Материал комментируют:
Андрей Бунич
Расходы на дополнительную «материальную мотивацию» чиновников в ближайшие годы будут серьезно увеличены. Это следует из подготовленного правительством РФ проекта бюджета на 2019?2021 годы. Документ поступил для рассмотрения в Государственную Думу.
Согласно законопроекту, на, как сказано в документе, «материальную мотивацию» госслужащих из федеральной казны в следующем году планируется потратить 138,6 млрд рублей, в 2020-м — уже 208,9 млрд, а в 2021 году еще больше — 284,4 млрд. Таким образом, всего за два года рост затрат на дополнительные денежные ассигнования чиновникам составит почти 100%. А всего за три года на эти цели будет потрачено свыше 630 млрд рублей, что сопоставимо с государственными тратами, например, на поддержку всего сельского хозяйства за то же период.
Для сравнения: согласно бюджету на 2018?2020 годы, расходы на образование и здравоохранение в России год от года будут оставаться на прежнем уровне. Или даже немного снизятся. Например, на медицину в федеральной казне на 2018 год предусмотрено 410 млрд. А в следующем — только 374,9 млрд.
Правда, совсем недавно вице-премьер Татьяна Голикова пообещала, что траты на социальную сферу в целом всё-таки вырастут на 7%. Но и это явно несравнимо с запланированным ростом денежного благополучия чиновников всех рангов.
Кстати: что такое «материальная мотивация», о которой идет речь в проекте бюджета? Об этом нигде больше не сказано. Однако известно, что большая часть доходов госслужащих состоит не из оклада, а из различных надбавок к нему и премий, которые часто выплачивают по желанию начальства.
Согласно данным Росстата, в 2017 году средняя зарплата служащих федеральных ведомств составила 118,8 тысяч рублей. Это значительно больше, чем средние показатели по стране — 35,4 тысячи. Однако и внутри госаппарата очевидное социальное неравенство: высокопоставленные чины обычно получают на один-два порядка больше денег, чем рядовые клерки, выполняющие основную текущую «бумажную» работу. Например, делопроизводитель зарабатывал в прошлом году лишь около 23 тысяч рублей в месяц.
Так лучше ли будет работать в новых условиях госаппарат? А главное — насколько лучше будет чувствовать себя российская экономика? Это большой вопрос.
— Дополнительные ассигнования пойдут на поощрительные выплаты чиновникам, — говорит руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина. — На мой взгляд, это неправильная мера. Мотивация к труду в социально значимых отраслях падает всё ниже и ниже. Перекос получается и в сфере профориентации: всё больше молодых людей понимают, что госслужба — это синекура.
Я не против того, чтобы у чиновников были определённые льготы и преференции. Но необходимо, чтобы их доходы были связаны именно с госслужбой. А при нынешней системе работа в госаппарате многим позволяет быстро добиться финансовой независимости. Проще говоря: чиновник может с зарплаты сделать накопления, потом их куда-нибудь инвестировать и жить уже за счёт этого дохода.
Человек тогда воспринимает госслужбу лишь как доходную сферу. Происходит жуткая коммерциализация госслужбы. Чиновники думают не над социальной ответственностью, а над повышением своих доходов. В итоге сокращаются расходы на образование и здравоохранение.
«СП»: — Какие госслужащие получат наибольшую выгоду?
— Деньги всегда главным образом идут туда, где их и так больше. Кто из чиновников и раньше лучше оплачивался — станет ещё богаче. При этом усиление мотивации в социальной сфере даже не предполагается. Например, даже не ставится вопрос, что работники образования могут рассчитывать на улучшение жилищных условий.
Вопрос в том, к чему будут мотивированы чиновники. Сейчас мы их мотивируем просто держаться за свое место.
— Такое распределение бюджета свидетельствует о полной потере правительством связи с обществом, — считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Чиновники в России сегодня и так — наиболее привилегированный слой. Именно они, главным образом, принадлежат к «среднему» классу. Заметьте — не предприниматели, как принято думать. А именно чиновники. Теперь же сделают так, чтобы у чиновников денег стало ещё больше.
Вообще логика достаточно интересная. Экономия от пенсионной реформы едва ли будет больше тех средств, что правительство собирается направить на повышение материального благосостояния госслужащих. То есть — создали столько проблем, породили большое недоверие к власти. И оказывается — всё ради того, чтобы у чиновников были зарплаты ещё больше.
«СП»: — В правительстве говорят, что госслужащих тоже надо поддержать.
— Количество чиновников можно заметно сократить за счёт цифровизации госуслуг. И именно этим надо заниматься. Вот где экономия. Но вместо этого просто повышают им зарплату.
Не надо забывать, что чиновники — не производительный класс. Их количество постоянно увеличивается, они придумывают себе всё новые функции.
Хочу напомнить, что чиновники главными людьми были в Древнем Китае. Но это было много веков назад. С тех пор человечество вышло на новый уровень.
Государство должно поощрять предпринимателей, социально значимые сферы. У людей должна быть мотивация что-то делать, производить. Вместо этого нам навязывают экономику с так называемым «азиатским способом производства», который был характерен ещё при рабовладельческом строе.
Заметьте, это не капитализм, не феодализм, а намного более отсталые формации. Неужели мы хотим строить такую экономику? Всё выглядит полным абсурдом.