Новое похищение чеченской невесты или происки против Кавказа - «Общество» » Новости Дня Сегодня
Новое похищение чеченской невесты или происки против Кавказа - «Общество» 16:00 Воскресенье 0 328
21-07-2019, 16:00

Новое похищение чеченской невесты или происки против Кавказа - «Общество»



Материал комментируют:
Новое похищение чеченской невесты или происки против Кавказа - «Общество»

Екатерина Сокирянская

Николай Силаев

Саида Сиражудинова

История с пропажей из отчего дома 20-летней чеченки Заиры Сугаиповой всколыхнула, без преувеличения, всю страну. Одни усмотрели в ней попытку журналистов «хайпануть» на популярной у народа теме. Другие — искреннее желание помочь возможной жертве домашнего насилия. Третьи — и вовсе попытку «дискредитировать» Чечню.

Так похищали или нет?

За перипетиями судьбы Дианы Шурыгиной из Ульяновска вся страна наблюдала два года и гадала: то ли ее вправду изнасиловали, то ли парня оговорила?

Три месяца обсуждала Россия историю 15-летней чеченки Хеды Гойлабиевой, которая вышла замуж за втрое старшего мужчину. Гадали: по любви или по принуждению?

Нынче — в фокусе внимания всей страны еще одна подобная история. Правда, похоже, забудется она очень быстро. Началось все с того, что сразу несколько телеграм-каналов рассказали «сенсационную» историю: 20-летняя чеченка Заира Сугаипова, которая живет и учится в Москве, была похищена приятелями своего жениха и насильно увезена в Чечню.

Естественно, история стала быстро обрастать душераздирающими подробностями, даже депутат Госдумы Оксана Пушкина пообещала взять судьбу чеченской девушки под контроль. Вспомнили и о других подобных фактах «умыкания» невест на Кавказе: не далее как в феврале 23-летний ингуш прямо с работы похитил 33-летнюю возлюбленную — только, вопреки, традициям, не спросил согласия ее родственников. Заявление в полицию написал брат похищенной девушки.


Читайте также

Лето-2019: Турция заманивает россиян дешевизной
Для наших отдыхающих цена стала иметь первостепенное значение

А уже в среду, 17 июля, Заира Сугаипова вместе с матерью появилась в эфире государственного телеканала «Грозный», да еще и в сопровождении двух чеченских чиновников из ближайшего окружения Рамзана Кадырова — его личного помощника по СМИ Ахмеда Дудаева и пресс-секретаря Альви Каримова.

Оба заученно заявили, что история с «похищением» была информационной провокацией против Чечни. А сама Сугаипова на телекамеру поведала, что никто ее не похищал и в Грозный насильно не вывозил: она сама, мол, сбежала из дому… поддавшись на посулы членов группы в соцсети «ВКонтакте».

Группа эта специализируется на защите прав женщин из республик Северного Кавказа (в том числе столкнувшихся с насилием). Сугаипова, если верить ее рассказу, поддалась на уговоры и отправилась в кризисный центр «Китеж» — там-то ее якобы и обнаружили родственники.

«Хайп» или справедливость?

Истории Хеды Гойлабиевой и Заиры Сугаиповой, несмотря на кажущуюся непохожесть, очень близки. Они демонстрируют, насколько болезненно определенная часть российского общества воспринимает происходящее на Северном Кавказе.

Наивно ведь отрицать, что здесь с исключительным пиететом относятся к правам женщин: «Свободная пресса» тоже не раз рассказывала о таких позорных «традициях», бытующих в регионе, как женское обрезание или убийства чести. У новоявленных поборников морали популярны интернет-сообщества, где устраивают настоящую травлю «неправильно» одевающимся девушкам (одно из самых известных — дагестанский «Карфаген»).

Однако на этом фоне ряд представителей чеченской интеллигенции выступили против того, чтобы в российской прессе печатались статьи о притеснениях женщин. В частности, правозащитница и писательница Зара Муртазалиева (сама, кстати, некогда столкнувшаяся с российской репрессивной системой: она 8 лет провела в колонии, а затем эмигрировала во Францию).

— Кавказ для многих превратился в хайп, ведь всегда можно напечатать статью, сославшись на «ужасные» обычаи. Можно приправить историями бедных и забитых женщин, которые нигде не могут выступать открыто, иначе их якобы убьют и расчленят, — считает Муртазалиева.

