Материал комментируют:
Виктор Литовкин
Виктор Мураховский
Над всеми крупнейшими городами России создано дежурное радиолокационное поле на малых высотах. Оно способно оперативно обнаруживать низколетящие цели, в том числе беспилотники. Об этом 23 июня заявил начальник радиотехнических войск (РТВ) ВКС генерал-майор Андрей Кобан.
По его словам, уровень оснащенности радиотехнических войск современными и перспективными средствами вооружения уже достиг 70%.
«Мы сосредоточились на переоснащении войск новыми комплексами и средствами автоматизации. Комплексами, способными в автоматическом режиме осуществлять контроль за порядком использования воздушного пространства. Эта задача уже реализована в московской зоне ответственности», — отметил он.
Еще одной приоритетной задачей является создание радиолокационного поля и контроля воздушного пространства в арктической зоне РФ. Как заявил Кобан, в настоящее время в Арктике развернута группировка РТВ, и ведутся работы по ее совершенствованию и наращиванию.
«Боевые расчеты, которые выполняют задачи в Арктике, предварительно проходят подготовку специалистов расчетов радиотехнических войск. Нами утверждена специальная программа для этих расчетов, они по этой программе занимаются и показывают достаточно эффективный результат в особых климатических условиях Арктики», — рассказал начальник РТВ.
Ранее стало известно, что Россия восстановила единое радиолокационное поле противоракетной обороны. Как сообщил «Известиям» командир 1-й армии противовоздушной и противоракетной обороны ВКС генерал-майор Андрей Чебурин, в конце 2016 года войска воздушно-космической обороны завершили развертывание первой очереди единого поля системы раннего предупреждения о ракетном нападении (СПРН).
Российская СПРН состоит из трех элементов. Космические спутники обнаруживают старт баллистических ракет. Наземные станции раннего предупреждения о ракетном нападении «Дарьял», «Днепр» и «Воронеж» рассчитывают траекторию и направление удара. Расположенная в подмосковном Софрино РЛС «Дон-2Н» получает данные и наводит противоракеты. Поле радаров СПРН обеспечивает контроль за ракетными пусками вокруг России в радиусе 6 тысяч километров.
Как утверждал генеральный конструктор РЛС «Воронеж-ДМ» Сергей Сапрыкин, у американцев есть одна-единственная радиолокационная станция ПРО, которая имеет характеристики, схожие с «Воронежем». Это циклопическая по размерам и весьма дорогая в обслуживании РЛС UEWR, которая стоит на острове Гренландия и входит в систему национальной ПРО США. Модульность же конструкции отечественных РЛС высокой заводской готовности позволяет строить и вводить в эксплуатацию мощнейшие радарные комплексы в любой точке России всего за полтора-два года.
Зачем крупнейшие города РФ прикрыли еще и дежурным полем на малых высотах, превзошли ли мы США в плотность контроля воздушно-космической обстановки над территорией страны и подступах к ней?
— Мировой тренд широкого использования беспилотников наметился несколько лет назад, — отмечает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — И сейчас коммерческое производство составляет сотни тысяч единиц БПЛА в год. Причем, я имею в виду только те беспилотники, которые могут нести значимую полезную нагрузку.
С распространением дронов — к сожалению — трендом стало и их использование в террористических целях. Самые яркие примеры можно наблюдать на территории Сирии, Ирака, Йемена. Как правило, террористы используют БПЛА, чтобы доставлять самодельные взрывные устройства, малокалиберные боеприпасы и ручные гранаты, что называется, на головы войск и мирных жителей.
Да, эти схемы работают, в основном, на Ближнем Востоке. Но принципиально ничто не мешает использовать БПЛА таким же способом в других странах.
Мы, например, уже сейчас видим, как беспилотники используют в развитых и густонаселенных странах для ряда незаконных действий. Например, доставки наркотиков, промышленного шпионажа, и даже — неловко говорить, но это факт, — для съемки знаменитостей голыми на закрытых территориях.
«СП»: — Когда российские спецслужбы увидели угрозу в БПЛА?
