Похоже, ситуация с парковками в столице обострилась до такой степени, что жители вынуждены биться друг с другом до последнего за «место под солнцем» — т.е. за возможность припарковаться. Вот недавний пример.
Два года потратила на судебные тяжбы москвичка Борислава Шевченко, чтобы добиться сноса шлагбаумов, перегородивших въезд в квартал, где находится ее дом. Дело дошло аж до Верховного Суда РФ, который в итоге принял решение в ее пользу.
А предыстория вопроса такова. Еще в начале 2016 года инициативная группа жителей знаменитых домов высшего командного состава по Мосфильмовской улице (д.11, кор.1?4 и д.13) решила отгородиться от посторонних машин, установив шлагбаумы, перекрывающие сразу весь внутриквартальный проезд.
Хотя противники установки шлагбаумов обращали внимание инициативной группы на то, что это не придомовая территория, что проезд предназначен не только для жителей вышеуказанных домов, но им пользуются и посетители находящейся неподалеку больницы Управделами президента (знаменитой «Кремлевки» на Мичуринском), и сотрудники Института военной истории, и жители соседних домов, установка шлагбаумов была согласована с депутатами муниципального округа «Раменки» (предыдущего созыва). Право проезда по дороге, принадлежащей городу, стало платным: требовали по 5000 рублей за установку шлагбаумов для собственников, 7000 — для не собственников, 1000 рублей за пульт и еще 300 рублей ежемесячный взнос за пользование шлагбаумами.
Проживающая в доме №?13 внучка Героя Советского Союза Борислава Шевченко, с таким положением вещей не смирилась и решила бороться.
— Я с самого рождения живу в доме на Мосфильмовской улице, мой дедушка Герой Советского Союза, генерал-лейтенант, писатель и ученый, — комментирует Борислава. — В действиях инициативной группы я узрела корыстный умысел, желание обмануть соседей и поняла, что единственный способ доказать правду — обратиться в суд.
«СП»: — Но ведь многие москвичи как раз очень хотят, чтобы в их дворах были установлены шлагбаумы — иначе парковочных мест жильцам не достается.
— Согласна. Однако, наша ситуация разительно отличается тем, что, по моему мнению, изначально в основе этой абсурдной затеи лежало стяжательство. Достаточно обратить внимание на цифры сборов. Существенно важно, что инициативная группа решила установить шлагбаумы не на придомовой территории, оградив отдельно каждый дом, а замахнулись на весь внутриквартальный проезд, а он относится, согласно распоряжению Департамента городского имущества г. Москвы, к территории общего пользования. И не знать об этом они не могли, также как и депутаты муниципального округа «Раменки». Удивительно, как они слона в комнате-то и не заметили?! Постановление №?428-ПП правительства Москвы, на которое опирались депутаты, согласовывая решение, никак не применимо в данном случае, так как регламентирует установку шлагбаумов только на придомовой территории.
Наряду с ДГИ г. Москвы, Институт генплана Москвы и Госинспекция по недвижимости г. Москвы, несмотря на уже установленные шлагбаумы, заняли принципиальную единую позицию — на территории общего пользования шлагбаумов быть не может. Однозначно нельзя было перекрывать эту дорогу и тем более собирать деньги за проезд по ней. Собственно, это и позволило мне добиться правды в суде.
История получилась долгой. Московский городской суд 20.04.2017 признал решение Совета депутатов муниципального округа «Раменки» №?01?02/55 от 23.06.2016 незаконным. Оппоненты Бориславы Шевченко не согласились и подали кассационную жалобу в президиум Московского городского суда, в рассмотрении которой им было отказано.
Затем уже префектура ЗАО, опираясь на решение Мосгорсуда, приняла решение о демонтаже шлагбаумов, и в августе 2017 г. их демонтировали. Однако несогласные с таким решением представители инициативной группы жителей подали жалобу теперь уже в Верховный Суд РФ, который в декабре 2017 г. и расставил все точки над «i», окончательно признав установку шлагбаумов незаконной.
