Исполком Международного олимпийского комитета (МОК) на заседании в Лозанне, которое прошло в среду, 5 декабря принял решение о недопуске сборной России как единой команды к участию в зимних Олимпийских играх 2018 года в южнокорейском Пхенчхане. Членство Олимпийского комитета России (ОКР) приостановлено. По сути, Россию вышвырнули из олимпийского спорта.
Ситуация вокруг олимпийской сборной России-2018 нагнеталась все последние месяцы. Под видом «достоверной проверки» старых допинг-проб, наших спортсменов стали обвинять в злоупотреблении стимуляторами на Играх прошлой, сочинской, 2014 года Олимпиады. И лишать их медалей. И не одного-двух-трех представителей разных зимних дисциплин, а буквально — «пачками», выкашивая из числа потенциальных участников грядущих в феврале в Пхенчхане состязаний целые команды — бобслеистов, скелетонистов, биатлонистов, лыжников. Вряд ли случайно именно в этих видах, наиболее перспективных для сборной РФ с точки зрения борьбы за медали.
Косвенно подтвердил это олимпийски чемпион Сочи Александр Третьяков (скелетон), рассказав о реакции иностранных коллег на новость о его пожизненной дисквалификации.
«Большинство моих заклятых соперников своей радости не скрывали. Обнимали друг друга, находясь прямо на трассе, — с горечью констатировал Александр. — Я более 10 лет выступаю за сборную страны, все пробы отрицательные, а они принимают такое жесткое решение… Так называемый „Коктейль Родченкова“ я никогда не пробовал, мартини „с добавками“ или еще чем-то там рот не полоскал. Даже не знаю, какой это дает эффект». Основанием для дисквалификации Третьякова, а также бронзовой медалистки все тех же Сочи Елены Никитиной стали пресловутые царапины на банках их допинг-проб.
Один из «авторов» антироссийской спортивной истерии — глава независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричард Макларен, тоже откровенно радуется. Он в эти дни не устает делать заявления. Очередное было озвучено накануне начала работы Исполкома МОК. «Я не понимаю стратегии россиян, которые заявляют о том, что ничего не было», — говорит он. — Чем больше они приводят нелепых объяснений, тем более ослабляют собственный авторитет. Чем больше от России звучит нелепых оправданий, тем больше людей меняют свое мнение об этой стране".
Но на этом канадский русофоб не успокоился. Решил ещё и МОК поучить: «Международный олимпийский комитет не имеет права налагать штрафы, в правилах организации ничего об этом не сказано. Я являюсь противником штрафов, они не помогают». Такое впечатление, что господин Макларен возомнил себя главой всего современного спорта, не иначе. Далеко, однако, зашло дело, если так. Хотя тот факт, что МОК, ввязавшись в сомнительные допинговые разборки, прочно увяз в политиканстве, сомнений уже не оставляет.
Итак, 5 декабря 2017 года, среда. 14 членов Исполкома МОК решают в Лозанне судьбу олимпийской сборной России. Там же, в Лозанне (Швейцария) находятся по приглашению МОК президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, руководитель Независимой общественной антидопинговой комиссии и почетный вице-президент МОК Виталий Смирнов, двукратная чемпионка мира по фигурному катанию Евгения Медведева.
Наши представители присутствовали лишь на дневной сессии заседания, (примерно с 16 часов по московскому времени), в течение часа. После изучения ими двух докладов — комиссии Шмида, которая расследовала возможное государственное вмешательство в допинг-программу РФ, и Освальда (его комиссия перепроверяла допинг — пробы российских участников Сочи-2014), они ответили на несколько вопросов и зал покинули. Выступить им не дали.
Все члены Исполкома МОК, 14 человек, в течение почти восьми часов находились в закрытом от всех помещении. Ни к ним никого не пускали, ни они не выходили. В России с тревогой, но и с надеждой, ждали решения о судьбе своих олимпийцев. А по большому счету, всего олимпийского движения страны. И вот, что называется, дождались…
В это же время корреспондент «СП» позвонила легендарной Надежде Чижовой, участнице трех Олимпиад (1968,1972, 1976 гг.), обладательницы полного комплекта олимпийских наград по легкой атлетике. По словам Надежды Владимировны, она давно следит за ситуацией.
— «Наезд» на нас начался, если помните, ещё три года назад, — сказала она «СП». — Нашли «слабое звено» — легкоатлетов и давай преследовать всех, почти без разбора. А мы молчали. Или оправдывались, не особо даже вникая в суть дела. Иначе, как объяснить, что российских представителей не было на вскрытии проб «Б»? А ведь это прописано в правилах взятия, хранения и исследования допинг-проб!
