Арест 38-летнего Сергея Л. стал шоком для его родных и близких. Особенно если учесть, в чем заподозрили мужчину — причиной задержания стало заявление его 15-летней падчерицы. Девушка обвинили отчима в том, что он два часа совращал ее и совершал «насильственные действия сексуального характера», угрожая физической расправой. В полицию девушка пришла со своим родным отцом.
Сергей прожил с матерью 15-летней школьницы без малого десять лет. Но за долгие годы, хотя он и старался быть примерным главой семьи, девочка не полюбила отчима. Более того, уже потом друг семьи Олег, который и поднял шумиху в прессе, рассказал — девочка просто ненавидела нового мужа матери. Неприязненное отношение подогревали ее родной отец и бабушка. Когда девочка вступила в переходный возраст, то отношения с отчимом стали еще более напряженными. В какой-то момент произошел скандал, а не по годам хитрая девушка уже знала, что делать.
Средство заработка и сведения счетов
«Синдром Шурыгиной» — такое название с легкой руки российских журналистов получили довольно многочисленные случаи странных изнасилований в честь Дианы Шурыгиной, несовершеннолетней россиянки, фамилия которой прогремела на всю страну. Правда, известность эта печальная — на вечеринке Диана стала жертвой домогательств двух парней. Об этом узнали родители. Итог — заявление в полицию. Один парень «соскочил», а второй, 21-летний студент Сергей Семенов, сел — сначала на восемь лет, потом срок сократили до трех лет. Хотя секс был, как он утверждает, по обоюдному согласию.
О том, что шантажируя ложным обвинением в изнасиловании, можно неплохо манипулировать мужчинами, предприимчивые девушки и женщины знали очень давно. Такие случаи были сплошь и рядом распространены и в советское время — «женись, а то посажу». Но сегодня, под влиянием общемировой тенденции «борьбы с домогательствами», этот способ заработать на попавших впросак мужчинах или добиться каких-то других целей приобрел очень большое распространение. Почти каждый день в средствах массовой информации появляются «горячие» заголовки — «Отчим два года насиловал свою падчерицу», «Сожитель матери развращал семилетнюю девочку», «Пенсионер домогался к соседской девочке». Такое впечатление, что кругом — одни сексуальные маньяки, и даже 70-летние пенсионеры так и норовят затащить в кусты идущую пустынной улицей восьмиклассницу.
На самом деле, часто обвинения в домогательствах становятся орудием как вымогательства денег или жилищной площади, так и изощренной мести. Обычно так мстят не чужие (близкими их не повернется назвать язык) люди — жены мужьям за адюльтер, родственники бывшего мужа — новому партнеру его прежней жены, падчерицы отчимам — за попытки воспитывать или просто стремясь, чтобы «папа и мама снова были вместе». Мы не берем в пример настоящие случаи изнасилований и домогательств к малолетним, несовершеннолетним или совершеннолетним девушкам и женщинам — это отвратительные преступления и они должны жестко караться.
Репутацию восстановить очень сложно
Но иногда и правоохранители, и, что еще более страшно, общество начинают вешать ярлык «насильника» или «педофила» на человека, который на самом деле н совершал никакого преступления. И это страшно — ведь такое обвинение может поломать человеку всю жизнь, забрать ее у него. Как известно, сроки за развратные действия в отношении несовершеннолетних предусмотрены немалые, отношение в тюрьмах и «зонах» к таким преступникам весьма прохладное, а родные и близкие от «маньяка» часто отворачиваются.
В феврале 2015 года умер Максим Дмитренко. Молодому мужчине было 39 лет, но на здоровье сказались восемь лет, отбытые им в тюрьме по ложному обвинению. Только в 2012 году Дмитренко освободили — оказалось, что он сидел «за того дядю» — женщин убивал и насиловал некий Сергей Ткач. И таких трагических историй не столь уж и мало — как в России, так и в других странах мира, включая «гуманные» государства Западной Европы.
