СМАГИН Станислав
Экология — одна из главных болевых тем последних нескольких лет. Очередной по-настоящему тревожный звонок — скандал со свалкой в подмосковном Волоколамске: люди устали от того, что им нечем дышать, и после отравления детей вышли на улицу. Почти все участники и комментаторы акцентировали внимание на социальном и политическом аспектах истории, но отдельного разговора требует и непосредственно экологическая часть проблемы.
Было бы странно искать в случившемся хорошее, но оно есть. Слабый и условный, но несомненный плюс — запах, тот самый, о котором постоянно упоминали жители. Люди, живущие рядом с уральским городом Кыштымом, где в 1957 году произошел взрыв емкости с радиационными отходами, ничего бы не заметили до начала массовых смертей — к счастью, их вовремя эвакуировали. Химическая и радиационная опасность может быть и невидимой, а оттого еще более страшной.
Что ясно совершенно точно — растет и без того гигантский разрыв между развитием технологий и потребления (в самом широком смысле этого слова — включая, например, расход электроэнергии) и моральной эволюцией самого человека. Мы не готовы противостоять вызовам, которые сами и создаем. Вред от необустроенных свалок, принимающих ядовитые отходы, очевиден. Но и совсем без них пока обойтись не получится. Нужно решать не одну, а сразу несколько проблем, но не скопом, а по отдельности, жестко и последовательно.
Первый и самый логичный вопрос: как — на волне общественного недовольства (справедливого, будем откровенны) не впасть в буйство луддизма, которое нам предлагают соединившиеся в странный альянс ультрапрогрессивные «зеленые» и ультраконсерваторы? Необходимо стараться, чтобы рост уровня ответственности если не обгонял темп развития технологий, то хотя бы дышал ему в затылок. И здесь особая надежда на интеллектуальный класс и простых, но разумных и прагматичных граждан, мыслящих категориями не экологического прекраснодушия, но здравого смысла: если долго и уп-о мусорить, рассчитывая на то, что «свалка все исправит», то в итоге помойка окажется вокруг тебя.
Сказанное нами ни в коем случае не стоит расценивать как попытку размыть вину за волоколамское бедствие и тем более переложить ее на простых жителей, как пострадавших, так и их родных и близких.
Проблема сегодня состоит в том, что нам придется учиться новому технологическому укладу, живя в старом. Свалки не исчезнут завтра, без свалок нельзя, но и терпеть их дальше все труднее. На смену культуры обращения с отходами нужны десятилетия: обустраивать среду обитания придется буквально «с колес», это очень трудная, но посильная задача, которая покажет, чего мы стоим — не в мессианском, а в бытовом, обывательском плане, насколько нация в состоянии решать технологические задачи.
Важно избежать одной напасти. В обсуждении волоколамского бедствия она пока прямо не проявилась, но, кажется, именно что «пока». Спровоцированный подмосковными событиями большой разговор об экологии вряд ли без нее обойдется. Речь идет о глобальности выводов и обобщений, о том, что тяжело дышится под грудами мусора и облаками ядовитых испарений всему земному шару. От «чистого Волоколамска» мы почему-то сразу перескакиваем к «чистой планете», минуя «чистую Россию». Зря.
Тем более глобальность кажется излишней в нынешней международной обстановке, когда слово «партнеры» без кавычек и иронии уже и употреблять совестно. Философ Вадим Цымбурский однажды сказал: «В начале 90-х годов некоторые либералы из института философии ходили по коридорам и говорили: „Ребята, мы ведь все в одной лодке“, — на что я им отвечал: „Вот именно потому, что мы в одной лодке, стратегическая задача — выкинуть другого за борт, и если он будет цепляться — стукнуть веслом по голове“. В рамках экипажа „космического корабля Земля“ ближайшее столетие будет идти свирепейшая борьба за то, кого вышвырнуть за борт без скафандра. Скажу вещь, которая может показаться диковатой, — хватит толковать о выживании человечества, вопрос надо ставить так: достойно ли оно выживания?»
Если метафора с выталкиванием конкурентов за борт слишком кровожадна, скажем по-другому — надо навести порядок и чистоту в собственной каюте. Экологическая безопасность и социально-политические условия ее обеспечения в пределах России — никак не меньший цивилизационный вызов, чем происходящее за нашими пределами. Не нужно извечного противопоставления: или качественные роддома с ровными дорогами — или активность на международной арене. Но и считать экологические бедствия в собственном государстве ерундой по сравнению с мировой политикой и внешними вызовами уже нельзя.
В итоге перед нами сегодня стоит простая последовательность. Нужно начать решать точечные региональные проблемы (одним Подмосковьем дело не ограничивается), держа в уме сложный переход к новой культуре и при этом не впадая в грех обобщений.
Источник