Кремль заставит голосовать за «ЕдРо» даже лежачих - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Кремль заставит голосовать за «ЕдРо» даже лежачих - «Общество» 16:33 Понедельник 0 567
27-05-2019, 16:33

Кремль заставит голосовать за «ЕдРо» даже лежачих - «Общество»



Материал комментируют:
Кремль заставит голосовать за «ЕдРо» даже лежачих - «Общество»

Андрей Гудков

Юрий Крупнов

Пенсионная реформа, похоже, стала прологом к реформе всей системы социального страхования России. 24 мая стало известно: в стране может появиться отдельный вид социального страхования — долговременный уход за пожилыми и инвалидами. Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

«Надо предметно поработать над нынешней структурой социального страхования, чтобы можно было использовать страховой компонент в качестве одного из механизмов финансирования ухода за пожилыми», — сказала вице-премьер.

Напомним: сейчас социальные услуги для инвалидов и пожилых финансируются из бюджетов регионов. Эти услуги включают вызов на дом соцработника, проживание нуждающихся в доме престарелых или в психоневрологическом интернате. И надо понимать: в бюджетах большинства регионов и без этого — шаром покати. Им не до возни с пожилыми.

Меняться ситуация начала в 2018 году. Минтруд запустил в ряде регионов пилотные проекты в сотрудничестве с благотворительным фондом «Старость в радость». Их главная цель — оценить обеспеченность инвалидов и пожилых соцуслугами и предложить способы их улучшения. Пилоты профинансировал федеральный бюджет. Расходы составили 100 млн. рублей.

С 2019 года программа долговременного ухода включена в качестве составной части в национальный проект «Демография». Расходы на нее увеличились до 295 млн. рублей. До 2022 года программа должна охватить все регионы страны. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет федеральным бюджетом предусмотрено 10,7 млрд руб.


Читайте также

Медведев отказался говорить про кризис — нет его
От жонглирования правительством цифрами денег в российских семьях больше не становится

Как пояснил уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в РФ Юрий Воронин, сейчас наибольшие сложности возникают при организации социальных услуг для лежачих больных. Как показали пилотные проекты, число таких людей может достигать 10?12% от общего числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Причем, 3?4% лежачих больных — это паллиативные пациенты.

И здесь возникает вопрос о деньгах. Потому что 10,7 млрд., предусмотренных бюджетом на уход за внушительной «армией» пожилых, явно не хватит. По мнению Воронина, есть три варианта решения проблемы.

Первый — источником средств может стать дополнительный тариф в размере 1?1,5% от зарплаты. Его можно сформировать в рамках уже существующих тарифов Фонда социального страхования (ФСС).

Второй — отменить предельную базу для начисления взносов в ФСС и Пенсионный фонд. Сейчас это 865 тыс. рублей и 1,15 млн. рублей в год соответственно. Плюс — ввести адресность оказания таких услуг в зависимости от нуждаемости гражданина.

Наконец, третий — пустить на новый вид страхования резерв Пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию (РОПС). Сейчас резерв составляет 140 млрд. рублей.

Как заявила Голикова, в правительстве также готовы рассмотреть различные варианты участия бизнеса в виде частно-государственного партнерства. По идее, одной из сторон партнерства могли бы стать частные дома престарелых и сервисы патронажных услуг. Однако нынешние тарифы их категорически не устраивают.

И надо понимать: новый вид страхования, с перераспределением части средств ПФР и тарифов ФСС, может оказаться увязан с реформой статуса обоих фондов.

Нужен ли России новый вид социального страхования?

— Необходимость страхования ухода за пожилыми следует из тезиса Владимира Путина, что наша цель — добиться продолжительности жизни 80+, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — 80+ как раз та возрастная зона у людей, когда им нужен квалифицированный посторонний уход.

Сейчас этот уход развивается как самозанятость, особенно — у гастарбайтеров. Поскольку эта сфера нерегулируемая, без каких-либо альтернатив со стороны государства, в ней множество злоупотреблений. Стариков обворовывают, отбирают у них квартиры, и даже убивают.

«СП»: — В мире страхование ухода за пожилыми — это хорошо налаженный механизм?

— Самый богатый опыт такого страхования накоплен в Израиле. Там сиделке за уход платится около 1000 долларов в месяц. В Москве, замечу, также невозможно найти хорошую сиделку для пожилого лежачего человека меньше чем за 60 тысяч рублей. Что совершенно неподъемно с точки зрения дохода пенсионеров. Только если есть молодые члены семьи, которые на себя возьмут эти расходы.