«СП»: — Может, их не пригласили, потому и не присутствовали?
— Наверняка не приглашали. А проба «Б», между прочим, вскрывается только когда, когда в пробе. «А» найдены следы запрещенных веществ. Это, опять-же, если по правилам. Наши спортивные чиновники и тут промолчали.
«СП»: — Или что-то, извините, мычали в оправдание…
— Вот теперь и имеем то, что имеем: сначала легкоатлетов отправили под нейтральный флаг, да и то, лишь два десятка человек из всей сборной. После этого взялись за другие виды. Под заверения: наведите порядок в своей системе, отменим санкции. Порядок навели, по крайней мере, в легкой атлетике, а санкции не только не сняли, но ещё и ужесточили.
«СП»: — С другой стороны, а что мы могли тут сделать?
— Не оправдываться, а доказывать свою невиновность. Всеми имеющимися средствами и методами. Поучитесь у американцев. У них даже самые отъявленные нарушители отделываются зачастую минимальной дисквалификацией.
«СП»: — И никогда из-за одного-двух спортсменов их национальную сборную не наказывали …
— Вот именно! Почему Запад хочет наказать всю российскую сборную? А чтобы Кремль признал, что виноваты не конкретные Ивановы-Петровы, а власть, государство. Знают, как в нашей стране любят спорт, сколько внимания (и средств) ему уделяют. Не получилось, как мечталось, с экономическими санкциями, попробуем, решили, спортивные. Чистой воды политика.
«СП»: — Что делать после такого решения МОК?
— Очень жалко ребят, которые готовились не один год, столько сил потрачено, но… В таких случаях надо всем отказываться от участия. Да, обидно. Но иначе этот беспредел никогда не закончится.
И с этим трудно не согласиться. Олимпийские игры нынче не для олимпийцев. Хотя есть даже положительные моменты. Например, глава медицинского департамента МОК Ричард Баджетт заявил собравшимся, что «новая система Российского антидопингового агентства (РУСАДА) работает хорошо». А потом начал раскрывать всю технологию приема допинга в России:
— В нашем понимании, в подавляющем большинстве случаев проблем с допуском допинг-офицеров к спортсменам в стране нет, — цитируют Баджетта агентства. — Однако существуют сложности с допуском в закрытые города, вы знаете, что именно это является одной из причин, почему WADA в ноябре не восстановило РУСАДА. Они очень внимательно следят за этим вопросом".
Но самое интересное — Баджетт заявил, что российских спортсменов проверяли больше, чем других. Дословно — «Такие требования спортсменам других стран не предъявлялись». Проговорился или намерено приоткрыл суть происходящего, слово которому — предвзятость — господин Баджетт? Впрочем, это давно всем понятно.
Очень многое в решении МОК «по России» зависело от международных федераций по видам спорта. Хоккейная в лице её бессменного на протяжении 23 лет президента Рене Фазеля, а также керлинга почти сразу и однозначно высказались за наших спортсменов. Хоккеистов РФ поддержали и национальные федерации. В среду к ним присоединился президент Международной федерации лыжного спорта (FIS) Джан-Франко Каспер, высказавшийся против запрета выступления сборной России на Олимпийских играх-2018.
— От федераций, безусловно, многое зависело, может быть, даже больше, чем от самого МОК, который сам дал им в этом смысле карт-бланш, — сказал вашему корреспонденту Алексей Урманов, олимпийский чемпион по фигурному катанию, ныне тренер. — К сожалению, не во всех руководители имеют собственное мнение.
«СП»: — Как к этому решению МОК относиться потенциальным олимпийцам?
— Ехать в Южную Корею и выступать!
«СП»: — Коль без флага, стало быть, и без гимна, то есть, не за команду, а за себя?
— А причем тут команда? Ребята работали не один год, все силы отдали подготовке к самым главным стартам в жизни каждого спортсмена и теперь отказываться от выступления? Это неправильно. Тем более, ситуация от них никак не зависит, и не надо, пожалуйста, их впутывать.
«СП»: — Да, но разве не страна в лице их тренеров, руководителей спорта обеспечивала условия для успешной подготовки?
— Это всё политика. Спорт, Олимпийские игры — вне её.
«СП»: — И допинговый прессинг тоже?
— Тема допинга вообще отдельная. Во-первых, я не понимаю, с чего вдруг начали пересматриваться результаты сочинской Олимпиады? Спустя почти четыре года после её окончания! Давайте тогда и все другие пересматривать, начиная с самых первых в 1896 году! Во-вторых, считаю, что наши спортивные руководители не должны ни перед кем оправдываться, как они это делают. Должны отстаивать интересы спортсменов. Доказывать их невиновность, если уверены в ней. Если правы — нечего и некого стесняться.