Действительно, сегодня на Северном Кавказе все острее чувствуется раскол между двумя культурными кодами, моделями поведения — традиционной и современной. Скажем, в Махачкале молодежь может отплясывать в ночных клубах, а их сверстники будут яростно грозить музыкантам, выступающим в этих самых клубах… изнасилованием и убийством.

Так справедливо ли называть «хайпом» желание журналистов рассказывать правду о таких мрачных «традициях»? Этот вопрос «Свободная пресса» задала экспертам по Северному Кавказу.

Молчать и бездействовать — преступно!

— Основные нормы, как жить в традиционном (как и в любом) обществе, формирует семья, — говорит «Свободной прессе» президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем Саида Сиражудинова. — Задача экспертов — знать, понимать, изучать анализировать, говорить о проблемах. В то же время, в ситуации, которая связана с грубыми нарушениями прав, преступно молчать и бездействовать. Настоящий правозащитник здесь вряд ли может сдержаться.

На самом деле, проблемы Северного Кавказа в последнее время все чаще появляются в СМИ, и широко обсуждаются. Но хайп ли это, когда стоит вопрос решения жизненно важных проблем?! В данном случае, правозащитники скорее всего ставили задачу сохранения жизни девушки и пытались путем привлечения общественного внимания избавить ее от негативных последствий.

О проблемах говорить эксперты обязаны, как их иначе решить. Единственная проблема — то, что бурный всплеск дискуссий зачастую приводит к обострению, и ненужным эмоциям. Так же некоторые эксперты пытаются дать субъективную оценку, на примере исключительно личного опыта.

А, как известно, опыт экспертов всегда будет отличен от опыта масс женщин, проживающих в совершенно иных условиях, не являющихся известными и публичными лицами, и особенно от молодежи, которая социализировалась в период неотрадиционализма и реисламизации.

Право жить «не по обычаю» не соблюдается

— Человек может жить по традициям, если ему охота и если это не нарушает законы России. Но у него должно быть право не жить по традициям и религиозным нормам. В Чечне, Дагестане, Ингушетии право не жить по обычаям и религиозным нормам не соблюдается и не гарантировано. Оно должно соблюдаться и быть гарантированным государством. Вот и все. А учить, как жить, никого не надо, — говорит старший научных сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев.

Выбор молодых женщин нередко подавляют

— Я считаю, что обсуждать такие вопросы могут все, у кого есть знания в данном вопросе, желание помочь жертвам, и кто не передергивает факты, а оперирует достоверной информацией, — рассуждает директор Центра анализа и профилактики конфликтов Екатерина Сокирянская, — Я понимаю, что это болезненно для чеченцев, как для мужчин, так и для женщин, которые любят свои традиции. Однако, мне кажется, что в XXI веке чеченцы становятся более открытым обществом, а в открытых обществах преодоление каких-то внутренних табуированных проблем идет в том числе через такие болезненные процессы обсуждения.

Я пять лет прожила среди чеченцев и знаю, что в Чечне женщина гораздо более независимая и сильная, чем это представляют извне. И за последние два десятилетия она на своих плечах вынесла очень многое.


Читайте также

Госдума: Россияне должны больше платить за отраву с пальмовым маслом
Под видом заботы о здоровье нации нас опять разводят на деньги ради отраслевых лоббистов

Есть семьи, где развитие, образование, самореализация девушек стоит во главе угла. И многие семьи будут отстаивать право своих девочек на свой выбор и самореализацию, даже путем определенных жертв.

«СП»: — Но есть, видимо, и обратные примеры?

— Я, например, ни разу до недавнего времени не встречала браки по принуждению. Последние годы, к сожалению, девушкам порой поступают предложения, от которых очень трудно отказаться. И тут скорее действуют не принуждением, а убеждением.

Далеко не во всех семьях к девушкам относятся так, как положено по адату. У меня много знакомых женщин, у которых были серьезные проблемы с братьями, с отцами, даже с сестрами. Эти родственники, ссылаясь на традиции и менталитет, подавляли выбор молодых женщин. Помню, у меня в ЧГУ была студентка, которая выиграла грант на обучение в университете западной страны. Младший брат ей запретил ехать. До сих пор иногда думаю, что с ней стало, она ведь так хотела учиться.

Есть у меня и подруги, которые пытались руки на себя наложить, потому что после развода у них забрали детей.

Есть такие вещи, нельзя их отрицать. И доброжелательное и честное обсуждение без примеси ориентализма не во вред чеченскому обществу. Так же, как и российскому, где, к сожалению, проблема домашнего насилия, в том числе в состоянии алкогольного опьянения, стоит очень остро.