— Накануне Олимпиады-2014 в Сочи. Тогда задачей номер один стало обеспечение безопасности крупных мероприятий и мест скопления большого количества людей. В том числе — от атак беспилотников. Мы успешно отработали на Олимпиаде эту систему безопасности, а потом стали ее развивать. Стали размещать ее в городах, где планировались матчи ЧМ-2018, а затем практически во всех крупных городах России.
«СП»: — Что собой представляет эта система?
— Ряд изделий, которые обеспечивают контроль воздушного пространства на малых высотах. Замечу, что средства воздействия некоторые пользователи коммерческих дронов в ряде крупных городов ощутили на себе — следы этого можно найти в социальных сетях.
«СП»: — В США защищают города с помощью аналогичных систем?
— Американцы защищают не города, а военные объекты и ключевые учреждения. Например, небо над Пентагоном закрыто аналогичными средствами. Так же поступают крупнейшие американские компании: ставят защиту над своими офисами и площадками.
Некоторые объекты таким же образом — коммерческими РЭБ — закрыты в Европе.
«СП»: — Могут ли террористы создать беспилотник, неуязвимый для РЭБ?
— Я не вижу вариантов сделать неуязвимый коммерческий беспилотник. Надо понимать: когда заглушен канал спутниковой навигационной системы, плюс канал связи с оператором, который находится на удалении, БПЛА должен уметь выполнять задачу в полностью автономном режиме. Плюс иметь на борту радиоэлектронную аппаратуру в защищенном исполнении от электромагнитного излучения.
Все это чудовищно дорого. Думаю, стоимость такого аппарата будет превышать стоимость «гражданского» аналога более чем в 1000 раз. Не думаю, чтобы террористам или фотографам-споттерам была по карману такая покупка.
— США имеют довольно неразвитую систему ПВО для обороны собственной территории, и не защищают города от низколетящих целей, — указывает военный эксперт, полковник в отставке Виктор Литовкин. - В принципе, им это ни к чему: Америка находится за двумя океанами и граничит с дружественными государствами. Напомню, та же система ПРО расположена в США лишь на Западном побережье, где американцы пытаются защититься от китайских и российских ракет.
На деле, американцы достаточно рациональные люди, чтобы впустую тратить деньги на создание систем ПВО против беспилотников.
Россия — другое дело. Вокруг нас достаточно много государств, обладающих ракетами средней и меньшей дальности. Я уже не говорю, что на наших границах находится агрессивный блок НАТО, чьи самолеты и ракеты нацелены именно на нашу страну — ни на кого другого. Так же нацелены и американские «Томагавки», размещенные на кораблях, заходящих в Черное море, и которые могут быть размещены в стаканах пусковых установок Aegis Ashore в Румынии и Польше (там, правда, система еще не находится в оперативной готовности).
Как видите, мы вынуждены защищать свою территорию со всех направлений. Поэтому у нас, в рамках СПРН, РЛС «Воронеж» размещены в поселке Лехтусе, в Калининградской и Иркутской областях, в Армавире, Орске, Барнауле. Есть, кроме того, система контроля космического пространства — и радиолокационная, и оптическая.
Наконец, у нас имеется А-235 — эшелонированная противоракетная система защиты Москвы с радиусом действия 6 тысяч км.
Но, видимо, для безопасного проведения чемпионата мира — для защиты наших стадионов и городов, где проходят матчи, от провокаций с применением БПЛА — были созданы отдельные высокочастотные «колпаки».
«СП»: — По завершению чемпионата эти защитные поля будут демонтированы?
— Надеюсь, поля останутся — то, что сделано, вряд ли станут разрушать. Другое дело, эти поля не будут работать в непрерывном режиме.
Замечу, что и система А-235 работает не круглосуточно. Она потребляет очень много электроэнергии, и потому ее включают лишь периодически — на время проведения учений или отдельных мероприятий.
Думаю, в таком формате будут работать и поля для обнаружения низколетящих целей.
Новости ЧМ-2018: Смолов пожаловался на критику со стороны болельщиков
ЧМ-2018: расписание матчей, города, стадионы, сборная России на турнире
Турнирные таблицы групп ЧМ-2018, все новости и статьи о чемпионате мира