«СП»: — Ты говоришь, спорт вне политики, хотя на самом деле он давно уже стал ареной для сведения именно политических счетов!
— Спортсменам, поверь мне, все равно, они хотят соревноваться, мечтают о победах, для них Олимпиада, одно даже участие в ней, смысл жизни! Я сам через это прошел в свое время, знаю, что говорю.
Последние часы ожидания
А ведь мы все надеялись на лучший результат. Вот хроника этих ожиданий. Последние часы перед приговором.
На часах — 18?11. Приходит информация о том, что российская делегация в Лозанне уже ознакомлена с решением МОК. Но ведь решение должно быть принято после всех докладов и по итогам голосования, никак иначе. Странно…
Заседание в Лозанне продолжается. Президент МОК немец Томас Бах (к слову, в Сочи он не раз лично проверял работу допинговых служб, и ни одной претензии от него там не поступало) и глава комиссии Шмид сидят рядом, время от времени обмениваясь короткими репликами. От членов российской делегации по-прежнему никаких вестей. Молчит и Кремль. Ох, хуже нет ждать и догонять!
20?24. Появилась информация о том, что голосование исполкома МОК завершено, и решение по России принято. Но озвучить его Томас Бах и К* обещают не ранее, чем через час. Тревога нарастает.
Помимо маленькой официальной делегации России, в Лозанну в среду прилетели и несколько наших знаменитых спортсменов. Среди них — Елена Вяльбе, неоднократная олимпийская чемпионка по лыжным гонкам, ныне президент Федерации лыжных гонок России. Она не скрывала своего пессимизма в отношении «российской позиции» МОК. Его добавило Елене неформальное общение с зарубежными коллегами. От них, судя по всему, она узнала о том, что в МОК в эти дни вспоминали зимние Игры-1992, на которых, из-за развала СССР, выступала под олимпийским флагом и без гимна сборная СНГ. Мол, почему бы и сейчас России не поступить так же? «Тогда была совершенно иная ситуация, — возмущается Елена. — Сейчас же нас, извините за выражение, хотят нагнуть, поставить на колени и пустить даже не под олимпийским, а под белым флагом!».
21?03. Россию поддержал всемирно известный французский актер, с недавнего времени также гражданин РФ Жерар Депардье. «Нет России — нет Игр!», — фото с таким плакатом в руках он обнародовал в Instagram. А в Лозанне члены Исполкома МОК после серии звонков (предположительно — руководителям оргкомитета Игр-2018) вновь заперлись в зале заседания. Переиграть своё уже принятое решение? Или — что?
21?27. Inside The Games сообщает, что сборную Россию допустили к участию в зимних Олимпийских играх-2018 в Пхенчхане только в индивидуальном порядке и под нейтральным флагом. Команды (хоккей, керлинг) тоже смогут выступать только под нейтральным флагом. Форма сборной России, гимн сборной России на Играх-2018 запрещены. Кроме того, на НОК РФ наложены санкции, он лишен аккредитации. От членства в МОК отстранен глава НОК РФ Александр Жуков.
Кроме этого, вице-премьер Виталий Мутко пожизненно отстранен от участия в Олимпийских играх. Также от участия в Олимпийских играх в любом качестве отстранили также бывшего замминистра спорта Юрия Нагорных.
Наш национальный олимпийский комитет должен покрыть убытки МОК в размере 15 млн. долларов потраченные на исследования ситуации с допингом в РФ.
Начавшаяся вскоре пресс-конференция во главе с Т. Бахом подтвердила эту информацию. Увы!
— Несправедливо! Этого не должно было случиться! — Буквально вскричал в ответ на звонок корреспондента «СП» Борис Михайлов, двукратный олимпийский чемпион по хоккею. — Наше спортивное руководство сделало, я считаю, всё, чтобы Россию на Олимпийских играх представляли не замешанные в допинговых скандалах, «чистые» спортсмены. Поэтому, никаких претензий, на мой взгляд, не должно было быть. А коль так, то и основании отстранять нас от Олимпиады-2018 нет.
«СП»: — Сами виноваты — тем, что слишком часто оправдывались, сразу не пресекли провокацию Родченко, Макларена и иже с ними.
— Да вроде и немного оправдывались, по делу. Вспомните ходоков-легкоатлетов. Да, были негативные моменты, но мы же исправили. Нет никаких реальных доказательств систематического характера использования допинга, как о том заявили комиссии МОК. Одни слова и чистая политика, черт бы её побрал!
Теперь слово за Россией. Неужели и эту пощечину, нет, настоящий плевок в лицо стерпит?