Новости Украины: Сотрудники ресторана на Украине вывесили табличку с оскорблением русскоязычных клиентов


Материал комментируют: Екатерина Сокирянская Николай Силаев Саида Сиражудинова История с пропажей из отчего дома 20-летней чеченки Заиры Сугаиповой всколыхнула, без преувеличения, всю страну. Одни усмотрели в ней попытку журналистов «хайпануть» на популярной у народа теме. Другие — искреннее желание помочь возможной жертве домашнего насилия. Третьи — и вовсе попытку «дискредитировать» Чечню. Так похищали или нет? За перипетиями судьбы Дианы Шурыгиной из Ульяновска вся страна наблюдала два года и гадала: то ли ее вправду изнасиловали, то ли парня оговорила? Три месяца обсуждала Россия историю 15-летней чеченки Хеды Гойлабиевой, которая вышла замуж за втрое старшего мужчину. Гадали: по любви или по принуждению? Нынче — в фокусе внимания всей страны еще одна подобная история. Правда, похоже, забудется она очень быстро. Началось все с того, что сразу несколько телеграм-каналов рассказали «сенсационную» историю: 20-летняя чеченка Заира Сугаипова, которая живет и учится в Москве, была похищена приятелями своего жениха и насильно увезена в Чечню. Естественно, история стала быстро обрастать душераздирающими подробностями, даже депутат Госдумы Оксана Пушкина пообещала взять судьбу чеченской девушки под контроль. Вспомнили и о других подобных фактах «умыкания» невест на Кавказе: не далее как в феврале 23-летний ингуш прямо с работы похитил 33-летнюю возлюбленную — только, вопреки, традициям, не спросил согласия ее родственников. Заявление в полицию написал брат похищенной девушки. Читайте также Лето-2019: Турция заманивает россиян дешевизной Для наших отдыхающих цена стала иметь первостепенное значение А уже в среду, 17 июля, Заира Сугаипова вместе с матерью появилась в эфире государственного телеканала «Грозный», да еще и в сопровождении двух чеченских чиновников из ближайшего окружения Рамзана Кадырова — его личного помощника по СМИ Ахмеда Дудаева и пресс-секретаря Альви Каримова. Оба заученно заявили, что история с «похищением» была информационной провокацией против Чечни. А сама Сугаипова на телекамеру поведала, что никто ее не похищал и в Грозный насильно не вывозил: она сама, мол, сбежала из дому… поддавшись на посулы членов группы в соцсети «ВКонтакте». Группа эта специализируется на защите прав женщин из республик Северного Кавказа (в том числе столкнувшихся с насилием). Сугаипова, если верить ее рассказу, поддалась на уговоры и отправилась в кризисный центр «Китеж» — там-то ее якобы и обнаружили родственники. «Хайп» или справедливость? Истории Хеды Гойлабиевой и Заиры Сугаиповой, несмотря на кажущуюся непохожесть, очень близки. Они демонстрируют, насколько болезненно определенная часть российского общества воспринимает происходящее на Северном Кавказе. Наивно ведь отрицать, что здесь с исключительным пиететом относятся к правам женщин: «Свободная пресса» тоже не раз рассказывала о таких позорных «традициях», бытующих в регионе, как женское обрезание или убийства чести. У новоявленных поборников морали популярны интернет-сообщества, где устраивают настоящую травлю «неправильно» одевающимся девушкам (одно из самых известных — дагестанский «Карфаген»). Однако на этом фоне ряд представителей чеченской интеллигенции выступили против того, чтобы в российской прессе печатались статьи о притеснениях женщин. В частности, правозащитница и писательница Зара Муртазалиева (сама, кстати, некогда столкнувшаяся с российской репрессивной системой: она 8 лет провела в колонии, а затем эмигрировала во Францию). — Кавказ для многих превратился в хайп, ведь всегда можно напечатать статью, сославшись на «ужасные» обычаи. Можно приправить историями бедных и забитых женщин, которые нигде не могут выступать открыто, иначе их якобы убьют и расчленят, — считает Муртазалиева. Действительно, сегодня на Северном Кавказе все острее чувствуется раскол между двумя культурными кодами, моделями поведения — традиционной и современной. Скажем, в Махачкале молодежь может отплясывать в ночных клубах, а их сверстники будут яростно грозить музыкантам, выступающим в этих самых клубах… изнасилованием и убийством. Так справедливо ли называть «хайпом» желание журналистов рассказывать правду о таких мрачных «традициях»? Этот вопрос «Свободная пресса» задала экспертам по Северному Кавказу. Молчать и бездействовать — преступно! — Основные нормы, как жить в