«СП»: — Вы не юрист. Однако самостоятельно прошли такой долгий путь…
— Поскольку я занимаюсь общественной деятельностью, то стараюсь вникать и более тщательно анализировать подобного рода ситуации. Инициативная группа сказала: «Не нравится — иди в суд», и я поняла: предстоит судебная тяжба. Поскольку я была вынуждена обратиться с иском к депутатам, которые это все согласовали, на определенном этапе пришлось привлекать юриста, так как иск был административный — таково правило судопроизводства РФ. Фактически я прошла этот путь одна, на чем, кстати, акцентировали внимание на всех заседаниях и процессуальные оппоненты, указывая на принцип подчинения меньшинства большинству. Скажу так, поддержка со стороны моих соратников выражалась в том, что они не оплачивали вышеуказанные сомнительные взносы. В целом, мало кто верил в справедливый исход этого дела.
«СП»: — Говорят, что судиться очень дорого. И за юриста наверняка пришлось платить…
— Бессп-о, это весьма затратно и не только в материальном отношении. Мои оппоненты задействовали серьезные ресурсы. Говорили, что их поддерживают люди на высоком уровне. Но, как говорится, «справедливость следует за законом», и в итоге меня даже пригласили в префектуру ЗАО и вручили благодарственное письмо — за активную гражданскую позицию.
«СП»: — В ваш адрес были угрозы?
— В январе прошлого года мне порезали ножом шины, по этому поводу возбудили уголовное дело. Повреждения автомобилю нанесли и моему соседу — он тоже был против того, как все было обставлено с этими шлагбаумами, и написал заявление в МВД по факту того, что его включили в протокол собрания, которого не было. Очевидно, все было направлено на то, чтобы я остановилась. Однако в моей семье всегда действовал принцип: не отступать ни при каких обстоятельствах и доводить любое начатое дело до конца.
«СП»: — Сейчас, когда шлагбаумы убрали, машины на придомовой территории есть возможность ставить? Свою машину вы теперь оставляете возле дома?
— Интереса для посторонних парковаться, на мой взгляд, априори не было, необходимость была исключительно в возможности проезда. Свою машину после этих эпизодов с колесами я тут больше по понятным причинам не паркую.
— Эта дама, которая проявила столько энергии и терпения в борьбе с неправомерными действиями, конечно, молодец, — говорит Виктор Похмелкин, председатель «Движения автомобилистов России». — Но надо понимать, откуда берутся эти шлагбаумы. Люди хотят обеспечить себе парковочные места, ограничить проезд тех, кто там не проживает. И это серьезно осложняет жизнь всем остальным. Конечно, одно дело, когда шлагбаум отгораживает замкнутый двор, и совсем другое, когда он перекрывает квартал, это неправомерно. В ряде дворов жители вообще огораживают себе парковочные места, перекрывая их всякими приспособлениями, что тоже незаконно — ведь участок земли не закреплен за конкретным человеком. Люди вот так борются под место за место под солнцем, часто неправовыми методами.
«СП»: — И как решать эту проблему?
— Надо соблюдать Градостроительный кодекс, чтобы дома сдавались с надлежащим количеством доступных парковочных мест. Именно доступных — потому что иногда дом построен с подземной парковкой, но там такие цены, что люди все равно размещают автомобили на улице. А сколько домов вообще не отвечает этим требованиям! Власти это допускают и нанизывают одну проблему на другую. По-хорошему, парковочные места должны входить в стоимость квартир. Или быть доступными по цене. Иначе ничего не получится.
«СП»: — А в старых кварталах какой выход?
— У нас была программа строительства многоэтажных гаражей «Народный гараж», но она как-то свернулась, хотя сама идея разумная. Наверное, надо к этой программе вернуться, только продумать ее получше. В любом случае, городским властям надо искать какой-то выход. Ведь количество машин только растет, и всем им надо где-то парковаться…