При этом сиделка должна быть профессиональная — таких людей надо специально готовить. Скажем, если сиделка, нанятая на улице, по ошибке накормит пожилого диабетика жирным или сладким — пациент окажется при смерти.

«СП»: — Откуда взять деньги на новый вид страхования?

— Прежде всего, совершенно недопустимо пускать на эти цели резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию. Иначе получится, что вы латаете Тришкин кафтан.

А вот убрать регресс тарифа социального страхования — вполне возможно. Высокооплачиваемые сотрудники с доходом свыше 1,15 млн. рублей в год сейчас платят социально-страховые взносы 15,1%. А должны платить как все — 18%. Этих средств, в первом приближении, хватит на уход за пожилыми.

При этом надо понимать: надомный уход за пожилыми — это значительно дешевле, чем в домах престарелых. Там расходы на порядок больше.

«СП»: — Власти до сих пор всячески избегали ликвидации регресса. Вы считаете, они согласятся сейчас?

— Вообще-то уход за пожилыми — это отдельный вид страхования. И на него должен быть отдельный тариф. Но пока не решена проблема возрождения страхования занятости, профсоюзы на это не пойдут.

Единственное, на что пойдут профсоюзы — на страхование занятости. Любой работник, который волнуется за собственную занятость, будет готов 1% зарплаты направлять на этот вид страхования. С тем, чтобы в течение года получать пособие по безработице в размере 45?50% от оклада — в зависимости от наличия семьи и иждивенцев. А страхование ухода за пожилыми — для действующих работников — вещь все-таки второстепенная.

Надо думать, работодатели грудью встанут против повышения страхового тарифа. Поэтому самое простое решение в этой ситуации — убрать регресс.

Хотя с тем же успехом можно перечислять в Пенсионный фонд не 10% страхового тарифа, как сейчас, а 11?11,5%. Все-таки уход за пожилыми не относится к сфере ФСС. Фонд социального страхования, напомню, — это временная нетрудоспособность, беременность, роды, а также несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. А в данном случае «букет» другой — пенсии, пособия на погребение, и оказание помощи пожилым.

Замечу: этому виду социального страхования — уходу за пожилыми — почти полвека. Появилось оно в Германии. Но лучшая в мире система выстроена, повторюсь, в Израиле. Причем, израильский опыт нам легко изучать: там в сфере ухода за пожилыми работает масса русскоязычных.


Читайте также

Пенсионная реформа позволила платить работникам меньше МРОТ
Россияне вынуждены работать дольше и получать меньше под страхом увольнения

«СП»: — В России власть часто дает «добро» социальным проектам, исходя из политической выгоды для себя. С этой точки зрения, страхование ухода за пожилыми — ценный ресурс?

— Очень ценный. Пожилые — это люди, которые сильно надеются на государство. Государство, Путин и «Единая Россия» в их головах часто одно и то же. Если муниципальная сиделка принесет своему пациенту избирательный бюллетень и подскажет, где поставить «галочку» — он поставят. А сиделка, как вы понимаете, подскажет, исходя из инструктажа, полученного на работе.

В итоге на деньги самих работников власть с минимальными орграсходами получит несколько миллионов голосов. Прибавьте сюда голоса родственников этих пожилых, с которых будет снято бремя по уходу. А это бремя тяжело не только финансово, но и морально.

Причем, этот политтехнологический эффект будет гораздо выше, чем при введении страхования занятости. Просто потому, что в случае с занятостью благодарен будет тот, кто получил пособие по безработице. А остальные работники будут чесать в затылке и думать: нужно ли отчислять 1?1,5% от зарплаты на эти цели?!

Словом, уход за стариками — ценнейший ресурс. Если граждане будут видеть, что за их дедушками и бабушками квалифицированно ухаживает государство (пусть — на деньги самих граждан), всякий скажет в адрес власти: «Ну, хоть что-то они делают!»

— Происходящее укладывается в нынешнюю логику: призывов борьбы с бедностью, которые по факту заканчиваются увеличением бедности. Или декларированию громких нацпроектов с провалом по факту этих нацпроектов, — отмечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — России, по сути, необходима фундаментальная социальная реформа. Потому что никакими отдельными изменениями в тарифах мы кардинальных вопросов не решим.

Эта реформа не может сводиться к выплатам. В том числе — страховым. Речь должна идти, прежде всего, о восстановлении в России социального государства.

Если же в рамках существующих правил игры мы будем менять дизайн страховых выплат, и будем заниматься этим несколько лет — это не даст политического эффекта. Протестные настроения при таком сценарии все равно будут расти.