традиционном (как и в любом) обществе, формирует семья, — говорит «Свободной прессе» президент Центра исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем Саида Сиражудинова. — Задача экспертов — знать, понимать, изучать анализировать, говорить о проблемах. В то же время, в ситуации, которая связана с грубыми нарушениями прав, преступно молчать и бездействовать. Настоящий правозащитник здесь вряд ли может сдержаться. На самом деле, проблемы Северного Кавказа в последнее время все чаще появляются в СМИ, и широко обсуждаются. Но хайп ли это, когда стоит вопрос решения жизненно важных проблем?! В данном случае, правозащитники скорее всего ставили задачу сохранения жизни девушки и пытались путем привлечения общественного внимания избавить ее от негативных последствий. О проблемах говорить эксперты обязаны, как их иначе решить. Единственная проблема — то, что бурный всплеск дискуссий зачастую приводит к обострению, и ненужным эмоциям. Так же некоторые эксперты пытаются дать субъективную оценку, на примере исключительно личного опыта. А, как известно, опыт экспертов всегда будет отличен от опыта масс женщин, проживающих в совершенно иных условиях, не являющихся известными и публичными лицами, и особенно от молодежи, которая социализировалась в период неотрадиционализма и реисламизации. Право жить «не по обычаю» не соблюдается — Человек может жить по традициям, если ему охота и если это не нарушает законы России. Но у него должно быть право не жить по традициям и религиозным нормам. В Чечне, Дагестане, Ингушетии право не жить по обычаям и религиозным нормам не соблюдается и не гарантировано. Оно должно соблюдаться и быть гарантированным государством. Вот и все. А учить, как жить, никого не надо, — говорит старший научных сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев. Выбор молодых женщин нередко подавляют — Я считаю, что обсуждать такие вопросы могут все, у кого есть знания в данном вопросе, желание помочь жертвам, и кто не передергивает факты, а оперирует достоверной информацией, — рассуждает директор Центра анализа и профилактики конфликтов Екатерина Сокирянская, — Я понимаю, что это болезненно для чеченцев, как для мужчин, так и для женщин, которые любят свои традиции. Однако, мне кажется, что в XXI веке чеченцы становятся более открытым обществом, а в открытых обществах преодоление каких-то внутренних табуированных проблем идет в том числе через такие болезненные процессы обсуждения. Я пять лет прожила среди чеченцев и знаю, что в Чечне женщина гораздо более независимая и сильная, чем это представляют извне. И за последние два десятилетия она на своих плечах вынесла очень многое. Читайте также Госдума: Россияне должны больше платить за отраву с пальмовым маслом Под видом заботы о здоровье нации нас опять разводят на деньги ради отраслевых лоббистов Есть семьи, где развитие, образование, самореализация девушек стоит во главе угла. И многие семьи будут отстаивать право своих девочек на свой выбор и самореализацию, даже путем определенных жертв. «СП»: — Но есть, видимо, и обратные примеры? — Я, например, ни разу до недавнего времени не встречала браки по принуждению. Последние годы, к сожалению, девушкам порой поступают предложения, от которых очень трудно отказаться. И тут скорее действуют не принуждением, а убеждением. Далеко не во всех семьях к девушкам относятся так, как положено по адату. У меня много знакомых женщин, у которых были серьезные проблемы с братьями, с отцами, даже с сестрами. Эти родственники, ссылаясь на традиции и менталитет, подавляли выбор молодых женщин. Помню, у меня в ЧГУ была студентка, которая выиграла грант на обучение в университете западной страны. Младший брат ей запретил ехать. До сих пор иногда думаю, что с ней стало, она ведь так хотела учиться. Есть у меня и подруги, которые пытались руки на себя наложить, потому что после развода у них забрали детей. Есть такие вещи, нельзя их отрицать. И доброжелательное и честное обсуждение без примеси ориентализма не во вред чеченскому обществу. Так же, как и российскому, где, к сожалению, проблема домашнего насилия, в том числе в состоянии алкогольного опьянения, стоит очень остро. Новости Украины: Сотрудники ресторана на Украине вывесили табличку с оскорблением русскоязычных клиентов
Комментарии для сайта Cackle

       
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru
  • Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl