.