Вскоре после начала Первой мировой войны германская военная промышленность приступила к созданию перспективных артиллерийских систем на базе специальных железнодорожных транспортеров. Монтаж существующего орудия большого калибра на железнодорожную платформу позволял объединить в одной системе высокую стратегическую мобильность и высокие боевые качества. Очередным вариантом такого оружия для сухопутных войск стала пушка 21 cm SK Peter Adalbert.
Появление проекта 21 cm SK Peter Adalbert было, скорее, вынужденной мерой, поскольку главной его задачей являлось использование имеющихся пушек, внезапно оставшихся без носителя. В январе 1915 года в битве при Доггер-банке германский флот потерял броненосный крейсер SMS Blucher. Вместе с кораблем на дно ушли несколько орудий типа 21 cm SK L/45 C/06. На складах флота оставались четыре запасные пушки, которые использовались только на потерянном крейсере. Установка орудий на другие корабли флота была невозможна, из-за чего их решили передать сухопутным войскам. Путем некоторых доработок и создания дополнительного оснащения бывшие морские пушки могли найти применение на суше.
Общий вид комплекса 21 cm SK Peter Adalbert
Вскоре после принятия решения о передачи запасных пушек армии концерн Krupp получил заказ на создание железнодорожного транспортера, совместимого со списанным оружием. Иное применение орудий калибра 210 мм не представлялось возможным. Колесный сухопутный лафет оказывался слишком сложным, а об установке орудия на самоходное шасси и речи не шло, поскольку на тот момент попросту отсутствовали требуемые технологии. Единственным способом использовать пушки было создание железнодорожной артиллерийской системы сверхтяжелого класса.
Вскоре флот понес новые потери. Гибель нескольких броненосных крейсеров классов Prinz Adalbert и Roon привела к высвобождению некоторого количества орудий 21 cm SK L/40 C/01, лежавших на складах и ждавших установки на корабли в ходе их ремонта и модернизации. Таким образом, в перспективном проекте следовало учесть возможность применения орудий двух типов, имеющих одинаковый калибр.
Подобно другим проектам своего класса, новая железнодорожная пушка получила достаточно сложное название, тем не менее, полностью раскрывавшее суть всей разработки. Комплекс назвали 21 cm Schnelladekanone auf Eisenbahn und Bettungsschiessgerust – «210- мм пушка быстрой перезарядке на железнодорожном транспортере с орудийной платформой». Кроме того, проекту присвоили имя Peter Adalbert. По-видимому, как и иные аналогичные проекты, проект носил рабочее название в виде популярного немецкого имени (Peter), к которому впоследствии добавили имя прусского принца, заимствованное из названия корабля-носителя пушки.
Предложенные для использования пушки, несмотря на некоторые отличия, имели определенные сходство. Они были весьма крупными и тяжелыми, что предъявляло особые требования к транспортеру. По этой причине конструкторам фирмы Krupp не удалось использовать существующие железнодорожные вагоны. Транспортер для проекта «Петер Адальберт» должен был создаваться заново, хотя и с использованием большого числа существующих изделий и известных решений. Результатом этого стало появление совершенно новой конструкции с характерным обликом.
Для правильного распределения массы тяжелой артиллерийской системы на железнодорожные пути пришлось использовать две крупные четырехосные тележки. Тележки получили собственные корпуса, на которых монтировалось ограждение, сцепное устройство и т.д. В верхней части тележки имелся шкворень для установки орудийной платформы.
Орудие на позиции, расчет ведет подготовку к стрельбе
Все основные элементы артиллерийского комплекса предлагалось монтировать на специальной платформе. Этот агрегат имел большие размеры и изготавливался из значительного числа отдельных металлических деталей, соединяемых при помощи заклепок. Передняя часть платформы имела шарнир для соединения с передней тележкой. Центральная часть имела увеличенную высоту, ее днище находилось на одном уровне с корпусами тележек. Задняя часть платформы соединялась со второй тележкой, но при этом отличалась большей высотой днища.
Большие масса и отдача предложенных 210-мм орудий привели к необходимости использования системы разгрузки тележек. Позади передней тележки имелись две опускаемые опоры большой площади, которые перед стрельбой должны были опускаться на насыпь. При помощи этих опор предлагалось дополнять имеющиеся колеса и увеличивать контакт с путями. Способность стрельбы с колес без трудоемкой и длительной подготовки отмечалась в названии комплекса словом Eisenbahn.