А главное: учитывая снижение уровня жизни, власть в этом случае приговорит население к тренду на деградацию.


Материал комментируют: Андрей Гудков Юрий Крупнов Пенсионная реформа, похоже, стала прологом к реформе всей системы социального страхования России. 24 мая стало известно: в стране может появиться отдельный вид социального страхования — долговременный уход за пожилыми и инвалидами. Об этом заявила вице-премьер Татьяна Голикова на заседании совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. «Надо предметно поработать над нынешней структурой социального страхования, чтобы можно было использовать страховой компонент в качестве одного из механизмов финансирования ухода за пожилыми», — сказала вице-премьер. Напомним: сейчас социальные услуги для инвалидов и пожилых финансируются из бюджетов регионов. Эти услуги включают вызов на дом соцработника, проживание нуждающихся в доме престарелых или в психоневрологическом интернате. И надо понимать: в бюджетах большинства регионов и без этого — шаром покати. Им не до возни с пожилыми. Меняться ситуация начала в 2018 году. Минтруд запустил в ряде регионов пилотные проекты в сотрудничестве с благотворительным фондом «Старость в радость». Их главная цель — оценить обеспеченность инвалидов и пожилых соцуслугами и предложить способы их улучшения. Пилоты профинансировал федеральный бюджет. Расходы составили 100 млн. рублей. С 2019 года программа долговременного ухода включена в качестве составной части в национальный проект «Демография». Расходы на нее увеличились до 295 млн. рублей. До 2022 года программа должна охватить все регионы страны. В общей сложности на внедрение системы долговременного ухода в России на ближайшие шесть лет федеральным бюджетом предусмотрено 10,7 млрд руб. Читайте также Медведев отказался говорить про кризис — нет его От жонглирования правительством цифрами денег в российских семьях больше не становится Как пояснил уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в РФ Юрий Воронин, сейчас наибольшие сложности возникают при организации социальных услуг для лежачих больных. Как показали пилотные проекты, число таких людей может достигать 10?12% от общего числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. Причем, 3?4% лежачих больных — это паллиативные пациенты. И здесь возникает вопрос о деньгах. Потому что 10,7 млрд., предусмотренных бюджетом на уход за внушительной «армией» пожилых, явно не хватит. По мнению Воронина, есть три варианта решения проблемы. Первый — источником средств может стать дополнительный тариф в размере 1?1,5% от зарплаты. Его можно сформировать в рамках уже существующих тарифов Фонда социального страхования (ФСС). Второй — отменить предельную базу для начисления взносов в ФСС и Пенсионный фонд. Сейчас это 865 тыс. рублей и 1,15 млн. рублей в год соответственно. Плюс — ввести адресность оказания таких услуг в зависимости от нуждаемости гражданина. Наконец, третий — пустить на новый вид страхования резерв Пенсионного фонда по обязательному пенсионному страхованию (РОПС). Сейчас резерв составляет 140 млрд. рублей. Как заявила Голикова, в правительстве также готовы рассмотреть различные варианты участия бизнеса в виде частно-государственного партнерства. По идее, одной из сторон партнерства могли бы стать частные дома престарелых и сервисы патронажных услуг. Однако нынешние тарифы их категорически не устраивают. И надо понимать: новый вид страхования, с перераспределением части средств ПФР и тарифов ФСС, может оказаться увязан с реформой статуса обоих фондов. Нужен ли России новый вид социального страхования? — Необходимость страхования ухода за пожилыми следует из тезиса Владимира Путина, что наша цель — добиться продолжительности жизни 80 , — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — 80 как раз та возрастная зона у людей, когда им нужен квалифицированный посторонний уход. Сейчас этот уход развивается как самозанятость, особенно — у гастарбайтеров. Поскольку эта сфера нерегулируемая, без каких-либо альтернатив со стороны государства, в ней множество злоупотреблений. Стариков обворовывают, отбирают у них квартиры, и даже убивают. «СП»: — В мире страхование ухода за пожилыми — это хорошо налаженный механизм? — Самый богатый опыт такого страхования накоплен в Израиле. Там сиделке за уход платится около 1000 долларов в месяц. В Москве, замечу, также невозможно найти хорошую сиделку для пожилого лежачего человека меньше чем за 60 тысяч рублей. Что совершенно неподъемно с точки зрения дохода пенсионеров. Только если есть молодые члены семьи, которые на себя возьмут эти расходы. При этом сиделка должна быть профессиональная — таких людей надо специально готовить. Скажем, если сиделка, нанятая на