Материал комментируют:
Дмитрий Журавлев
Павел Салин
Глава Сбербанка Герман Греф ожидает, что после президентских выборов в РФ в марте 2018 года проведение реформ активизируется, а состав правительства омолодится. «Я ожидаю изменений к лучшему, более активные реформы. Думаю, что будет, скорее, омоложен состав правительства. Может быть, продолжится ротация губернаторов. Я все это оцениваю очень-очень позитивно», — сказал топ-менеджер в ходе «горячей линии» с сотрудниками.
По его словам, «будет сформировано новое правительство, будет наверняка какая-то ротация и будет, очевидно, какое-то изменение экономической политики. Пока сложно все это предсказать, но изменения будут».
Греф отметил, что позитивно оценивает наметившийся тренд на развитие цифровой экономики и инвестиции в «развитие людей, развитие образования, науку и технологии».
«Считаю, что это критически важная история. За последний год произошла очень серьезная трансформация в этой части. Президент объявил движение в сторону цифровой экономики — это очень изменило все тренды в стране. Мне очень нравится то, что происходит в последнее время», — сказал Греф.
«То, что молодежь называет словом „движуха“ — „движуха“ пошла».
— Я думаю, что Герман Греф ждёт не столько омоложения правительства России, сколько укрепления своих друзей в нём, что не совсем одно и то же, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв. - Возможно, в будущем году произойдёт смена министра финансов. Поскольку эта должность в правительстве — «расстрельная». Этот министр всем даёт денег меньше, чем хотелось бы и его никто не любит. Если, к примеру, Антона Силуанова отправят в отставку, то это будет чисто политический шаг, после которого новый министр начнёт руководить финансами, в общем и целом по-старому.
Что касается реформ, то я думаю, что они в основном сведутся к тому, что после президентских выборов некоторые социальные издержки будут сняты с бюджета и социальный либерализм снова восторжествует.
«СП»: — Некоторые эксперты полагают, что нужно «омолаживать» правительство из тех соображений, что молодые руководители будут более эффективно действовать в условиях наступающей цифровой экономики.
— Возможно, определённые кадровые решения и нужны, но в большинстве случае они не принципиальны. Скажем так: командир танка должен уметь водить танк. А вот командующему танковой армией важно в первую очередь быть хорошим стратегом и тактиком. А уметь водить танк тоже, конечно, желательно, но не обязательно. Когда надо, его и так подвезут. То есть министр отвечает за экономическую, социальную, культурную и прочие стратегии, а не за то, умеют они кнопки на компьютере нажимать или нет.
Поэтому я считаю, что нужно привлекать молодых, способных работать с цифровой техникой руководителей, скорее, на низший и средний уровень. А вот ключевые фигуры в руководстве не за это отвечают и если их менять, то не по принципу продвинутости в цифровых технологиях.
«СП»: — Насколько серьёзной будет борьба за министерские портфели после президентских выборов?
— Борьба будет серьёзная. Я не уверен, что встанет вопрос о смене премьер-министра, а вот вокруг должностей министра экономического развития, глав Минфина, Центробанка. Счётной палаты, видимо, будет сломано много копий. Что касается того, насколько серьёзная это будет борьба, всё будет зависеть от того, станет ли новоизбранный президент менять ныне действующего премьер-министра. Если Дмитрий Анатольевич удержится на своём месте, то ожесточённых битв ждать не приходится. Поскольку Медведев примерно выстроил систему отношений. А вот с приходом нового премьера варианты возможны самые разные.
«СП»: — То есть ни санкции, ни что иное не способно наше правительство отказаться проводить либеральную экономическую политику?
— Нет, кое-что изменится. Я вот никогда не верил, что Трамп будет «за нас», но после того, как он ввёл санкции против частных российских капиталов, я начинаю думать: не шпион ли он. Поскольку, если капиталы начнут возвращаться домой, то это кое-что в России изменит. Но не в социальной политике правительства, а в экономической политике, в бизнесе. Сам бизнес вынужден будет думать, как ему выживать в своей стране, а не выводить капиталы на Запад. А правительственная экономическая политика долгие годы построена на единственном экономическом тезисе: любой ценой не допустить дефицита госбюджета. И я боюсь, что в этом смысле ничего не изменится. И в первую очередь «резать» будут «социалку».
— Господин Греф на сто процентов прав по формальным признакам, и процентов на пятьдесят — по неформальным, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Что касается формальной составляющей — после президентских выборов решено запустить, как минимум, две реформы. Одна из них затронет госуправление, другая — судебную систему. Но это будут не либеральные реформы, а технократические. Их цель — улучшение функционирования нынешней системы без изменения самой системы. Либералы предлагают изменить систему. Но власть прекрасно помнит, что попытки экономических реформ в середине 80-х годов прошлого века привели к политическим реформам, и в итоге — к распаду СССР. Власть не хочет наступать на те же грабли.
А под технократические реформы будет понемногу обновлять аппарат правительства. Действительно, процент молодых технократов будет во власти расти. Эталоном в этом смысле служит сейчас глава Минфина Максим Орешкин.
Что касается неформальных признаков, то власть понимает, что у основных групп населения запрос на обновление стал уже превышать запрос на стабильность. А как его можно удовлетворить без слома действующей политической системы? Визуальной сменой правительственного ряда. Запланирована смена кабинета министров на пятьдесят, а может, и больше процентов именно за счёт ввода в правительство молодых технократов.
Тем временем, эксперты фонда «Петербургская политика» назвали основных кандидатов на выбывание из правительства. Среди них — Дмитрий Рогозин, Владимир Мединский, Ольга Васильева и Виталий Мутко, которые стали «аллергенами» в глазах общественного мнения. Об этом сообщил РБК.
При составлении рейтинга использовались данные анализа федеральных СМИ «Медиалогией» с 1 сентября по 19 декабря. У Васильевой он составляет 1,38 (для сравнения: у министра спорта Павла Колобкова — 1,77), у Рогозина — 0,98, у Мединского и Мутко этот коэффициент вообще отрицательный — минус 2,4 и минус 7,4 соответственно.
Деятельность этой «четверки», так или иначе, была связана с громкими скандалами.
Курирующий ОПК вице-премьер Рогозин — это комические провалы, самым резонансным из которых стал неудачный запуск с космодрома «Восточный» ракеты-носителя «Союз-2.б», приведший к потере 19 спутников. В пассиве у министра культуры Мединского — история с диссертацией. К министру образования Васильевой накопилось много вопросов у преподавательского корпуса. Ну, а имя вице-премьера Мутко прочно ассоциируется с допинг-скандалами в российском спорте и санкциями со стороны МОК.