Справедливости ради, надо отметить, что некоторые жены от своих мужей не отрекаются. И вместе с ними и адвокатами продолжают борьбу за освобождение и за честное имя. Но это — редкие случаи. В основном, люди склонны верить даже самым нелепым обвинениям. Если же выясняется, что человек невиновен, то его ждут дежурные извинения от правоохранителей, в лучшем случае — небольшая денежная компенсация за проведенное в следственном изоляторе время. Клеветники же, как правило, не несут не только соразмерного своей лжи наказания, но и вообще не привлекаются к ответственности.
Шантажируют? Сразу к адвокату и в полицию
О том, можно ли по закону наказать такую «жертву» лжеизнасилования, мы решили спросить у адвоката Тамары Куценко. — В современном мире немаловажными ценностями, помимо материальных благ, остаются достоинство, честь, репутация. Их очень сложно заработать, а потерять можно в одночасье, — говорит Тамара Куценко. — Иногда такие случаи происходят умышленно. Большинство дел, связанных с клеветой на человека, индивидуальны и должны тщательно расследоваться и собираться как можно больше различных доказательств.
«СП»: — Какая ответственность может последовать для такой клеветницы (для совершеннолетней и для несовершеннолетней)?
— На сегодняшний день действует статья 128.1 УК РФ, определяющая понятие клеветы как публично распространяемые ложные сведения о человеке, которые могут нанести урон репутации пострадавшего, опорочить его достоинство и честь. Ответственность по этой статье несет любое психически вменяемое лицо старше шестнадцати лет. По ч.1.ст.128.1 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.
«СП»: — Можно ли привлечь тех, кто подтолкнул на клевету (например, бабушек, первого мужа и т. п.)?
— Состав преступления будет иметь место, если человек, так поступивший, отчетливо осознавал ложность своих заявлений. В противном случае факт клеветы будет признан неумышленным, а обвиняемый сможет понести только общественное порицание. Уголовная ответственность в таком случае не предусмотрена. Не понесет наказания и тот, кто в адрес другого человека выразил личное отношение, а конкретных фактов, способных опорочить репутацию, не было (например, суждения: «плохой человек» и т. п.).
«СП»: — То есть, избежать ответственности по такой статье вполне реально?
— Избежать ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 128.1 УК РФ, можно двумя способами: примириться с потерпевшим или доказать отсутствие осведомленности о ложности распространенных сведений. Ведь обязательным признаком состава преступления по ст. 128.1 УК РФ является доказанный факт, того что лицо, которое оклеветало другого, заранее осознавало, что информация является ложной.
«СП»: — Такие преступления встречаются часто?
— Практика свидетельствует о большой распространенности заведомо ложных доносов об изнасиловании и иных действиях сексуального характера. Причиной такого доноса может быть что угодно: от стремления шантажировать «насильника» до получения денежной компенсации. Наказание за заведомо ложное обвинение в изнасиловании (чаще всего применяется ч. 2 статьи 306 УК РФ, до 3 лет лишения свободы) не останавливает жаждущих мести или легкой наживы.
СП: — Легко ли доказать правдивость или лживость таких обвинений БЕЗ наличия конкретных фактов и доказательств? Достаточно ли просто слов девушки (или шире вообще «жертвы») для возбуждения уголовного дела?
— Дела о клевете достаточно сложные, и в них необходимо предоставлять доказательства прямого умысла клеветника. Одних слов не достаточно, необходимо заявление и доказательства. То есть, доказать придется, что распространитель прекрасно знал о ложности распространяемых сведений и осознанно желал последствий их распространения. Уголовное дело частного обвинения возбуждается на основании личного обращения потерпевшего или его законного представителя с заявлением непосредственно в суд или поступает из органов предварительного расследования с обвинительным заключением, актом или постановлением. На практике ещё одним основанием поступления в суды материалов о преступлениях частного обвинения является направление их из органов дознания или предварительного следствия в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ (решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении). Однако если данные о лице, совершившем преступление потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление. В любом случае, если дело дошло до суда, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в заявлении делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
«СП»: — Как можно избежать подобных ситуаций? Что Вы могли бы посоветовать?
— Нужно быть разборчивее в людях, избегать щекотливых и неоднозначных ситуаций, тем более, если речь идет о несовершеннолетних. Ни в коем случае нельзя вестись на шантаж и откупаться, так как это может продолжаться бесконечно. Нужно сразу обращаться в полицию, к адвокатам и собирать доказательства в вашу пользу.