улице, по ошибке накормит пожилого диабетика жирным или сладким — пациент окажется при смерти. «СП»: — Откуда взять деньги на новый вид страхования? — Прежде всего, совершенно недопустимо пускать на эти цели резерв ПФР по обязательному пенсионному страхованию. Иначе получится, что вы латаете Тришкин кафтан. А вот убрать регресс тарифа социального страхования — вполне возможно. Высокооплачиваемые сотрудники с доходом свыше 1,15 млн. рублей в год сейчас платят социально-страховые взносы 15,1%. А должны платить как все — 18%. Этих средств, в первом приближении, хватит на уход за пожилыми. При этом надо понимать: надомный уход за пожилыми — это значительно дешевле, чем в домах престарелых. Там расходы на порядок больше. «СП»: — Власти до сих пор всячески избегали ликвидации регресса. Вы считаете, они согласятся сейчас? — Вообще-то уход за пожилыми — это отдельный вид страхования. И на него должен быть отдельный тариф. Но пока не решена проблема возрождения страхования занятости, профсоюзы на это не пойдут. Единственное, на что пойдут профсоюзы — на страхование занятости. Любой работник, который волнуется за собственную занятость, будет готов 1% зарплаты направлять на этот вид страхования. С тем, чтобы в течение года получать пособие по безработице в размере 45?50% от оклада — в зависимости от наличия семьи и иждивенцев. А страхование ухода за пожилыми — для действующих работников — вещь все-таки второстепенная. Надо думать, работодатели грудью встанут против повышения страхового тарифа. Поэтому самое простое решение в этой ситуации — убрать регресс. Хотя с тем же успехом можно перечислять в Пенсионный фонд не 10% страхового тарифа, как сейчас, а 11?11,5%. Все-таки уход за пожилыми не относится к сфере ФСС. Фонд социального страхования, напомню, — это временная нетрудоспособность, беременность, роды, а также несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания. А в данном случае «букет» другой — пенсии, пособия на погребение, и оказание помощи пожилым. Замечу: этому виду социального страхования — уходу за пожилыми — почти полвека. Появилось оно в Германии. Но лучшая в мире система выстроена, повторюсь, в Израиле. Причем, израильский опыт нам легко изучать: там в сфере ухода за пожилыми работает масса русскоязычных. Читайте также Пенсионная реформа позволила платить работникам меньше МРОТ Россияне вынуждены работать дольше и получать меньше под страхом увольнения «СП»: — В России власть часто дает «добро» социальным проектам, исходя из политической выгоды для себя. С этой точки зрения, страхование ухода за пожилыми — ценный ресурс? — Очень ценный. Пожилые — это люди, которые сильно надеются на государство. Государство, Путин и «Единая Россия» в их головах часто одно и то же. Если муниципальная сиделка принесет своему пациенту избирательный бюллетень и подскажет, где поставить «галочку» — он поставят. А сиделка, как вы понимаете, подскажет, исходя из инструктажа, полученного на работе. В итоге на деньги самих работников власть с минимальными орграсходами получит несколько миллионов голосов. Прибавьте сюда голоса родственников этих пожилых, с которых будет снято бремя по уходу. А это бремя тяжело не только финансово, но и морально. Причем, этот политтехнологический эффект будет гораздо выше, чем при введении страхования занятости. Просто потому, что в случае с занятостью благодарен будет тот, кто получил пособие по безработице. А остальные работники будут чесать в затылке и думать: нужно ли отчислять 1?1,5% от зарплаты на эти цели?! Словом, уход за стариками — ценнейший ресурс. Если граждане будут видеть, что за их дедушками и бабушками квалифицированно ухаживает государство (пусть — на деньги самих граждан), всякий скажет в адрес власти: «Ну, хоть что-то они делают!» — Происходящее укладывается в нынешнюю логику: призывов борьбы с бедностью, которые по факту заканчиваются увеличением бедности. Или декларированию громких нацпроектов с провалом по факту этих нацпроектов, — отмечает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — России, по сути, необходима фундаментальная социальная реформа. Потому что никакими отдельными изменениями в тарифах мы кардинальных вопросов не решим. Эта реформа не может сводиться к выплатам. В том числе — страховым. Речь должна идти, прежде всего, о восстановлении в России социального государства. Если же в рамках существующих правил игры мы будем менять дизайн страховых выплат, и будем заниматься этим несколько лет — это не даст политического эффекта. Протестные настроения при таком сценарии все равно будут расти. А главное: учитывая снижение уровня жизни, власть в этом случае приговорит население к тренду на деградацию.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl