Материал комментируют:
Юрий Крупнов
В 1853 году Александр Островский написал комедию «Бедность не порок». Немногие, наверное, вспомнят саму пьесу. Зато ее название уже давно живет самостоятельной жизнью. И, увы, заглядывая в собственные кошельки вспоминают сие выражение многие россияне. Во всяком случае, как уверяет председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, уровень бедности в стране сохраняется высоким.
«19,3 млн. человек, то есть 13,2% населения имеют доход ниже прожиточного минимума в 2017 году. Реальные располагаемые доходы населения снизились в 2017 году на 1,7%, несмотря на то, что мы увидели экономический рост. За последние четыре уровень жизни в стране снизился суммарно на 11%», — «просветил» он народных избранников во время выступления в Государственной Думе .
Правда, выразил надежду, что в 2018-м все-таки впервые за последнее время реальные доходы населения повысятся, так как за первые восемь месяцев нынешнего года они выросли на 2,6%.
Видимо, радужные прогнозы еще не дошли до Алевтины Макаровой из города Ленинск-Кузнецкий, которая на одном из сайтов высказала мнение о небогатой жизни в России депутату Николаю Валуеву: «Здравствуй, Коля. Неприятно и даже стыдно жить бедной в богатой России, вот и все, что хотела сказать», — коротко написала она.
Парламентарий не стал отрицать очевидного. Более того — продемонстрировал знание русской литературы. Хотя вспомнил и не Островского, а другого великого писателя: «Уважаемая Алевтина, я понимаю Ваше незаконченное предложение и соглашаюсь с Вами. Рассуждать об этом в таком контексте можно бесконечно, ответ будет также незаконченным. Василий Макарович Шукшин замечательно сказал: „Бедным быть не стыдно, стыдно быть дешевым“. Не принимайте на свой счёт, это опять-таки относится к рассуждениям», — скромно заметил народный избранник.
Диалог вызвал бурную реакцию общественности. На форумах появились едкие замечания, так что в интервью радиостанции «Говорит Москва» бывший боксер заявил, что его фразу вырвали из контекста. Насколько это было «выдернуто» — каждый может решить сам.
Кстати, рассуждения — рассуждениями, а в минувшем году согласно официальным данным, опубликованным на сайте Госдумы, личный доход политика Валуева составил более 10,5 млн рублей. Таким образом, в месяц он зарабатывает около 900 тысяч. С таким доходом вряд ли приходится бедствовать.
Минувшим летом Валуев уже высказывался на тему массовой бедности в России. В тот раз он отвечал на вопрос инвалида из города Шахты о том, как тому заплатить налоги, оплатить коммунальные услуги и не умереть с голоду, имея пенсию 8488 рублей. «Я действительно с трудом могу представить, как людям приходится выживать на эти деньги», — признался депутат. А в конце августа заявил, что готов отказаться от повышенной депутатской пенсии. Хотя не уверен, что это поможет Пенсионному фонду. И посоветовал гражданам уже в молодости самим думать о будущей старости. И тут с ним трудно не согласиться.
Старость, кстати, может оказаться ближе, чем кажется. А вот пенсия — дальше. Дума как раз приняла скандальный пакет изменений в пенсионное законодательство, которое господин Валуев поддержал. Как, впрочем, и большинство его единомышленников по партии «Единая Россия». Их же оппоненты из КПРФ опасаются, что в результате такой реформы на рынке труда окажется 15 миллионов безработных. И вряд ли их можно будет считать хотя бы просто мало-мальски обеспеченными гражданами.
В общем, в ближайшее время стоит последить, куда пойдет в России «кривая» бедности. Правда, вице-премьер Татьяна Голикова согласилась с Кудриным, что показатели бедности в 2017 году были достаточно высокими, но сейчас, как ей кажется, ситуация выправляется. «За первое полугодие текущего года по сравнению с первым полугодием прошлого года снижение (числа бедных — ред.) составило 1,1 миллиона человек», — заверила она.
По ее словам, в 2019 году правительство разработает дополнительные меры по борьбе с бедностью. Вот только какие — она пока сказать не смогла.
— Во-первых, чтобы реально оценивать масштаб бедности в стране, надо исходить из фактического спроса на товары первой необходимости, заявил «СП» председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Мы видим, что по разным категориям падение спроса за четыре года составляет в среднем 15?25%. Причем, падение спроса, выраженное в реальных товарах, услугах, а не в финансово-мудреных расчетах.
Можно сколько угодно измерять денежное содержание, доходы и так далее. Но, в конечном счете, люди идут в магазин и что-то покупают. Поэтому, если даже мы возьмем 15-процентный порог реального падения спроса, то это и есть то главное, что произошло за последние четыре года. Всё остальное — это хитрые методики подсчета. Главное: за четыре года наше население обеднело на 15%.
Второй момент — вопрос, связанный с качеством и структурой бедности. У нас при достаточно низкой фактической безработице значительную часть бедняков составляют работающие люди. То есть — даже при наличии рабочего места, у значительной категории людей, где-то порядка у 20%, при делении на всех членов семьи зарплата не сопоставляется с прожиточным минимумом. Это уже не узкий слой людей, потерявших работу. То есть условно — в силу различных причин не способных сейчас заработать. Люди работают, но их вознаграждение настолько мало, что вгоняет их в бедность.
Кудрин говорит, что у нас 13% бедных. А представим, что мы сейчас узнаем: на самом деле у нас 15% бедных. Это ни на что не влияет. Потому что никто во власти этого ни понять, ни осознать не может.
У нас реально колоссальный дефицит рабочих мест «достойной занятости» (по терминам Международной организации труда). То есть тех, работая на которых ты способен содержать семью. Таких рабочих мест в России лишь 10?15%. Это узкий средний класс.
«СП»: — Как вообще определить границу «бедность — нищета — средний класс»?
— Это вопрос, связанный с прожиточным минимумом, который сегодня около 11 тысяч рублей. Как его считают? Надо все-таки различать бухгалтерско-статистические упражнения и реальность, в которой люди вынужденно лишают себя огромного количества необходимых жизненных моментов, а не предметов роскоши. Не говоря о том, чтобы, например, съездить с семьей на месяц в отпуск. Хотя формально эти люди и не в категории бедных.
Страна продолжает беднеть. Если по полной программе, то чуть ли не на четверть упали доходы за последние четыре года.
Поэтому вопрос не в том, 13% бедных — это много или мало? Вопрос в том, что налицо ситуация вырождения страны. И терпеть это уже невозможно.
«СП»: — Ответ депутата Николая Валуева на высказывание одной из избирательниц вызвала бурную реакцию в обществе. На ваш взгляд, как можно рассматривать подобные рассуждения или заявления политиков?
— Как бесплатные непрошеные советы «верхней части» оплачиваемого населения для «нижней». Просто в «верхней части» сейчас 1%. А в «нижней» — 80%. Это невиданный в современном мире разрыв доходов.
Кстати, Шукшин писал во времена Советского Союза, когда бедность имела совсем другой смысл. Тогда начальники производств часто получали меньше подчиненных им лучших фрезеровщиков и слесарей. А депутаты были на бесплатной основе, а не профессиональной.
А мы сейчас живем не во времена Шукшина и СССР, а во времена Александра Николаевича Островского. Между словами «бедность» у Шукшина и у Островского такое же тождество, как между созвездием Пса и собакой, бегающей возле ног.
Эта история с депутатом Валуевым показывает вопиющий отрыв элит от реальной жизни в России. До добра такое не доведет.