Альтернативой полноценному железнодорожному транспортеру, способному вести огонь с колес, должна была стать упрощенная установка типа Bettungsschiessgerust. В случае ее применения перед ведением огня требовалось разобрать часть железнодорожных путей, а затем при помощи отдельного подъемного крана удалить колесные тележки и установить платформу на грунт. На полное развертывание такого железнодорожного орудия требовалось не менее трех суток. Подготовка к стрельбе буксируемой системы, ведущей огонь с колес, занимала значительно меньше времени.
Передняя часть платформы орудия не имела никаких специальных устройств и предназначалась только для правильного размещения пушки с сохранением приемлемой балансировки. В центре платформы расположили вертикальные опоры с шарнирами для установки качающейся артиллерийской части. Задний отсек платформы отдавался под размещение расчета и боекомплекта. Для безопасности артиллеристов платформа получила набор дополнительных агрегатов. Передняя ее часть имела легкие ограждения. Рядом с казенной частью орудия и его опорами имелись крупные боковые площадки, на которых крепились вертикальные броневые борта. Кормовая укладка и места расчета прикрывались крупным броневым корпусом с крышей.
Системы крепления орудия и опорная платформа
Для монтажа орудия в центральной части платформы поместили U-образную опору с возможностью поворота вокруг вертикальной оси. Боковые элементы опоры позволяли выполнять вертикальную наводку. Конструкция орудийной установки и ее приводов позволяли наводить пушку в пределах сектора небольшой ширины. Углы возвышения менялись от +0° до +45°. Впоследствии конструкция орудийной опоры подверглась некоторым доработкам, которые позволили увеличить допустимый сектор горизонтального наведения. Опора имела крепления для монтажа щитового прикрытия.
Сначала для использования в составе артиллерийской системы Peter Adalbert была предложена пушка 21 cm SK L/45 C/06. Это орудие имело нарезной ствол калибром 210 мм длиной 9,45 м. Впоследствии появилось предложение об использовании пушки 21 cm SK L/40 C/01, отличавшейся некоторыми особенностями конструкции и меньшей длиной ствола. В этом случае ствол имел длину 8,4 м. Оба орудия оснащались скользящими клиновыми затворами, движущимися в горизонтальной плоскости. Применялись противооткатные устройства на основе гидравлических тормозов отката и пружинных накатников. Эти агрегаты монтировались над стволом и под ним.
С двумя орудиями должны были использоваться бронебойные и фугасные снаряды. Оба боеприпаса имели массу около 110 кг, однако отличались друг от друга конструкцией и массой взрывчатого вещества. Орудие с менее длинным стволом могло разогнать снаряд до скорости 770 м/с, с длинным – до 790 м/с. Максимальная дальность стрельбы достигала 26,4 км (21 cm SK L/45 C/06). В случае со стволом длиной 40 калибров максимальная дальность была примерно на 900 м меньше.
Снаряд использовался вместе с метательным зарядом, помещенным в металлической гильзе. Увеличение заряда производилось при помощи картуза, помещаемого в ствол сразу после снаряда. Загружать составляющие выстрела в камору предлагалось при помощи специального тельфера с ручными приводами, размещенного под крышей заднего корпуса. В конструкции тельфера предусматривались дополнительные рельсы, при помощи которых он мог работать как внутри корпуса, так и за его пределами. В последнем случае можно было осуществлять перегрузку боеприпасов с любого транспорта или с грунта.
Перспективное железнодорожное орудие большого калибра получилось крупным и тяжелым. Вне зависимости от типа использованной пушки, длина комплекса достигала 15,85 м. Поперечные габариты соответствовали требованиям к железнодорожному транспорту. Масса установки с орудием 21 cm SK L/40 C/01 составляла 110,5 т, с более длинным – 104,7 т. При этом в ходе серийного производства, по тем или иным причинам, габариты и масса установки могли изменяться в определенных пределах. Так, значительное влияние на подобные параметры оказало совершенствование устройств для размещения комплекса на позиции.
Вид на казенник пушки с задней платформы
В 1916 году концерн Krupp построил первый образец системы 21 cm SK Peter Adalbert. По некоторым данным, этот комплекс был построен в конфигурации Bettungsschiessgerust – транспортируемой по железной дороге орудийной платформы, требующей установки на грунт. Вскоре было построено еще несколько таких изделий с пушками двух доступных типов. Использование орудийной платформы с характерными особенностями стало поводом для критики со стороны военного ведомства. Армию не устраивала необходимость длительного развертывания орудия на огневой позиции, полностью нивелировавшая все преимущества использования железнодорожного транспорта.
