Контрольный, этический и дисциплинарный комитет УЕФА объявил решение по делу полузащитника ЦСКА и сборной Финляндии Романа Еременко. Анализ показал наличие в его организме кокаина и его метаболита — стимулятора, который относится к категории запрещенных веществ. Футболист на два года отстранен от всех турниров.
Предыстория скандала такова. 14 сентября нынешнего года после матча Лиги чемпионов между ЦСКА и леверкузенским «Байером» у Еременко была взята допинг-проба. А спустя две с лишним недели дисциплинарный комитет УЕФА отстранил игрока на 30 дней от практической деятельности, потом же продлил отстранение на неопределенный срок. Тогда объяснений не последовало, и все начали предполагать и гадать — что же случилось? Выдвигались разные версии, в том числе и те, что касались допинга.
Впрочем, этому далеко не все верили. Ну а руководство ЦСКА делало вид, что оно вообще ничего не понимает. Президент клуба Евгений Гинер уклончиво говорил: «У нас есть вопросы к УЕФА, а у УЕФА — к нам. Никаких решений на сегодня в любую сторону нет. Мы общаемся, разбираемся».
10 ноября дисциплинарный комитет УЕФА вернулся к «делу Еременко», но окончательного решения не принял. Оно было, наконец, озвучено, точнее, прогремело вчера. Теперь футболист сможет вернуться к своим профессиональным обязанностям лишь в октябре 2018 года…
Допинговые скандалы в российском спорте, как известно, гремят уже давно. Самый громкий разразился накануне Олимпиады-2016 в Бразилии. Сборную нашей страны едва не лишили права участия в Играх. Но — обошлось. Потом весь мир еще долго обсуждал, точнее, осуждал ситуацию с российскими атлетами…
До поры, до времени футбол оставался в стороне от допинговых проблем. Впрочем, ходили слухи, что и футболисты «балуются» стимуляторами, однако дальше слов дело не шло. Однако настало время дел. Темных…
Разумеется, пресса по горячим следам разразилась комментариями. Слово было представлено специалистам, тренерам, коллегам потерпевшего — игрокам. Первая реакция — сожаление. Мол, ЦСКА и российский футбол потерял классного игрока, радовавшего болельщиков своими действиями. Говорили, что футболист поступил глупо, поддавшись дурным соблазнам и, по сути, сломал свою благополучную карьеру. Многие призывали не бросать Еременко в трудную минуту. В частности, главный тренер ЦСКА Леонид Слуцкий сообщил, что «мы все расстроены и будем поддерживать Рому до конца».
Интересно, какой «конец» имел в виду Леонид Викторович? Ведь он уже наступил. Игрок ЦСКА дискредитировал всю команду и бросил тень на репутацию всего российского футбола, которая и без того изрядно запятнана.
Впрочем, почетный президент РФС Вячеслав Колосков считает иначе: «Вердикт по Еременко никак не грозит российскому футболу. Наказание серьезное, ведь с ним это случилось в первый раз в жизни». Да кто же это знает? Может, прием стимуляторов у него давно стал привычкой?
Можно лишь удивляться, почему Слуцкий делает вид, что беда грянула внезапно. Неужели главный тренер и президент клуба не были не в курсе проблем игрока? Еременко же не вчера пришел в команду. Его что, не осматривали врачи, не брали анализов? Неужели состояние игрока не внушало никаких подозрений?
Пока эти и другие болезненные вопросы остаются без ответов. Так же, как и другой очень важный — был ли Еременко единственным, кто принимал стимуляторы в ЦСКА? Ходят настойчивые слухи, что, по крайней мере, еще один игрок армейцев тоже «взбадривает» себя.
Но неужели в других командах все чисто и гладко? Теперь в свете скандала с Еременко, в это не очень-то верится. Самое время начать тщательную проверку на допинг во всем российском футболе, ужесточить меры за его употребление. И особо проверить игроков сборной России. Ведь впереди — чемпионат мира-2018. Не дай бог нам оскандалиться в родных стенах…
Увы, зная «миролюбивый» характер президента Российского футбольного союза Виталия Мутко, трудно надеяться, что он пойдет на столь радикальные меры. Все, скорее всего, ограничится пустыми разговорами и столь же пустыми обещаниями.
Между прочим, несколько дней назад Мутко сказал буквально следующее: «Проблемы Еременко с УЕФА не имеют отношения к допингу и вообще к футболу. Ни лига, ни клуб ни в чем не виноваты, это личное дело футболиста».
Неужели и Мутко, как и Слуцкий находился в неведении? Тогда это шокирует — президент РФС, который обязан быть в курсе отечественных футбольных проблем, изучить их до тонкостей, рассуждает, как дилетант. Или Виталий Леонтьевич, наивная душа, по старой русской привычке верил, что «все обойдется»? Нет, его ничему не научили прежние оглушительные допинговые скандалы. И совершенно не волнует то, что спортивная репутация России не то, что подмочена. Она просто утонула в грязи…
Еременко не просто принимал кокаин, он употреблял его, судя по всему, прямо в день упомянутого матча с «Байером». Будь по-другому, следов допинга бы не нашли, ибо он выводится из организма довольно быстро. Кстати, в той игре он был одним из лучших и стал автором одного из двух мячей ЦСКА. Между прочим, Роман часто выделялся на поле не только своей игрой, но и неуемной энергией. Теперь поневоле начинаешь думать, что это был не только не результат упорных физических занятий, но и нечто иное…
Вернется ли Еременко в футбол спустя два года? Это его личное дело. Но, думаю, после такого скандала, даже если игрок будет в приличной форме, ни один уважающий себя клуб его не пригласит. Ну а ЦСКА наверняка скоро расторгнет контакт с ним.
Удивительно, что нашлось немало известных людей, которые сочувствуют «пострадавшему» футболисту. И винят в происшедшем — нет, не его самого, а… зловредный Запад.
«Сейчас к спортсменам, выступающим в России, предвзятое отношение со стороны антидопинговых инстанций, — сказал бывший тренер ЦСКА Валерий Газзаев. — Помните, как из-за одного спортсмена с соревнований снимались целые федерации… Считаю, ЦСКА сделает все возможное, подаст апелляцию. Мне хочется поддержать Романа… Он играл у меня в киевском „Динамо“. Великолепный человек, прекрасный спортсмен. Не знаю, как такое могло случиться».
Миллионы людей тоже над этим ломают голову. Однако можно предположить, что всему виной отвратительная организация российского футбола, его низкое качество. У нас можно продавать и покупать матчи, совершать сомнительные сделки, принимать стимуляторы. В родных пенатах к этой мерзости, увы, привыкли. Но когда отечественные команды встречаются с зарубежными, то им, чтобы добиться результата, приходиться пускаться во все тяжкие, идти на подлог и обман. Но когда наружу выходит печальная правда, мы начинаем стенать и биться в истерике. Как сейчас.