Не позже 1917 года началось строительство транспортеров Eisenbahn, не требующих особой подготовки или разборки путей. Такая техника быстро показала все свои возможности, после чего было принято решение отказаться от предыдущей серийной модификации. С определенного времени все новые образцы строились именно в конфигурации Eisenbahn und Bettungsschiessgerust, которая могла вести огонь как с колес, так и после установки на грунт. Впоследствии уже имеющиеся в войсках орудия прошли модернизацию с перестройкой платформ по новому образцу.
Производство орудий «Петер Адальберт» стартовало в 1916 году и продолжалось примерно в течение двух лет. За это время было изготовлено 11 железнодорожных систем в двух модификациях. Позже все комплексы были перестроены и приведены в соответствие с проектом полноценного транспортера, не требующего длительного развертывания. Именно в таком виде сохранившиеся пушки дожили до конца Первой мировой войны.
Первые железнодорожные орудия, требующие длительного развития, были переданы армии в самом начале 1916 года и вскоре отправились на войну. Эксплуатация техники велась в составе батарей, каждая из которых имела одно орудие и комплект вспомогательного оснащения. 21 февраля 1916-го пушки нового типа совершили свои первые выстрелы по реальным целям. Мишенью для пушек стали объекты противника в районе Вердена. Через несколько месяцев одно из орудий участвовало в битве при Сомме. В 1917 году расчеты Peter Adalbert участвовали в сражениях при Пашендейле и Галлиполи. К участию в Весеннем наступлении 1918 года привлекли сразу семь орудийных батарей.
Артиллерийские системы 21 cm SK Peter Adalbert показали неплохие результаты. Применение тяжелых снарядов в сочетании с большой дальностью выстрела позволяло наносить противнику серьезный ущерб, уничтожая живую силу и разрушая различные укрепления. Существенным минусом было длительное развертывание орудий первой модификации, но впоследствии от этой проблемы удалось избавиться с соответствующими последствиями для эффективности боевой работы.
Гильза 210-мм морского орудия. Рядом для сравнения фуражка немецкого флота
Во время Первой мировой войны, по разным данным, огнем противника было уничтожено лишь несколько орудий «Петер Адальберт». Кроме того, часть пушек стала трофеями противника. В конце 1918 года по одному орудию досталось французскими и американским войскам. Не менее шести пушек все еще оставалось в распоряжении германской армии.
Версальский мирный договор накладывал серьезные ограничения на материальную часть вооруженных сил Германии. В частности, запрещалась разработка и эксплуатация орудий большой и особой мощности. В соответствии с условиями договора, Германия должна была в ближайшее время избавиться от всех железнодорожных пушек, в том числе и от 21 cm SK Peter Adalbert. Тем не менее, на утилизацию отправили только две такие системы. Еще четыре были отправлены в Свинемюнде для использования в составе батареи береговой обороны. Командованию удалось найти лазейку в условиях мирного договора и использовать ее, что позволило уберечь пушки от разборки.
Насколько известно, эксплуатация четырех 210-мм пушек в составе береговых батарей продолжалась в течение нескольких лет, но в дальнейшем они были списаны в связи с выработкой ресурса. Через несколько лет остававшиеся «Петеры Адальберты» тоже отправились на слом. Таким образом, за несколько лет все 11 построенных пушек были уничтожены огнем противника или захвачены в качестве трофея, либо списаны и переплавлены.
Проект 21 cm SK Peter Adalbert был разработан по одной простой причине: у Германии осталось некоторое количество 210-мм морских пушек, которые нельзя было установить на имеющиеся или строящиеся корабли. Вместо утилизации ненужных изделий было решено создать железнодорожную установку нового типа. Было построено только 11 образцов такой техники, однако и такое количество позволило решить основную задачу. Кроме того, новые мобильные орудия пригодились в различных боевых операциях. Тем не менее, всего 11 орудий не смогли изменить ход событий и привести к иному завершению войны.
По материалам сайтов:
http://kaisersbunker.com/
http://navweaps.com/
http://alternathistory.com/
http://forum.axishistory.com/